Древние представления о времени существенно отличались от современных. Так привычное нам восприятие времени как некой универсальной бесконечной шкалы, с помощью которой мы синхронизируем события нашей жизни, появились достаточно недавно всего около 3-х веков назад, поскольку фактическим родоначальником подобной концепции времени был Исаак Ньютон.
Однако, в более ранние времена люди воспринимали время совершенно иначе. В доосевую эпоху не существовало привычной нам хронологической системы, состоящей из долгого ряда лет с фиксированной точкой отсчета.
Согласно представлениям, бытовавшим на рубеже I-ого тыс. до н.э., когда в Вавилоне создавалась астрология, вообще не существовало представлений о каком-то едином времени. Время представлялось жителям древней Месопотамии той эпохи СОВОКУПНОСТЬЮ ОСОБЫХ СУЩНОСТЕЙ, которые являлись ОЛИЦЕТВОРЕНИЯМИ отдельных отрезков времени таких как ЧАС, ДЕНЬ, МЕСЯЦ, ГОД и т.д..
Причем согласно этим представлениям каждая такая «хроносущность» обладала собственной СУДЬБОЙ, вследствие чего имела уникальный характер, который и ОПРЕДЕЛЯЛИ С ПОМОЩЬЮ АСТРОЛОГИИ. Поэтому одной из главных задач вавилонских астрологов было определение СУДЕБ ВРЕМЕН, ВЕЩЕЙ и ЛЮДЕЙ.
Поэтому в соответствии с древней традицией, у каждой хроносущности должен был быть собственный бог-покровитель, который отвечал за ее состояние и управлял ее поведением в соответствии с замыслами верховного совета богов Месопотамии.
Таким образом, в приведенной таблице размещены месяцы вавилонского календаря и соответствующие им боги-покровителя из месопотамского пантеона.
В последнем столбце даны зооморфные ипостаси богов-покровителей, согласно месопотамской и египетской мифологической традиции. Они позволяют глубже понять смысл этой символической системы.
Организация вавилонского календаря.
Древний календарь города Ниппура, судя по сохранившимся «астролябиям», был солнечным и тропическим, т.е. его разделение на месяцы производилось с опорой на точки РАВНОДЕНСТВИЙ и СОЛНЦЕСТОЯНИЙ. Помимо месяцев год также делился на 10 дневные отрезки времени – условные деканы. Каждый декан маркировался гелиакическим восходом определенной звезды. Причем, соответствие начал сезонов и гелиакических восходов звезд, служивших их астральными маркерами, корректировалось, примерно, раз в 500 лет.
В более позднюю аккадскую эпоху распространение получил солнечно-лунный календарь, в котором год делился на 12 или 13 синодических лунных месяцев, каждый из которых считался промежутком времени от одной НЕОМЕНИИ (первого появления молодой луны) до следующей.
Поскольку сутки в календарях семитских народов принято отсчитывать от одного заката Солнца до следующего заката, то первыми сутками месяца считались сутки, когда после захода Солнца на небе появлялся молодой серп Луны.
Таким образом, каждый месяц имел протяженность 29 или 30 дней, и, примерно, делился на 4 недели (по числу лунных фаз), длительностью по 7 дней каждая. Причем последние дни месяца – дни, когда луна не была видна на небе, изначально не принимались в расчет, поскольку считалось, что в этот период бог луны Син пребывает в своем АКИТУ – «месте силы».
Для согласования продолжительности лунного и солнечного года иногда добавлялись вставные месяцы, в название которых добавлялось определение «второй». Например, «второй Адару» или «второй Улулу».
В своей реконструкции я использую наиболее совершенную систему согласования солнечного и лунного календарей, когда полнолуние должно обязательно оказаться в пределах солнечного тропического месяца.
В том случае, если на месяц выпадает два полнолуния сразу, то оба месяца носят одно имя, но первый из них является вставным. Подобный метод позволяет наиболее точно согласовывать лунные и тропические месяцы.
Календарь и зодиакальные созвездия
ВНИМАНИЕ! Приведенные в таблице соответствия месяцев вавилонского календаря и зодиакальных созвездий относятся к КОНЦУ I-ого ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НОВОЙ ЭРЫ. Т.е. относятся к той эпохе, когда формировался современный зодиак.
В современную эпоху вследствие ПРЕЦЕССИИ зодиакальные созвездия СДВИНУЛИСЬ относительно тропических знаков шумерского солнечного календаря, примерно, НА 30 ГРАДУСОВ ЭКЛИПТИЧЕСКОЙ ДОЛГОТЫ, т.е. на ЦЕЛЫЙ ЗНАК.
Поэтому в наши дни, например, звездным маркером месяца НИСАНУ – первого месяца вавилонского календаря, – будет созвездие РЫБ, а не ОВНА, как это было 2 тыс. лет назад.
В силу этого обстоятельства, знаки тропического зодиака правильнее было бы обозначать именами шумерских тропических месяцев, которые приведены в 3- м столбце таблицы, а не именами зодиакальных созвездий.
Сводная таблица
Современные месяцы |
Аккадские лунные месяцы |
Шумерские тропические месяцы |
Мифолог. персонаж |
---|---|---|---|
21 марта- 19 апреля |
НИСАНУ «жертва» |
АЛТАРЬ Обновление алтарей в святилищах |
ДУМУЗИ – Бог плодородия. Приносящий себя в жертву ради рождения нового мира и воскресающий вновь. |
20 апреля- 20 мая |
АЙАРУ «голая земля» |
ВЫГОН Выгон рогатых быков на поля |
ИННАНА – Богиня плодородия и любви. Супруга Думузи. Порождающая формы Мира. |
21 мая- 20 июня |
СИМАНУ «отражение» |
КИРПИЧ Помещение глины в форму для кирпичей |
КУЛА – Бог кирпича. Архитектор и строитель, воплощающий формы в вещи. |
21 июня- 20 июля |
ДУУЗУ «думузи» |
ПОСЕВ Посев семян в землю |
НИНАЗУ – «Госпожа, знающая воду». В поздней мифологии переходит в мужской пол и становится «богом подземной реки», хранителем живой воды и целителем. РЕНЕНУТЕТ - «дающая имя». Древнеегипетская богиня плодородия и урожая, вскармливаяющая молоком фараона. |
21 июля- 22 августа |
АББУ «причинять вред» |
ОГОНЬ Установление факелов и жаровен |
ГИЛЬГАМЕШ - покровитель царей, героев и отважных людей. В подземном Мире носит имя ГИШЗИДА («Стойкое дерево») и является стражем небесных врат. Его помощником является бог ГИРРА – бог солнечного зноя и огня. |
23 августа- 21 сентября |
УЛУЛУ «очищение» |
РАБОТА Служба (работа) дев |
НИСАБА Богиня зерен и колосьев, богиня знаний и мудрости, счастья и достатка. Ее ТЕНЬЮ является НАМТАР - бог страданий, горя и лютой смерти. |
22 сентября- 21 октября |
ТАШРИТУ «начало» |
ХОЛМ Священный холм - место суда. |
ШАМАШ - Бог Солнца в ипостаси справедливого судьи и председатель коллегии Аннунаков. |
22 октября- 21 ноября |
АРАХСАМНУ «восьмой» |
ПЛУГ Освобождение плуга. Уборка плугов в хранилища. |
ЭРЕШКИГАЛЬ «Владычица подземного мира». Повелительница хтонических сил. Хозяйка мертвых. Сестра Иннаны. Под именем Ишхары «владычица справедливости и суда». Мать «СЕМЕРКИ» - демонов хаоса, разрушающих Мир. |
22 ноября- 21 декабря |
КИСЛИМУ «кислый?» |
УБИЙЦА Выход хозяина смерти |
ПАБИЛЬСАГ Бог «плохой» войны, «великий убийца», командующий армией царя подземного Мира Нергала. |
22 декабря- 19 января |
ТЕБЕТУ «поворот» |
ПУСТОТА Священная (ритуальная) чистота |
ГУЛА Богиня врачевания, способная воскрешать мертвых. |
20 января- 18 февраля |
ШАБАТУ «разрушение», «падший» |
ПОЛБА Посев полбы |
ИШКУР-АДАД. Бог-громовержец. Бог удачной и «правильной» войны, главный витязь богов. dIM - Бог дождя. Покровительствовал охоте и военным походам. |
19 февраль- 20 марта |
АДАРУ «темный» |
ЯЧМЕНЬ Жатва ячменя, приготовление пива |
ТИАМАТ богиня моря. Олицетворение первобытного океана-хаоса солёных вод, из которого родилось всё. |
Сергей Евтушенко
22 ноября 20