Концепция нулевого роста, экономическая теория, согласно которой оптимальным является отсутствие роста основных макроэкономических показателей, прежде всего валового внутреннего продукта (ВВП).
Возникла в начале 1960-х гг. в качестве альтернативы общепризнанной в то время концепции экономического роста как важнейшей цели для любого общества.
Дальнейшее развитие концепции нулевого роста произошло в 1970-х гг., когда были опубликованы новые доклады Римского клуба, которые перенесли проблему экономического роста на глобальный уровень.
На основе концепции нулевого роста в 1970-х гг. были разработаны, с одной стороны, планы искусственной деиндустриализации экономик США и СССР и декультуризации развитых обществ, а, с другой, — планы архаизации стран «третьего мира» с помощью различных радикальных псевдо-религиозоных групп, готовых насильственным путем насаждать архаичные формы общественного устройства.
«Римский клуб» (Club of Rome) был создан в 1968 для непосредственной разработки концептуальных основ программы перехода к экономике нулевого роста и глобализации, а также соответствующих методов ее осуществления.
Формальным основателем и первым президентом «Римского клуба» был Аурелио Печчеи – вице-президент компании «Olivetti», член административного совета компании «Фиат».
В основу доктрины, принятой клубом, а также политическим крылом НАТО, легла его книга «Человеческие качества», в которой Пиччеи открыто озвучил гностическую идею о создании людей Князем Тьмы или Темным Демиургом, фактически призвал ликвидировать этого «старого» человека, также поставил задачу создать «нового и соверменного» человека.
Человек не знает, что значит быть настоящим современным человеком.
Человек придумал сказку о Злом Дьяволе, но если когда-либо и существовал злой дьявол, то ЭТО - САМ ЧЕЛОВЕК...
Мы имеем здесь человеческий парадокс: человек попал в ловушку своих исключительных способностей и достижений, как в зыбучие пески – чем больше он использует свою силу, тем больше ее требуется.
С тех пор, как человечество открыло «ящик Пандоры» с новыми технологиями, оно страдает от неконтролируемого прироста населения, мании роста, энергетических кризисов, фактической или потенциальной нехватки ресурсов, загрязнения окружающей среды, ядерного безумия и множества других подобных действий.
Аурелио Печчеи. «Человеческие качества»
За период с 1968 по 1972 год «Римский клуб» превратился в организацию, объединяющую ученых «новой науки», глобалистов, футурологов и интернационалистов разных мастей.
В широком плане предполагаемая программа «Римского клуба» включает в себя разработку и распространение «постиндустриальных» идей, наряду с распространением контркультурных движений и привычек, таких как наркотики, рок, секс, гедонизм, сатанизм, колдовство и «движение зеленых».
«Римский клуб» – это официальное прикрытие организации заговорщиков, представляющей собой союз англо-американских финансистов и старых семей «черной аристократии» Европы, особенно так называемой «аристократии» Лондона, Венеции и Генуи.
[Согласно программе клуба] природные ресурсы должны распределяться в рамках глобального планирования. Национальные государства либо должны принять главенство «Римского клуба», либо жить по закону джунглей и бороться за свое выживание.
Джон Колеман. Комитет 300.
В начале 70–х годов, по поручению «Римского клуба», Дж. Форрестер (США) применил разработанную им методику компьютерного моделирования к «мировой проблематике». Эта работа была основана на методе системной динамики, с помощью которого Дж. Форрестер построил модели «Мир–1» и «Мир–2», отражавшие тенденции в динамике пяти главных взаимосвязанных переменных: населения, капитала, ресурсов, загрязнения и продовольствия.
Результаты исследования были опубликованы в книге «Мировая динамика» (1971). Выводы, изложенные в ней, оказались неутешительными: так как пространство и ресурсы Земли ограничены, дальнейшее развитие человечества (в 20–х годах XXI века) приведет к экологической и гуманитарной катастрофе.
По уточненным данным, начало мировой катастрофы было отсрочено на 40 лет и отнесено к 60-м годам XXI века. Эта работа, выполненная в Массачусетском технологическом институте под руководством Денниса Медоуза, нашла отражение в книге «Границы роста» (1972).
Модели «Форрестера–Медоуза» был дан статус первого отчета «Римского клуба». Именно благодаря работе «Границы роста» идеи глобализации, которые до этого времени зрели в узких кругах транснациональной олигархии, приобрели научную, концептуальную форму.
Причем под глобализацией в данном контексте понимается не столько процесс формирования единой мировой экономики, сколько попытки создать систему управления глобальными процессами.
Для создания «справедливого» глобального мироустройства экспертами Римского клуба было предложено выработать новый общий алгоритм (правила) взаимодействия национальных государств (то, что политики называют Новым Мировым Порядком) и организовать центральный орган, регулирующий их функционирование на благо всей системы (Мировое Правительство).
В качестве решения данной проблемы перенаселения земли уже Дж. Форрестер предлагал использовать созданную им модель «глобального равновесия», которая предполагала создание условий, при которых рост населения Земли будет невозможным, что позволило бы, по его расчетам, к концу XX столетия зафиксировать количество землян на уровне 4,5 млрд.человек.
В рамках вышеизложенного подхода Д. Медоуз предложил реализовать в планетарном масштабе идею «нулевого роста», в соответствии с которой мировая экономика не должна развиваться, а население планеты не должно возрастать.
На первый взгляд выводы экспертов Римского клуба могут показаться вполне здравыми. Однако бесконечные теоретические рассуждения о нехватке ресурсов и необходимости ограничения роста населения скрывают самый важный вопрос поднятой клубом проблемы: какие народы должны сократить свою численность и отказаться от полноценной жизни ради экономии природных ресурсов планеты? Или, иначе говоря, главный вопрос глобализации — кто лишний на этой земле?
Естественно, что прямо указать на тех, кого надлежит упразднить во имя блага всего человечества (как это когда–то с тевтонской прямолинейностью сделал видный европейский политик А. Гитлер), эксперты Римского клуба не решились.
Тем не менее история Запада не дает никаких оснований для надежды на то, что его правящие круги предоставят незападным народами необходимые им ресурсы и материальные блага, которые западные государства настойчиво и целеустремленно отбирали у них на протяжении столетий.
Вся история Запада убедительно свидетельствует о том, что он никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет на уменьшение своего потребления ради выживания незападных народов.