ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
ПРОГНОЗЫ
РОЗА МИРА

КОНЦЕПЦИЯ ЗОДИАКА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛУМАШУ - ОДУШЕВЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ БОГОВ

Первый астрологический компендиум, который создается в средневавилонский период, – компендиум «Энума-Ану-Энлиль», что означает «Когда Ан и Энлиль…» (названия текстов обозначались по первым строчкам).

В эту же эпоху возникает и термин, обозначающий стоянку Луны, а затем и Солнца, вблизи созвездия, – то, что в последствии будет названо «зодиаком». Первый такой аккадский термин – «манзазу», позже – «манзазту», после ассимиляции в ассирийское время – «манзальту» означает «стоянка». Сначала «манзальту» обозначала стоянку Луны или Солнца.

Слово «манзальту» было заимствовано евреями в период, когда они были насильственно переселены в Вавилон. У евреев оно стало иметь вид «маззаль», что поначалу означало стоянку Луны или Солнца, потом стало означать Зодиак, затем – судьбу, удачу, и знаменитое еврейское выражение «мазл тов» – изначально именно астрологический термин «благоприятная судьба». Таким образом, вавилонский астрологический термин превратился в иврите, а потом в идише в благопожелание.

В средневавилонское время возникает термин «лумашу», термин гораздо более загадочный. Ни в одном семитском языке нет такого термина. Известно, что сначала им обозначались гелиакически восходящие созвездия, которые служили для разделения года на 12 частей, а затем стоянки Солнца, и в результате в гороскопных текстах 5-3 века – это уже зодиак как таковой.

Впервые это слово встречается уже в средневавилонском космологическом тексте, где сказано: «Нижние небеса (созданы) из камня: «ашпу», на них звезды; «лумашу» богов над ними он (Мардук) начертал». В современном этому тексту астрономическом компендиуме «Когда Ан и Эллиль» также читаем: «Они начертали подобия звезд — их «лумашу». В надписи Асархаддона (VII в.) также находим интересное упоминание термина: «Я начертал на них «лумашу» — подобия моего написанного имени». Наконец, в вавилонском эпосе, записанном около VI в., читаем пассаж об установлении зодиакальных созвездий Мардуком: «Звездам подобие их — «лумашу» — установил он». Из приведенных текстов следует, что: а) известный со средневавилонского времени термин «лумашу» означает не само созвездие, а его образ (букв. «подобие»), начертанный рукой бога; б) этот образ созвездия может использоваться в качестве оберега для царского имени.

Можно предположить, что «лумашу» были связаны, в первую очередь, с Солнцем. Об этом свидетельствует фрагмент таблички VII в.: «При восходе и заходе Солнца он (Мардук) установил «лумашу» и даровал им путь/ дорогу (?)». Насколько нам известно, звезды 18-частной лунной эклиптики никогда не обозначались этим термином, и потому не были собственно Зодиаком.

Таким образом, можно констатировать, что на самом раннем этапе становления шумерской астрологии знаки зодиака были выделены в качестве отдельных сущностей – «лумашу», которые не были тождественны зодиакальным созвездиям, хотя изначально и возникли в качестве терминов, обозначающих стоянки Солнца. Знаки зодиака, которые назывались «Лумашу богов», согласно шумерской традиции находились над звездами, где их установил Мардук.

Этимология этого термина может быть следующей. Идеограмма 𒇽 (LU2) - означала в широком смысле живое существо, а в узком смысле человека, как живую куклу богов. Идеограмма 𒈦 (MASH) обозначала двойника, близнеца, копию. Таким образом, этот термин с опредленной долей верояности означает "ЖИВОЙ ДВОЙНИК".

Интересно, что греческий термин «ζωδιον», которым обозначали знаки зодиака в Греции, и от которого произошел современный термин «зодиак», буквально обозначал фигурку или изображение животного и возник от сочетания двух слов: «ζωη» (живой или животный в зависимости от контекста) и «διος» (божественный, священный, буквально «зевсовый»). Что говорит о том, что эти фигурки или изображения животных изначально считались священными предметами культа.

При этом весьма показательно, что текстовые описания неких культовых предметов, напоминающих изображения и фигурки зодиакальные созвездия, впервые встречаются в записях царских ритуалов из Ашшура, относящуюся к касситскому периоду (XVI-XII вв. до н.э.). Таким образом, есть основания полагать, что изображения созвездий «лумашу» использовались в культовой и мантической практике задолго до появления концепции известного нам зодиака.

В заключение необходимо упомянуть, что Платон в своей работе «Послезаконие» указывает, что zoidia (множественное число от zoidion), которое в русском издании переведено как «небесные явления», «…представляют собой порождения души и тела!». Т.е. фактически Платон говорит о том, что zoidion (знаки зодиака) представляют собой идеальные живые сущности, являющиеся образами богов, своего рода изваяниями, созданными самими богами, т.е. фактически живыми иконами богов.

ИТИ И ЛУМАШУ

НИППУРСКИЕ МЕСЯЦЫ И ЗОДИАКАЛЬНЫЕ СОЗВЕЗДИЯ

ИТИ ШУМ.
НАЗ.
МАНЗАЗУ ШУМЕРСКОЕ
НАЗВАНИЕ
01 BARA2
престол
LU2.HUN.GA2
доброволец
02 GU4
бык
GUD.AN.NA
бык небес
03 SIG4
инстр.
MASH.TAB.BA
близнецы
04 ŠU
рука
AL.LUB
рак
05 NE
огонь
UR.GU.LA
лев
06 KIN
серп
AB.SIN2
борозда
07 DU6
холм
ĜEŠ.RIN2
весы
08 APIN
плуг
GIR2.TAB
скорпион
09 GAN
медведь
PA.BIL.SAG
стрелец
10 AB
отец
SUHUR.MASH
рыбо-козел
11 UD2
хлеб
GU.LA2
великан
12 ŠE
ячмень
KUN.MES
хвост тьмы

ЗОДИОНЫ И ЭОНЫ

ЗНАКИ ЗОДИАКА И ГНОСТИЧЕСКИЕ ЭОНЫ

ИТИ ЭОН СВОЙСТВА
01

УТЕШИТЕЛЬ (др.-греч. παράκλητος — защитник, заступник; в новозаветном греческом в знач. «утешитель») — человек, которого призывают на помощь, для утешения.

В Евангелии — одно из имен Духа Святого, ипостаси Св. Троицы: «Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:17-26), — наставлял Иисус учеников во время Тайной вечери.

МОНАДА
02

ПРАМАТЬ (др.-греч. Μητρικός)

СИЗИГИЯ
03

ВЕЧНЫЙ РАЗУМ (др.-греч. Αεινοῦς)

ЭЙДОС И МЕОН
04

НАДЕЖДА (др.-греч. Ελπίς)

СТАНОВЛЕНИЕ
05

ПРОПОВЕДУЮЩИЙ (др.-греч. Εκκλησιαστικός)

06

СОВЕРШЕННЫЙ \ ЗАВЕРШЕННЫЙ (др.-греч. Θελητός )

07

ВЕРА (др.-греч.Πίστις )

08

ЛЮБОВЬ (др.-греч. Αγάπη)

09

СВЯЗЬ (РЕЛИГИЯ) (др.-греч. Συνεσις)

10

ПРАОТЕЦ (др.-греч. Πατρικός)

11

БЛАЖЕННЫЙ (др.-греч. Μακαριώτης)

12

ПРЕМУДРОСТЬ ( др.-греч. Σοφία ) — в гностицизме — женский двенадцатый эон, замыкающий плерому.

Ей отводится особая роль в космогонии гностицизма: устремившись в страстном порыве к Первоотцу, желая созерцать его, София нарушает тем самым целостность Плеромы и оказывается исторгнутой из неё.

Её негативные эмоции (ужас, печаль, изумление) порождают душу и материю. Она производит на свет Демиурга, создающего из них материальный мир. Втайне от него София подмешивает в этот мир пневму — дух. Она без мужского начала порождает бесформенную Ахамот, уподобляемую выкидышу. Ахамот была исторгнута из плеромы, Софию же вернули назад.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬИ

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Б. Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна — М: Наука, 1991
  • В.В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история зодиакаСПб: Петербургское востоковедение, 1999
  • Г.К. Куртик Звездное небо Древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светилСПб.: Алетея, 2007
  • ПРИМЕЧАНИЯ