ТРОПИЧЕСКИЙ И ЗВЕЗДНЫЙ ЗОДИАКИ

В настоящее время сформировалось несколько астрологических традиций, в которых используется два вида зодиака – тропический и сидерический (звездный), вследствие чего среди астрологов зачастую вспыхивают дискуссии на тему: какой зодиак «лучше»/«правильнее».

При этом исторический факт состоит в том, что когда индусы заимствовали астрологию от греков (яванов), то разница между сидерическим и тропическим зодиаками ОТСУТСТВОВАЛА. Поэтому объективно не существует никаких препятствий\ограничений в использовании «индийских» техник в тропическом зодиаке.

Что же касается того факта, что средневековые европейские астрологи не использовали эти техники, так тут все достаточн очевидно.

Дело в том, что средневековые европейские астрологи получили свои знания от своих арабских коллег, которые, в свое время, перевели далеко не все греческие тексты, а только избранные. Так главным текстом в арабской астрологии стал считаться Тетрабиблос Птолемея, который в древней греческой астрологии не играл такой основополагающей роли.

В результате в арабской астрологии получил распространение исключительно тропический зодиак, в то время как в эллинистическую эпоху он не был широко распространен, и, наоборот, доминировал звездный (сидерический) зодиак.

Поэтому возникла ситуация, когда индусы заимствовали у древних греков одни техники, а арабы (и вслед за ними европейцы) - другие.

В рамках этой небольшой статьи я попытаюсь осветить вопрос о происхождении обоих зодиаков и сферах их использования.

ОГЛАВЛЕНИЕ

МЕСОПОТАМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

В вавилонской астрологии, являющейся праматерью других астрологических систем, в период ее расцвета сформировалась теория, в рамках которой обосновывалось деление зодиакальной плоскости на четыре квадранта, границами которых были точки равноденствий и солнцестояний.

Причиной возникновения этой теории была потребность в создании календаря, с помощью которого можно было бы определять сроки сельскохозяйственных работ.

При этом официальный календарь, основанный на лунном цикле, не подходил для решения этой задачи, поскольку, во-первых, начало лунного года было плавающим, и, во-вторых, лунные года содержали различное число месяцев – 12 или 13, – в зависимости от того был ли год високосным или простым.

Поэтому земледельцы древней Месопотамии очень рано стали пользоваться календарем, построенным по следующим правилам:

1. Наиболее значимые даты определялись по гелиакическим восходам определенных звезд.

2. Весь год делился на 12 условных месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней!

Таким образом, считалось, что сельскохозяйственный год состоит из 360 дней, а оставшиеся 4 или 5 дней «списывались» на плохие условия наблюдения гелиакических восходов главных звезд. Считалось, что боги по своей воле могли немного задерживать появление на небе своих звезд.

При этом халдеи делили всю небесную сферу на три области, которые назывались «Энлиль», «Ану» и «Эа».

Зона «Ану» – средняя зона, охватывающая область от 30-ого градуса северной небесной широты до 30 градуса южной небесной широты и включавшая в себя весь путь Солнца, в свою очередь, еще делилась на семь сфер, границы которых, пересекаясь с эклиптикой, делили ее на 12 равных знаков.

При этом каждая из сфер управлялась одной из 7 известных на тот момент планет. Эта теория получила широкое распространение в древнем мире. Именно отсюда идет выражение: «оказаться на седьмом небе от счастья», поскольку в вавилонской астрологии седьмое высшее небо находилось под управлением Солнца.

Схематичное изображение деления сферы «Ану» на семь небес представлено на рисунке. Каждому из «небес» соответствует два знака тропического зодиака, хозяином которых становится планета, символически связанная с этим «небом».

Халдейская система соответствия знаков зодиака и планет является тропической в своей основе, поскольку в рамках этой доктрины размещение небес четко увязано с сезонами года.

Так самое нижнее небо, управляемое Сатурном, является одновременно и самым холодным, т.е. соответствует зиме.

А самое верхнее небо, управляемое Солнцем, является самым горячим и соответствует лету. Подтверждение этого тезиса мы находим в вавилонском трактате mulAPIN.

От XII до II [месяца] Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм.

От III 1 до V [месяца] Солнце находится на пути Энлиля: Сбор урожая и жара.

От VI 1 до VIII [месяца] Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм.

От IX 1 до XI [месяца] Солнце находится на пути Эа: Холод.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЗОДИАК

Вследствие наличия такого явления как прецессия [предварение равноденствий], гелиакические восходы звезд постепенно оторвались от определяемых ими сезонов. Постепенно этот отрыв стал настолько велик, что пользоваться календарем, построенным на этой основе, стало невозможно.

Тогда была проведена реформа, суть которой состояла в том, что в качестве реперных точек стали пытаться использовать не гелиакические восходы звёзд, а моменты равноденствий и солнцестояний.

Таким образом, вавилонским астрологам удалось привязать расписание сельскохозяйственных работ к годовому циклу Солнца. При этом условное деление года на 360 дней было оставлено уже в виде деления небесной сферы на 360 градусов.

Так появился известный нам тропический зодиак.

При этом знаки тропического зодиака были названы именами созвездий, которые их вмещали в момент его возникновения. И это стало причиной той путаницы, которая продолжается и по сей день, когда начинающие астрологи просто не могут понять разницы между зодиакальными знаками и зодиакальными созвездиями.

Эта реформа была проведена в Вавилоне в V-м веке до н.э.. Именно тогда вавилонские астрологи начали записывать положения планет по их нахождению в знаках тропического зодиака.

Однако, ради истины надо заметить, что этот вавилонский зодиак был только условно тропическим, поскольку он не отсчитывался непосредственно от точки весеннего равноденствия, которая считалась движущейся относительно зодиака. Т.е. вавилонские жрецы, не смотря на открытие явления прецессии, продолжали привязываться к гелиакическим восходам звезд.

Фактически они создали некий гибрид тропического и звездного зодиака, в рамках которого точка весеннего равноденствия в течении какого-то периода время считалась находящейся в какой-то фиксированной точке эклиптики, которая корректировалась по мере накопления расхождений между восходами звезд и сезонами года.

Например, в момент проведения вавилонской календарной реформы было принято, что точка весеннего равноденствия располагается в 8-м градусе знака Овна. Однако, по мере того, как звезды смещались относительно равноденствий, проводились коррекции положения точки весеннего равноденствия.

Наконец, в третьем веке новой эры, благодаря Клавдию Птолемею, утвердился современный вариант тропического зодиака, в котором точка весеннего равноденствия уже располагалась точно в начале зодиакального круга.

ЗВЕЗДНЫЙ ЗОДИАК

Согласно другой традиции начало зодиака было жестко привязано к неподвижным звездам. В этой традиции зодиак начинался в точке, противоположной звезде Спика. Именно эта традиция легла в основу звёздного зодиака, который в настоящее время используется в индийской астрологии.

Однако, наиболее ранней из всех известных звездных систем является египетская система деканов. Причем сам термин «декан» греческого происхождения. Сами египтяне называли эти звезды либо просто звездами, либо «баранами».

Эти звезды имели туже небесную широту, что и звезда Сириус и располагались равномерно по всему кругу. Таким образом, деканы восходили через равные промежутки времени (40 минут), выполняя роль естественных часов в древнем Египте.

Постепенно сформировалась мифологическая система, в рамках которой каждый из этих деканов обладал определенными свойствами, которые передавались человеку, рожденному в момент восхождения этого декана.

Известны также и другие системы использования неподвижных звезд в древних культурах.

Так наиболее распространенной из них была система, построенная на гелиакических восхождениях неподвижных звезд. Напомню, что гелиакическим восходом называется первая утренняя видимость звезды, когда она восходит непосредственно перед восходом Солнца.

Эта система наиболее широко известна в древних культурах и особенно часто она применялась у индоевропейских народов. Поскольку гелиакические восходы звезд могут наблюдаться приблизительно в одно и тоже время на достаточно больших территориях, то эта система получила распространение у народов ведущих кочевой образ жизни или же проживающих на больших территориях.

Еще один вариант учета неподвижных звезд был распространен в древнем Китае, где активной считалась звезда, восходящая акронически, т.е. звезда восходящая в момент захода Солнца.

Таким образом, постепенно все яркие звезды небесной сферы стали символами определенных мифологических сюжетов, которые активизировались в судьбах людей и народов во время активизации соответствующих звезд.

Первоначально, как было уже сказано выше, активизацией считались моменты восходов звезды, и, в особенности, восходов гелиакических и акронических, во время которых звезда получала дополнительную силу проявления от самого Солнца.

Однако, в культуре древней Месопотамии в конце II-го тыс. до н.э. была разработана поистине революционная концепция, согласно которой «активаторами» звездных мифов стали считаться «блуждающие» звезды, т.е.. Луна и планеты солнечной системы.

Именно этот переход и стал началом уже современной астрологии. В результате наблюдений все яркие звезды и звездные скопления, располагающиеся вдоль эклиптики, т.е. вдоль пути Солнца и планет, были связаны с конкретными мифологическими сюжетами.

При этом звезды были разделены на группы, получившие название созвездий. Именно это и был первоначальный звёздный зодиак (круг жизни), являвшийся символическим отражением космических циклов, которые в равной степени проявлялись как в индивидуальной судьбе человека, так и в судьбах народов и цивилизаций.

Таким образом, звёздный зодиак позволяет определять в какие моменты текущего времени, символами которого являются «блуждающие» звезды, активизируются те или иные мифологические сюжеты, символами которых являются неподвижные звезды, или группы звезд.

Иначе говоря, звездная сфера является циферблатом космических часов, а планеты и светила его стрелками. В результате, мы имеем возможность определять моменты космического времении и наблюдать последовательную активизацию различных мифологических сценариев, т.е. разворот геймармене - всеобщей судьбы всего мироздания.

Поэтому не случайно в халдейской астрологии неподвижные звезды назывались «смыслами», а движущиеся планеты «интерпретаторами» этих смыслов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗОДИАКОВ

Явление прецессии [предварения равноденствий] порождает эффект постепенного смещения оси вращения земли. В результате тропический зодиак медленно смещается относительно неподвижных звезд.

Именно это явление в свое время и породило реальность, в которой фактически сосуществуют два зодиака, а также сложности, с которым неизбежно сталкивается каждый астролог, который попытается разобраться в этой проблеме.

Подобная путаница возникла вследствие того, что за каждым из тропических знаков зодиака закрепилось название того созвездия, которое проецировалось на него в начале нашей эры, когда завершился процесс формирования астрологии, как системы знаний о всобщей симпатии, так и мантической практики, позволяющей видеть судьбы и прогнозировать будущее.

Вопрос этот стал особенно актуален в настоящее время вследствие того, что, благодаря процессу глобализации, начался интенсивный культурный обмен между странами, и мы получили возможность ознакомиться с астрологическим наследием Китая, Индии, Греции, Египта, средневековой Европы и других цивилизаций.

Не смотря на то, что фундаментом большинства существующих в мире астрологических систем является астрология древней Меспотамии, на его основе в рамках каждой из вышеперечисленных традиций были разработаны собственные техники и методы, каждая из которых требует осмысления.

В процессе решения этой проблемы зачастую возникают споры, в которых их участники пытаются доказать друг другу преимущества той или иной системы, в рамках которых зачастую используются разные зодиаки.

Однако, на мой взгляд, решение проблемы заключается в том, чтобы одновременно использовать оба зодиака, разделив их функции.

Так я считаю, что звёздный зодиак, как и ранее, следует использовать для определения смысловых ядер или архетипов судьбы, а тропический зодиак при этом можно уподобить системе «домов земли», по аналогии с тем, как в натальной астрологии используются «дома гороскопа» для описания отдельных сфер жизни отдельно взятого человека.

СОЛНЦЕ В СОЗВЕЗДИЯХ И ЗНАКАХ

Название Тропические
знаки
Равные
созвездия
Неравные
созвездия
Овен 21.03 – 20.04 14.04 – 14.05 19.04 – 14.05
Телец 21.04 – 20.05 15.05 – 14.06 14.05 – 21.06
Близнецы 21.05 – 21.06 15.06 – 16.07 21.06 – 21.07
Рак (Краб) 22.06 – 22.07 17.07 – 16.08 21.07 – 11.08
Лев 23.07 – 22.08 17.08 – 16.09 11.08 – 17.09
Дева 23.08 – 22.09 17.09 — 17.10 17.09 — 31.10
Весы 23.09 — 23.10 18.10 — 16.11 31.10 — 23.11
Скорпион 24.10 – 22.11 17.11 — 15.12 23.11 — 30.11
Змееносец     30.11 — 18.12
Стрелец 23.11 – 21.12 16.12 — 14.01 18.12 — 19.01
Козерог 22.12 — 20.01 15.01 — 12.02 19.01 — 16.02
Водолей 21.01 — 19.02 13.02 — 14.03 16.02 — 12.03
Рыбы 20.02 – 20.03 15.03 – 13.04 12.03 – 19.04

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему написанному, следует повторить основные тезисы.

Во-первых, в шумеро-вавилонской астрологии, являющейся праматерью других астрологических систем, зодиакальные знаки возникли как образы богов-покровителей месяцев года. Поэтому, не смотря на то, что эти образы отождествлялись с созвездиями, вавилонский изначальный зодиак фактически был тропическим.

Во-вторых, разделеине зодиаков на тропический и сидерический фактически произошло в рамках элинистической астрологии, когда Клавдий Птолемей впервые привязал начала зодиакальных знаков к сезонам года.

В-третьих, во II-III вв. н.э произошло окончательное разделение зодиаков, когда индусы заимствовали у древних греков одни техники, а арабы (и вслед за ними европейцы) - другие.

В-четвертых, на мой взгляд, решение проблемы заключается в том, чтобы одновременно использовать оба зодиака, разделив их функции.

Сергей Евтушенко
28 января 09

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬИ

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Б. Ван-дер-Варден. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии». Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна. – М. «Наука», 1991 год.
  • Клавдий Птолемей «Тетрабиблос».