ЛУМАШУ - ОДУШЕВЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ БОГОВ
Первый астрологический компендиум, который создается в средневавилонский период, – компендиум «Энума-Ану-Энлиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам).
В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, – то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин – «манзазу», позже – «манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту» означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначала стоянку Луны или Солнца.
Слово «манзальту» было заимствовано евреями в период, когда они были насильственно переселены в Вавилон. У евреев оно стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» – изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.
В средневавилонское время возникает термин «лумашу», термин гораздо более загадочный. Ни в одном семитском языке нет такого термина. Известно, что сначала им обозначались гелиакически восходящие созвездия, которые служили для разделения года на 12 частей, а затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века – это уже зодиак как таковой.
Впервые это слово встречается уже в средневавилонском космологическом тексте, где сказано: «Нижние небеса (созданы) из камня: «ашпу», на них звезды; «лумашу» богов над ними он (Мардук) начертал». В современном этому тексту астрономическом компендиуме «Когда Ан и Эллиль» также читаем: «Они начертали подобия звезд — их «лумашу». В надписи Асархаддона (VII в.) также находим интересное упоминание термина: «Я начертал на них «лумашу» — подобия моего написанного имени». Наконец, в вавилонском эпосе, записанном около VI в., читаем пассаж об установлении зодиакальных созвездий Мардуком: «Звездам подобие их — «лумашу» — установил он». Из приведенных текстов следует, что: а) известный со средневавилонского времени термин «лумашу» означает не само созвездие, а его образ (букв. «подобие»), начертанный рукой бога; б) этот образ созвездия может использоваться в качестве оберега для царского имени.
Можно предположить, что «лумашу» были связаны, в первую очередь, с Солнцем. Об этом свидетельствует фрагмент таблички VII в.: «При восходе и заходе Солнца он (Мардук) установил «лумашу» и даровал им путь/ дорогу (?)». Насколько нам известно, звезды 18-частной лунной эклиптики никогда не обозначались этим термином, и потому не были собственно Зодиаком.
Таким образом, можно констатировать, что на самом раннем этапе становления шумерской астрологии знаки зодиака были выделены в качестве отдельных сущностей – «лумашу», которые не были тождественны зодиакальным созвездиям, хотя изначально и возникли в качестве терминов, обозначающих стоянки Солнца. Знаки зодиака, которые назывались «Лумашу богов», согласно шумерской традиции находились над звездами, где их установил Мардук.
Этимология этого термина может быть следующей. Идеограмма 𒇽 (LU2) - означала в широком смысле живое существо, а в узком смысле человека, как живую куклу богов. Идеограмма 𒈦 (MASH) обозначала двойника, близнеца, копию. Таким образом, этот термин с опредленной долей верояности означает "ЖИВОЙ ДВОЙНИК".
Интересно, что греческий термин «ζωδιον», которым обозначали знаки зодиака в Греции, и от которого произошел современный термин «зодиак», буквально обозначал фигурку или изображение животного и возник от сочетания двух слов: «ζωη» (живой или животный в зависимости от контекста) и «διος» (божественный, священный, буквально «зевсовый»). Что говорит о том, что эти фигурки или изображения животных изначально считались священными предметами культа.
При этом весьма показательно, что текстовые описания неких культовых предметов, напоминающих изображения и фигурки зодиакальные созвездия, впервые встречаются в записях царских ритуалов из Ашшура, относящуюся к касситскому периоду (XVI-XII вв. до н.э.). Таким образом, есть основания полагать, что изображения созвездий «лумашу» использовались в культовой и мантической практике задолго до появления концепции известного нам зодиака.
В заключение необходимо упомянуть, что Платон в своей работе «Послезаконие» указывает, что zoidia (множественное число от zoidion), которое в русском издании переведено как «небесные явления», «…представляют собой порождения души и тела!». Т.е. фактически Платон говорит о том, что zoidion (знаки зодиака) представляют собой идеальные живые сущности, являющиеся образами богов, своего рода изваяниями, созданными самими богами, т.е. фактически живыми иконами богов.
ИТИ И ЛУМАШУ
НИППУРСКИЕ МЕСЯЦЫ И ЗОДИАКАЛЬНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ
№ | ИТИ | ШУМ. НАЗ. |
МАНЗАЗУ | ШУМЕРСКОЕ НАЗВАНИЕ |
---|---|---|---|---|
01 |
![]() |
BARA2 престол |
![]() |
LU2.HUN.GA2 доброволец |
02 |
![]() |
GU4 бык |
![]() |
GUD.AN.NA бык небес |
03 |
![]() |
SIG4 инстр. |
![]() |
MASH.TAB.BA близнецы |
04 |
![]() |
ŠU рука |
![]() |
AL.LUB рак |
05 |
![]() |
NE огонь |
![]() |
UR.GU.LA лев |
06 |
![]() |
KIN серп |
![]() |
AB.SIN2 борозда |
07 |
![]() |
DU6 холм |
![]() |
ĜEŠ.RIN2 весы |
08 |
![]() |
APIN плуг |
![]() |
GIR2.TAB скорпион |
09 |
![]() |
GAN медведь |
![]() |
PA.BIL.SAG стрелец |
10 |
![]() |
AB отец |
![]() |
SUHUR.MASH рыбо-козел |
11 |
![]() |
UD2 хлеб |
![]() |
GU.LA2 великан |
12 |
![]() |
ŠE ячмень |
![]() |
KUN.MES хвост тьмы |
ЗОДИОНЫ И ЭОНЫ
ЗНАКИ ЗОДИАКА И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭОНЫ
№ | ИТИ | ЭОН | СВОЙСТВА |
---|---|---|---|
01 |
![]() |
УТЕШИТЕЛЬ (др.-греч. παράκλητος — защитник, заступник; в новозаветном греческом в знач. «утешитель») — человек, которого призывают на помощь, для утешения. В Евангелии — одно из имен Духа Святого, ипостаси Св. Троицы: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:17-26), — наставлял Иисус учеников во время Тайной вечери. | МОНАДА |
02 |
![]() |
ПРАМАТЬ (др.-греч. Μητρικός) |
СИЗИГИЯ |
03 |
![]() |
ВЕЧНЫЙ РАЗУМ (др.-греч. Αεινοῦς) |
ЭЙДОС И МЕОН |
04 |
![]() |
НАДЕЖДА (др.-греч. Ελπίς) |
СТАНОВЛЕНИЕ |
05 |
![]() |
ПРОПОВЕДУЮЩИЙ (др.-греч. Εκκλησιαστικός) |
|
06 |
![]() |
СОВЕРШЕННЫЙ \ ЗАВЕРШЕННЫЙ (др.-греч. Θελητός ) |
|
07 |
![]() |
ВЕРА (др.-греч.Πίστις ) |
|
08 |
![]() |
ЛЮБОВЬ (др.-греч. Αγάπη) |
|
09 |
![]() |
СВЯЗЬ (РЕЛИГИЯ) (др.-греч. Συνεσις) |
|
10 |
![]() |
ПРАОТЕЦ (др.-греч. Πατρικός) |
|
11 |
![]() |
БЛАЖЕННЫЙ (др.-греч. Μακαριώτης) |
|
12 |
![]() |
ПРЕМУДРОСТЬ ( др.-греч. Σοφία ) — в гностицизме — женский двенадцатый эон, замыкающий плерому. Ей отводится особая роль в космогонии гностицизма: устремившись в страстном порыве к Первоотцу, желая созерцать его, София нарушает тем самым целостность Плеромы и оказывается исторгнутой из неё. Её негативные эмоции (ужас, печаль, изумление) порождают душу и материю. Она производит на свет Демиурга, создающего из них материальный мир. Втайне от него София подмешивает в этот мир пневму — дух. Она без мужского начала порождает бесформенную Ахамот, уподобляемую выкидышу. Ахамот была исторгнута из плеромы, Софию же вернули назад. |