Смысловой основой будущего зодиака, согласно мнению петербургского востоковеда В.В.Емельянова, был ритуальный календарь города Ниппура, бывшего культовым центром шумерской цивилизации.
Этот календарь первоначально употреблялся только на территории г. Ниппура. Однако с начала второго тысячелетия до нашей эры он стал общегосударственным календарём Южной Месопотамии и использовался на территории городов Исин и Ларса.
Поскольку Шумер представлял собой не единое государство, а конфедерацию нескольких городов-государств, часто воевавших друг с другом за первенство, то сложилось представление о периодическом переходе царственности
от одного города к другому.
Согласно этой традиции царь победившего и возвышевшегося города должен был обязательно короноваться в священном городе Ниппуре. Только такая коронация делала легитимным его правление и символизировала переход царственности от одного города к другому.
Вследствие этого обстоятельства календарь культурной и религиозной столицы древней Месопотамии стал считаться эталоном и постепенно вытеснил из употребления календари всех остальных городов, частично включив в себя их смысловое содержание.
Так сформировался единый календарь шумерской цивилизации, легший впоследствии в основу современного зодиака.
№ | Шумерское название | Аккадское название | Реконструкция смысла аккадского названия |
01 | BARA2.ZA3-ĞAR Обновление престолов в святилищах | Нисанну | От шумерского NE.SAG - ЖЕРТВА. Согласно шумерскому ритуалу в этом месяце приносились жертвы, предназначенные для создания времени нового года. nisannu (аккад.) - приношение первенцев. Например, приношение первых плодов фруктовых деревьев. nisu (аккад.) - народ, мужчины. В ассирийскую эпоху - добровольцы, поступившие на службу в царскую армию. nissatu (аккад.) - стенать, рыдать, причитать, скорбеть, смеяться сквозь слезы. nilu (аккад.) - сырость, влага, затопление полей. |
02 | GU4-SI-SU3\SA2 Выгон рогатых волов на поля | Айару |
eru (аккад.) - быть пустым, голым, раздетым.
ersetu (аккад.) - место, земля, страна, ниже, вниз, низина.
agalu (аккад.) - осел. В переносном смысле, тупой или неопытный молодой человек.
|
03 | SIG4 U3-ŠUB-BA ĞAR Помещение кирпича в (кирпичную) форму | Симану |
simtu (аккад.) - ОБРАЗ, отражение, орнамент, украшение.
*zmn - устанавливать срок. общемитский термин, в современных языках означающий «время», предположительно происходит от этого корня. Но такого понятия не существовало во времена древнего Вавилона.
|
04 | ŠU-NUMUN РУКА-СЕМЯ Посев | Дуузу | Думузи – имя бога, соответствующего в финикийском греческом пантеоне Адонису. На этот месяц приходилось летнее солнцестояние, после которого день начинал сокращаться. Древние шумеры и ассирийцы провожали и оплакивали Думузи в этом месяце. |
05 | NE.NE ĞAR Установление жаровен и факелов | Аббу |
abatu (аккад.) - разрушать, ломать, резать. В переносном смысле «пакостить», «причинять вред».
abu (аккад.) - отверствие в гробнице, через которую «кормили» погребенных, и через которые призраки умерших могли выходить из могил.
|
06 | KIN-INNIN СЕРП(работа)-ДЕВА | Улулу | elelu (аккад.) - очищать, отмывать, купаться, делать светлым, посвящать [в мистерии], приобщаться [к таинствам], омолаживать. |
07 | DU6-KU3 Священный холм |
Ташриту |
tashrihtu (аккад.) - прославление, хвастовство.
*shry - начинать. общемитский корень, означающий «начало», «начинание».
|
08 | APIN-DU8 Освобождение плуга | Арахсамни | Арах значит месяц. От корня АРХ, означающего «странник», «путешественник». В данном контексте под «путником» понимается Луна, движущася по своему пути. Самни - «восьмой». То есть просто «Восьмой Месяц». |
09 | GAN-GAN-E3 Выход Хозяина смерти | Кислиму | Происхождение этого названия точно не установлено. Возможные варианты: 1) kisallu - двор, kisalluhhu - загон для овец, kisalmahu - внутренний двор храма. 2) kisimmu - скисшее молоко. |
10 | KU3-ŠEM/ AB-BA-E3Священная (ритуальная) чистота / выход отцов | Тебету | tabaku (аккад.) вращать, поворачивать, переворачивать, изменять, переносить (например, лодки через плотины, перекрывающие поток). Возможно, этот значение связано с зимним солнцеворотом, приходящимся на это время, во время которого время происходит переход в новую реальность. Также этот глагол означает «устанавливать срок полномочий», например, должностных лиц. Поскольку в древнем Шумере в это время было принято проводить торжественные заседания городских парламентов, которые согласно легендам посещали отцы-основатели городов, то, возможно, на этих собраниях, как в древнем Риме, проводились выборы должностных лиц. tabiltu (аккад.) – горшок, емкость для хранения продуктов. tabinu (аккад.) – укрытие или стойло для скота. |
11 |
KU3-ŠEM/AB-BA-E3 Свежий хлеб \Полба
|
Шабату |
sabatu (аккад.) Во-первых, он означает «УДАРЯТЬ», «СМЕТАТЬ» [c пути], «СНОСИТЬ» [подчистую]. Возможно, в данном контексте речь идет об ударах молнии, поскольку это был месяц гроз и разрушительных бурь, во время которых городская инфраструктура зачастую подвергалась разрушениям.
Во-вторых, в переносном смысле он означает «кончать», «заканчивать», а также «падать», например, «падать от усталости». В данном контексте речь может идти об окончании работ, т.е. ЗАВЕРШЕНИИ работ или ПЕРЕРЫВЕ, необходимом для отдыха. В этом смысле корень фигурирует в слове «шаббат» (суббота) - время отдыха.
В-третьих, в производном значение он означает «падший», причем как в прямом значении – «падающий от усталости», так и в переносном – «утративший социальный статус», т.е. маргинал, изгой, отщепенец. В этом значении корень фигурирует в слове «ШАБАШ», означающем собрание падших людей, которым в средневековье называли собрание еретиков, ведьм и колдунов.
saltum (аккад.) - мука высшего качества.
AŠ2.A.AN - ziz2.duru5.an - влажная полба небесная.
Возможно еврейская легенда о «манне небесной», которой Яхве кормил свой народ в пустыне, являлась аллюзией на аккадский миф 11-ого месяца.
|
12 | ŠE.GUR10.KU5 Жатва ячменя | Адару | adaru (аккад.) Во-первых, он означает «темный», «мрачный» или «грязный», «запятнанный». В переносном смысле он мог означать «греховного», т.е. запятнавшего свою репутацию и честь человека. Во-вторых, предположительно было заимствовано греками в значении «невидимый», «вечный», «мрачный», которое стало именем бога подземного Мира. В этом значении АИДом стали называть и сами владения мрачного бога, которые представляли собой темное и гибельное место. В дальнейшем в христианской традиции термином АД стали обозначать место посмертных страданий грешников. |
Перенос семантики месяцев шумерского календаря на зодиакальные созвездия происходил в течение длительного времени (около 1000 лет), в связи с чем проследить все этапы этого процесса по сохранившимся документам в настоящее время не представляется возможным.
Первые изображения, предположительно, знаков зодиака появляются на печатях царей Аккада и межевых камнях уже в начале II-ого тысячелетия до н.э., в то время как первые текстовые сведения о зодиакальных созвездиях появляются только в записях царских ритуалов из Ашшура, относящихся к VIII-VII века до н.э.. В этих текстах, описывающих статуэтки необходимые при гадании, находим «2 статуэтки близнецов», «изображения человекольва», «изображения человекорыбы», «изображение человекоскорпиона» и «изображения рыбокозленка».
В средневавилонский период появляется термин, обозначающий знак зодиака – LU.MAS=аккад. Lumashu. Известно, что сначала им обозначались гелиакически восходящие созвездия, которые служили для разделения года на 12 частей, а позднее – созвездия солнечного Зодиака. Впервые это слово встречается уже в средневавилонском космологическом тексте, где сказано: «Нижние небеса (созданы) из камня «ашпу», на них звезды; «лумашу» богов над ними он (Мардук) начертал». В современном этому тексту астрономическом компендиуме «Когда Ан и Эллиль» также читаем: «Они (боги) начертали подобия звезд – их лумашу». Наконец, в вавилонском эпосе, записанном около VI в. до. н.э., читаем пассаж об установлении зодиакальных созвездий Мардуком: «Звездам подобие их – лумашу – установил он». Из приведенных текстов следует, что термин лумашу означает не само созвездие, а его образ (букв. «подобие»), начертанный рукой бога.
Полный список зодиакальных созвездий впервые появляется только в текстах Персидского и Селевкидского периодов (конец VI – IV века до н.э. ):
1.LU.HUN.GA «Наемный работник», позже UDU «Баран»;
2.GU.AN.NA «Небесный бык»;
3.MAS.TAB.BA GAL.GAL «Великие близнецы»;
4.AL.LUB, ALLA «Рак»;
5.UR.GU.LA, UR.MAH, UR.A «Большая собака», «Лев»;
6.AB.SIN «Борозда» (изображалась дева с пшеничным колосом);
7.Zi-ba-ni-tum, ĜEŠ.RIN2 «Весы»;
8.GIR.TAB «Скорпион»;
9.PA.BIL.SAG «Пабильсаг» (изображался стрелок из лука);
10.SUHUR.MAS «Рыбокозленок»;
11.GU.LA «Великан»;
12.KUN, KU «Хвосты», «Рыба».
Некоторые знаки уже по самому своему названию напоминают названия месяцев Ниппурского календаря, в некоторых угадывается общая с ними семантика. Например, GU.AN.NA и GU-SI-SU\ SA (бык), MAS.TAB.BA и U-SUB-BA GAR (двойственность – двойничество), KIN-INNIN и AB.SIN (дева - борозда
), DU-KU и ĜEŠ.RIN2 (суд – весы).
Однако, в других случаях можно только предполагать, каким сложным, прихотливым путем семантика календарных месяцев переносилась на зодиакальные созвездия.
Овен.
Так, например, LU.HUNGA в том же трактате MUL.APIN названа «звездой Думузи», овечий пастух Думузи изображался с бараньей головой, в первом месяце приносятся в жертву белые барашки и выбирается царь. Думузи в ранней традиции вавилонского эпоса функционально отождествлялся с богом, которым пожертвовали для создания человечества. Получается смысловая цепочка «принесенный в жертву бог – пастух — баран — царь — наемый работник», семантическим ядром которой является принцип добровольной жертвы: бог жертвует собой ради человечества, пастух жертвует бараном стада, баран жертвует собой, царь принимает миссию и жертвует жизнью в конце ее, наемник поступает в распоряжение нанимателя. В связи с данным большим контекстом можно переводить LU.HUNGA не только в узком смысле найма, но и как «доброволец». Толкователи последующих веков выбрали из цепочки жертвенного священного барана и стали называть созвездие Овном.
Телец.
Созвездие Плеяд располагается в непосредственной близости от созвездия Тельца, поэтому когда-то они могли восприниматься как одно созвездие. Отсюда семантическая близость в названии месяца и созвездия.
Близнецы.
Созвездие Близнецов связанно с божествами Лугальгиррой и Месламтаэа (=братья Син и Нергал), охраняющими горы, ведущие в Подземный мир. Через ворота этих гор при восходе и заходе проходит Уту-Шамаш. В месоптамской глиптике аккадского периода имеется ряд изображений, на которых представлен восход Шамаша, появляющегося из ворот. Справа и слева от ворот стоят две совершенно одинаково одетые мужские фигуры.
Рак.
Расшифровка лумашу знака Рака представляет собой достаточно большую проблему, поскольку трудно выстроить непосредственную смысловую ассоциативную цепочку, связывающую этот образ с семантическим ядром месяца посева судьбы.
С одной стороны, семантическая связь созвездия рака с месяцем середины лета может быть установлена следующим образом. В сохранившихся комментариях к знаку Рака указывалось, что с ним был связан вход в «Большой дом», т.е. в подземный мир, который представлял собой грот, пещеру, наполненную водой или омут, т.е. яму на дне водоема. При этом характерно, что подобные ямы являются излюбленным местом обитания раков. Например, во время зимовки в каждой из таких ям одновременно собирается до 20-30 особей. Т.е. фактически древние шумеры имели возможность воочию наблюдать раков, живущих в проходах между мирами. Кроме этого, надо иметь в виду, что рак – сумеречное животное, проявляющее активность на закате солнца, который также отождествлялся с вратами в потусторонний мир.
С другой стороны, вероятно, в шумерской традиции процесс посева семян воспринимался как помещение семян в поземный мир, проходы в который открывались в это время. Таким образом, рак, выступавший в роли проводника в подземный мир, ассоциировался с процессом перехода семян из мира людей в мире мертвых, т.е. с процессом жертвоприношения поземным силам, которые затем в благодарность за эту жертву взращивали новый урожай. В пользу этой версии говорит также то обстоятельство, что рак способен к тому же выползать на сушу и находиться там в течение нескольких часов в поисках пищи. Фактически он реально может существовать в нескольких мирах, т.е. отлично подходит на роль символа проводника между мирами.
Наконец, нельзя обойти вниманием, общеизвестную особенность Рака – перемещение задом наперед. Возможно, что эта особенность породила ассоциацию с процессом перемещения зерна из мира живых в мир мертвых или с обратным ходом времени, противоположным нормальному ходу времени, обуславливающего рост растений из земли. Иными словами, для шумеров рак, вероятно, был символом перемещения из мира живых в мир мертвых, поэтому именно его образ стал лумашу этого месяца.
Лев.
Расшифровка лумашу знака Льва достаточно сложна, поскольку первоначально в шумерской традиции созвездие Льва называлось UR.GU.LA – «Большая собака». Образ собаки гораздо лучше связан с миром мертвых, нежели образ льва, поскольку именно собака в мифологиях многих народов является как проводником людей в потусторонний мир, так и стражем преисподней (пес Гарм в скандинавской мифологии, охраняющий вход в Хель, и пес Цербер, выполняющий аналогичные функции в греческой мифологии). В египетской мифологии образ собакоголового бога Анубиса, сопровождавшего людей в загробный мир, получил наиболее яркое выражение. В шумерской традиции не сохранилось изображений собакоголовых богов, однако, можно предположить, что, возможно, адский пес, был зооморфной ипостасью Намтара – одного из богов подземного мира, вестника хозяйки Иркалы Эрешкигаль. Его имя в переводе означает «отрезатель», т.е. этот бог выполнял роль одной из греческих мойр – перерезал нить жизни и сопровождал душу в подземный мир.
Даже в современной литературе образ ужасающего пса связан с переходом в потусторонний мир. Например, Конан Дойл использовал этот образ в своем рассказе «Собака Баскервилей».
При этом, вероятно, образ большой собаки постепенно был замещен образом Льва по той причине, что главная звезда созвездия Льва Регул в шумерской традиции называлась «Лугал», что в переводе означает «Царь». Вероятно, в результате слияния образов «царя» и «большой собаки» (большого зверя) появился образ льва – царя зверей.
Дева.
Лумашу знака Девы имеет прямую семантическую связь с урожаем, поскольку шумерское созвездие AB.SIN «Борозда» имеет аккадский эквивалент «Колос». В «Звездном плуге» это созвездие отожествляется с богиней Шалой и пшеничным колосом; на селевкидской табличке встречаем символическое обозначение этого созвездия в виде стоящей женской фигуры, которая держит вертикально в правой руке колос. Женская фигура может быть как Иннаной, так и Нисабой (вспомним, что в астрологическом предсказании на VI месяц сказано: в случае яркости Венеры в этот месяц ожидается «изобилие Нисабы», т.е. богатый урожай).
Весы.
Лумашу созвездия Весы вполне понятно только в контексте связи с VII ниппурским месяцем и его ритуалами. Это время осеннего равноденствия, когда происходит почитание богов-судей Подземного мира Ануннаков и очищение правителей страны. Таков загробный, «судный» код этого созвездия, и неслучайно в астрологическом комментарии ассирийской эпохи напротив него читаем: «звезда истины и справедливости». В «звездном плуге» созвездие Весов названо «рога Скорпиона», а в астрологических реляциях ассирийским царям эта часть называется «хвост Скорпиона». По-видимому, в это время созвездие Весов считалось одной из частей созвездия Скорпиона. Здесь как будто заключена игра слов: афразийский глагол zbn означает «взвешивать», а похожий глагол zbn означает действие укола, удара, связанное со словом zanab/zaban «задняя часть, жало, клещи (скорпиона)». Кроме того, на связь созвездия с определением судеб указывает псевдошумерское название zib.an.na «небесное предопределение», несомненно, являющееся осмысленной игрой слов при переводе с аккадского.
Скорпион.
Лумашу месяца скорпиона можно расшифровать, как символ страданий (которые олицетворяет Скорпион, чей яд смертелен), которые должны претерпеть люди в период владычества хаоса. Созвездие «Скорпиона» в компедиуме «MUL.APIN» (Звездный плуг) считалось созвездием богини Ишхары, при этом согласно представлениям I тыс. эта богиня была матерью семерых злых демонов и уподоблялась Тиамат (прародительнице сил хаоса). Таким образом, месяц Скорпиона открывал период торжества сил хаоса, когда демоны, рожденные Ишхарой, получали возможность причинять людям множество страданий.
Стрелец.
Лумашу знака Стрельца изображал Пабильсага – одну из ипостасей Нинурты, которого в I тыс. отождествляли с Нергалом. В этом смысле Пабильсаг очень близок к образу бога войны и эпидемий Эрре, который в этом месяце обретал свою максимальную силу, и которому был посвящен этот месяц шумерского календаря. Поэтому в данном случае мы можем констатировать прямой перенос календарной семантики на зодиакальную.
В одном из ассирийских заклинаний Пабильсаг имеет непосредственное отношение к Подземному миру: «(Будь заклят) дыханием Пабильсага – офицера Подземного мира». Причем существует один вариант прочтения идеограмм, образующих имя хозяина подземного мира, согласно которому оно переводится как «бьющий стрелой», т.е. собственно «стрелец».
Возможно, что традиция изображать Пабильсага в образе кентавра возникла вследствие того, что цивилизованные шумеры именно так представляли своих самых опасных врагов – варварские кочевые племена аравийской пустыни, которые зачастую нападали на богатые месопотамские города. Изображения этих существ встречаются на межевых камнях, отмечающих границы цивилизованного и варварского миров.
Козерог.
Лумашу знака Козерога изображался в виде существа, объединявшего в себе образы «козленка и рыбы», т.е. представлявшего собой зооморфный образ Энки – бородатого хозяина водной стихии, живущего в океане «Абзу» и знающего недоступные тайны глубин. Согласно мифу, изложенному халдейским жрецом Беросом, Энки в этом образе каждую ночь выходил из моря к людям и передавал им знания, необходимые для жизни.
Название созвездия Козерога на шумерском языке состояло из двух слов. Первое слово означает некую рыбу «сухур», игравшую важную роль в культе Энки. Эта рыба приносится в жертву Абзу царем Эанатумом, желающим обрести мудрость и божественное заступничество Энки в борьбе с врагами. Рыбами «сухур» названы в одном позднем тексте семеро шумерских мудрецов, живущих в глубинах океана Абзу. Второе слово хорошо известно и означает «козленок». Козленок почитался у шумеров как существо, в котором скрыта истина, поскольку основным видом гадания в Передней Азии было гадание по печени жертвенного животного.
Семантическая связь этого созвездия с месяцем «ритуальной чистоты», очевидно, заключена в том, что жрец-гадатель, пытающийся проникнуть в тайны будущего путем изучения печени жертвенного животного, должен делать это исключительно в состоянии ритуальной чистоты, поскольку только в этом случае у него есть шанс правильно расшифровать знаки. Только человек с чистой душой может обрести мудрость.
Водолей
Связь созвездия GU.LA «Великан» (будущего Водолея) с месяцем полбы непонятна. Э.Порада в своем этюде о происхождении образа Водолея усматривает корреляцию между средневековым образом длинноволосого мужчины, льющего воду из двух сосудов, и образом шумерской глиптики — фигурой высокого бородатого мужчины, стоящего на животном (рыбокозлёнке, козе) или на горе. От мужчины исходило два водных потока (из кувшина, двух ваз или из плеч), иногда в потоках изображались рыбы. Вполне вероятно, что этим мужчиной был сам бог Энки в своем антропоморфном облике, — тогда gu-la «великий (ростом)», может быть эпитетом Энки. Весьма символично изображение высокого длинноволосого бородатого мужчины с двумя потоками, исходящими из плеч, с луной слева и звездой справа — выразительный образ человека, живущего между временем и вечностью.
Однако мы полагаем, что дело не только в этом, но и в том времени года, которым руководило созвездие GU.LA: это время сильных дождей и сверхраннего разлива каналов, время Ишкура-Адада и Энки-Эа. Ассоциация могла идти просто от погодных условий, установившихся при гелиакическом восхождении Великана. Подобное предположение может быть подкреплено следующим аргументом. Из всего рода Пшениц полба является наиболее неприхотливой к погодным условиям, поэтому, очевидно, ее посев и производился в наиболее неблагоприятное время года, когда сеять другие виды злаковых культур было очень рискованно. В этом смысле полба, вероятно, символизировала для древних шумеров силу жизни, преодолевающей буйство хаоса, что и является базовым смыслом знака Водолея.
Рыбы.
Лумашу знака Рыб изображался в виде рыбьих хвостов. Семантика жатвы и рыбьих хвостов (либо самих рыб) указывала на завершение годового цикла и указывала на время подведения итогов. Рыбы также были священными животными Энки, поэтому и этот месяц также был связан с владыкой подводного мира.
Все ушедшее в этот период растворялось в хаосе водной стихии. Этот месяц завершал владычество сил хаоса на земле и содержал в себе потенциал будущего мира, который должен был подняться из-под воды. Символом этого потенциала было созвездие «поле» (современный квадрат Пегаса), образ которого воспринимался как готовое к обработке поле, залитое водой. Когда вода уйдет, на поле появятся всходы нового урожая, т.е. ростки нового мира.