Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны», аккад. Ду’узу, у западных семитов Таммуз — сын бога мудрости и хозяина земли бога ЭНКИ, божественный пастух, умирающий и воскрешающийся бог растительности, воды и плодородия, олицетворяющий месопотамский земледельческий цикл.
Божественный покровитель месяца Нисану – первого месяца Вавилонского календаря. Зооморфной ипостасью бога Думузи был баран, ставший в ассирийский период (X-VII вв до н.э.) ЛУМАШУ (двойником-образом) шумерского созвездия «Доброволец», гелиакический восход которого в I-м тыс. до н.э. приходился на весеннее равноденствие.
Согласно реконструкции шумеро-вавилонского мифа бог Думузи добровольно жертвовал собой в месяце Нисане ради того, чтобы человечество могло получить новый урожай и, соответственно, новую жизнь.
Вероятно, весенний миф о боге плодородия, жертвующим собой ради будущего урожая, впоследствии лег в основу христианского мифа о самопожертвовании Христа, ради спасения греховного человечества от гибели.
После совершения акта самопожертвования и чудесного воскресения Думузи вступал в ритуальный брак с богиней плодородия Иннаной, от союза с которой рождались ФОРМЫ всех вещей нового Мира.
После успешного выполнения своей миссии в четвертом месяце вавилонского календаря по приговору Аннунаков - богов-судей подземного Мира, - должен был ежегодно спускаться в подземный Мир, где проводить полгода. Остальные полгода там должна была находиться за него его сестра богиня виноделия Гештинанна. Миф, очевидно, связан с сезонностью сельскохозяйственных работ и с целым рядом мифов об умирающих и воскресающихся богах.
Момент нисхождения Думузи в потусторонний Мир в мрачное царство богини смерти Эрешкигаль повсеместно отмечался на Ближнем и Среднем востоке всеобщим трауром и массовыми плачами. В VII-м в до н.э. этой традиции следовали и иудеи. Пророк Иезекииль видел плачущих по Таммузу женщин у северных врат иерусалимского храма в пятый день шестого месяца иудейского календаря незадолго до его разрушения вавилонским царем Навуходоносором (Набу-кудурри-уцур, букв. «Набу, первенца храни»).
В плачах о смерти Думузи он выступает в первую очередь как божество цветущей степи (и одновременно как пастух со свирелью), его гибель-исчезновение связывается с летней засухой.
Сергей ЕвтушенкоCopyright © 2003-2025, «Аримойя»
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.