ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
УСЛУГИ
ОТЗЫВЫ

ХОРАР БЕРЛИОЗА

АНАЛИЗ ХРОНОЛОГИИ РОМАНА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Председатель массолита Михаил Берлиоз задал профессору Воланду вопрос о форме своей смерти. Ответ на этот вопрос и его немедленная реализация послужили толчком к началу действия романа Михаила Булгакова Мастер и Маргарита.

Реконструкции карты этого знаменитого хорара и возможной его интерпретации посвящена эта заметка.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РЕКОНСТРУКЦИЯ КАРТЫ

Все читатели романа «Мастер и Маргарита» несомненно помнят знаменитый эпизод, в котором описывается беседа, в которой приняли участие председатель массолита Михаил Берлиоз, поэт Иван Бездомный и иностранный «профессор» Воланд.

Согласно видению Михаила Булгакова судьба свела этих персонажей на Патриарших прудах, где и состоялся знаменитый разговор, в ходе которого Воланд ответил на роковой вопрос, невольно заданный Михаилом Берлиозом:

– Кирпич ни с того ни с сего, – внушительно перебил неизвестный, – никому и никогда на голову не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в коем случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.

– Может быть, вы знаете, какой именно? – с совершенно естественной иронией осведомился Берлиоз, вовлекаясь в какой-то действительно нелепый разговор, – и скажете мне?

– Охотно, – отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...» – и громко и радостно объявил: – Вам отрежут голову!

Этот отрывок уже неоднократно привлекал внимание астрологов, которые пытались разгадать смысл этой фразы и найти ей какое-то адекватное толкование.

Однако, факт состоит в том, что Михаил Булгаков, хотя и интересовался мистикой, но астрологию серьезно не изучал, поэтому при всем желании не мог составить какое-то адекватное астрологическое эссе.

Поэтому вместо того, чтобы пытаться найти какой-то смысл в наборе псевдоастрологических фраз, который Булгаков заставил пробормотать Воланда, необходимо построить реальную ХОРАРНУЮ КАРТУ, по которой «дух зла и теней» мог бы вынести настоящее астрологическое суждение.

Итак, что нам известно, о дате и времени знаменитой встречи на Патриарших Прудах?

ВО-ПЕРВЫХ, эта встреча произошла на страстной неделе в среду накануне Вальпургиевой ночи, когда по традиции нечистая сила проводит свои ежегодные шабаши.

Таким образом, это событие случилось в год, когда православная Пасха выпадала на 2 мая, а Вальпургиева ночь приходилась, соответственно, на самый трагический момент во всем христианском календаре — ночь с пятницы на субботу, когда, согласно христианскому преданию, Иисус после смерти на кресте спускался в Ад.

Поскольку действие романа Булгакова разворачивается в 20-е или 30-е годы прошлого века, то легендарная встреча могла состоятся либо в 1926 или в 1937 году, когда Пасха приходилась на 2 мая. Кстати, в последний раз такая Пасха состоялась в 2021 году.

ВО-ВТОРЫХ, время задания вопроса — ВЕЧЕР, о чем прямо сообщает Воланд, когда, очевидно, в уме строит карту вопроса.

Если считать, что вечер это — время заката Солнца, то это означает, что Берлиоз задал свой вопрос в 8-м часу после полудня, когда в начале мая происходит заход Солнца на широте Москвы.

Таким образом, мы имеем два варианта карты хорара, рассчитанной либо на 28 мая 1926 года, либо на 28 мая 1937 года.

Какой же из вариантов выбрать?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратить внимание на категорический вердикт судьбы, который Воланд сообщил Берлиозу: ВАМ ОТРЕЖУТ ГОЛОВУ!

Для вынесения подобного суждения в хорарной карте должны содержаться настолько явные указания на подобный исход, которые исключали бы возможность многовариантного толкования.

И здесь следует вспомнить, что в средние века сигнификатором декапитации считалась ЗВЕЗДА АЛГОЛЬ, чье название в переводе с арабского означает «дух зла». Таким образом, Алголь одновременно символизирует и вид казни (отсечение головы), и палача (дух зла).

Так вот в карте 1937 года МЕРКУРИЙ РАСПОЛАГАЕТСЯ В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ АЛГОЛЯ!

Таким образом, только в карте 1937 года выполняются оба условия, играющие КЛЮЧЕВУЮ РОЛЬ в сюжете романа «Мастер и Маргарита».

РАСШИФРОВКА СМЫСЛА

ВО-ПЕРВЫХ, эта хорарная карта РАДИКАЛЬНА, поскольку вопрос был задан в ЧАС МАРСА, когда восходил знак Скорпиона, хозяином которого является МАРС.

Таким образом, не смотря рациональное отрицание, Берлиоз в этот момент был буквально «ОХВАЧЕН ВОПРОСОМ», и его действительно интересовало, какой будет его смерть, поскольку развивающаяся у него саркома легкого, о которой также упомянул Воланд, не оставляла председателю массолита шансов на долгую жизнь.

ВО-ВТОРЫХ, в этой карте реализована гениальная догадка Булгакова: «ЛУНА УШЛА», которая в данном контексте означает, что УЖЕ ВСЕ РЕШЕНО, и что «АННУШКА УЖЕ НЕ ТОЛЬКО КУПИЛА МАСЛО, НО И РАЗЛИЛА ЕГО» в том самом месте, где Берлиозу предстояло подскользнуться и совершить роковое падение под трамвай.

Кстати, здесь следует заметить, что вопреки распространенному мнению, холостая луна в карте вопроса далеко не всегда означает «пустые хлопоты». Гораздо чаще луна, находящаяся в свободном уходе, свидетельствует о том, что УЖЕ ВСЕ РЕШЕНО, и вердикт судьбы необратим.

Причем, последним аспектом, который сделала Луна, БЫЛО СОЕДИНЕНИЕ С МАРСОМ, который, как было сказано выше, является в этой карте одновременно СИГНИФИКАТОРОМ КВЕРЕНТА и СИГНИФИКАТОРОМ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ, поскольку Марс также является хозяином 6-ого дома.

Таким образом, причиной трагической цепи событий являются НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ (Аннушка разлила масло в роковом месте) и ЛИЧНЫЙ ВЫБОР Берлиоза, который, очевидно, не захотел умирать долго и мучительно от саркомы легкого и выбрал быструю смерть под колесами трамвая.

В-ТРЕТЬИХ, поскольку, согласно традиции, сигнификатором ВИДА СМЕРТИ является 8-й дом, то нахождение его хозяина — Меркурия, - В ЗОНЕ ВЛИЯНИЯ АЛГОЛЯ указывает именно на ОТРУБАНИЕ ГОЛОВЫ, как на наиболее вероятный вид смерти.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, ФОРМУЛА ЗАВЕРШЕНИЯ в этой карте также присутствует, поскольку Марс — сигнификатор кверента, двигаясь ретроградно, доходит до ТРИНА САТУРНА, который в данной карте является хозяином 4-ого дома — ДОМА МОГИЛЫ.

Таким образом, «формула завершения» реализуется за счет аспекта С ОДНОСТОРОННИМ ПРИЕМОМ, в котором МАРС ПРИНИМАЕТ САТУРН в своей обители в Овне, что можно трактовать как ЖЕЛАНИЕ КВЕРЕНТА УМЕРЕТЬ ОТ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ (Сатурн в 6-м доме), нежели от затяжной и продолжительной болезни, которую символизирует Венера, которая также находится в 6-м доме и которая также идет в ретроградном движении на сближение с Марсом. Однако, аспект Марса с Сатурном складывается раньше.

В результате, в определенном смысле Воланд оказал Берлиозу услугу, избавив последнего от мучительной смерти, за которую, однако, последний расплатился тем, что был вынужден предоставить свою голову в качестве реквизита на сатанинский шабаш, которую Воланд использовал в качестве РИТУАЛЬНОЙ ЧАШИ во время «чёрной мессы», являвшейся кульминацией бала весеннего полнолуния.

Кстати, астрологическим сигнификатором этой сделки является СОЕДИНЕНИЕ МАРСА С АНТИСОМ ЮПИТЕРА, который, конечно, не мог отменить приговор судьбы, но который позволил Берлиозу фактически добровольно выбрать форму смерти из двух имеющихся вариантов.

На подобный «благоприятный» исход указывает то обстоятельство, что Юпитер и Марс ПРИНИМАЮТ ДРУГ ДРУГА, хотя и без аспекта. Это указывает на то, что желание кверента было учтено при выборе варианта смерти.

В заключение надо упомянуть о том, что в карте хорара кульминирует ЗВЕЗДА ДУБХЕ, которая является сигнификатором СУРОВОГО ПРИГОВОРА НЕБЕСНОГО СУДА и зачастую указывает на трагические события, являющиеся реализацией подобного приговора.

НАТАЛЬНАЯ КАРТА МАБ

Как я неоднократно писал ранее, поскольку хорар отражает не объективную реальность, а некую СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ КВЕРЕНТОМ ЭТОЙ РЕАЛЬНОСТИ, то логично было бы предположить, что аналогичные показатели имеются в натальной карте самого Михаила Булгакова.

Ибо, мистические произведения подобного рода характерны тем, что их авторы, по-сути, описывают в них СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ МИФ, который можно расшифровать на основе их собственных натальных карт.

Причем произведение Михаила Булгакова является ярчайшим примером подобного рода, в котором воплотились практически все значимые мифологические сюжеты его натальной карты.

Однако, я не буду здесь подробно рассматривать булгаковский миф во всех его аспектах и остановлюсь лишь на отдельных его элементах, которые самым непосредственным образом связаны с вышеописанным «хораром Берлиоза».

Здесь сразу возникает вопрос: почему Булгаков избрал для председателя массолита не только такую ужасную смерть, но и не менее ужасное посмертие.

Дело в том, что прототипом Михаила Берлиоза, очевидно, являлся председатель РАППа (российская ассоциация пролетарских писателей) ЛЕОПОЛЬД (ЛЕЙБА) АВЕРБАХ, который с конца 1920-х годов был организатором и активным участником всех медийных кампаний, направленных против автора романа о Мастере и Маргарите, и в которых обличалась антисоветская сущность творчества Михаила Булгакова.

Мать этого человека - Софья (Чарна) Авербах, - была сестрой Якова Свердлова - одного из трех главных деятелей первого большевистского правительства, а его свояком (мужем сестры) был известный чекист и глава НКВД в 1934-36 гг. - Генрих (Енох) Ягода, - который установил слежку за Булгаковым и постоянно пытался «сшить ему дело». С целью чего в 1926 году Ягода отдал приказ арестовать писателя и провести в его квартире обыск, в ходе которого был изъят личный дневник драматурга.

Впоследствие Булгаков включил этот эпизод в роман Мастер и Маргарита.

Этот неприятный тип, будучи убежденным антихристианином, по словам самого Булгакова, выпил из него «таз крови», за что, очевидно, и был подвергнут писателем столь лютой казни и мучительному посмертию.

Кстати, интересно, что по официальной версии Леопольд Авербах БЫЛ РАССТРЕЛЯН «в особом порядке» 14 августа 1937 года вместе с рядом сотрудников НКВД. Т.е. прототип антигероя романа Булгакова ненадолго пережил своего литературного персонажа и погиб в том же 1937 году!

Причем согласно легенде Авербах совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт, когда его вели на очередной допрос. При этом он СЛОМАЛ СЕБЕ ШЕЮ, т.е. фактически сам обезглавил себя.

Тем не менее, в карте самого Булгакова имеется конфигурация совершенно АНАЛОГИЧНАЯ ТОЙ, которая сложилась в ХОРАРЕ БЕРЛИОЗА 1937 года. Очевидно, что подобное сходство не может быть случайным.

Так в карте самого Михаила Булгакова Солнце, являющееся ХОЗЯИНОМ 8-ОГО дома и сигнификатором ВИДА СМЕРТИ, также находится на звезде АЛГОЛЬ!

Вследствие чего, автор романа «Мастер и Маргарита», очевидно, реально опасался буквально «потерять голову» по вине своих многочисленных врагов, и обязательно пережил бы подобную смерть, если бы не умер раньше от наследственного заболевания почек.

Таким образом, в личной судьбе Булгакова реализовался другой вариант судьбы его персонажа.

Если Михаил Берлиоз потерял голову раньше, чем умер от неизлечимой болезни, то Михаилу Булгакову пришлось умереть мучительной смертью от подобной болезни, избежав при этом обезглавливания.

При этом ПОСМЕРТИЕ Михаила Булгакова, также как и Берлиоза, было связано со звездой Алголь, поскольку НИЖНЯЯ КУЛЬМИНАЦИЯ - сигнификатор могилы и посмертного существования, - в карте Михаила Булгакова также находится в СТОЯНКЕ КРИТТИКА, одним из центров которой является Алголь.

Вообще, тема ПОТЕРИ ГОЛОВЫ, сигнификатором которой является звезда Алголь, во всех смыслах красной нитью пронизывает весь сюжет романа Булгакова о любви и черной магии.

Так если Михаил Берлиоз был физически обезглавлен, попав под трамвай, то Мастер потерял голову в переносном смысле, получив психическую травму в ходе развязанной против него в прессе травли. Иван Бездомный буквально сошел с ума, столкнувшись к Воландом и его командой, творившей вещи, выходящие за рамки его представлений о реальности.

При этом отрезанная голова Берлиоза является ключевым атрибутом ритуала, который проводит Воланд на балу весеннего полнолуния. Сперва Воланд саркастически напоминает ожившей голове Берлиоза одну из заповедей Христа, согласно которой каждому воздастся по вере его, а затем превращает ее в чашу, из которой пьет кровь принесенного в жертву шпиона, роль которого играет бывший барон Майгель, являющийся агентом НКВД.

Вот так причудливо переплелись судьбы персонажа и автора романа Мастер и Маргарита.

Сергей Евтушенко
28 апреля 23