Астролог Сергей Евтушенко  

Зимний Коловрат

Зимний солнцеворот это - праздник перехода Солнца из Мира небытия в Мир бытия, который, с одной стороны, несет в себе радость любви, творчества, новых возможностей и новых надежд на счастливую жизнь. Однако, с другой, - с ним связана тайна метаморфоз добра и зла в пределах нашего ограниченного земного Мира.

В момент коловрата рождалось время нового сезона, олицетворением которого становился юный бог, игравший в земледельческих культурах роль главного бога плодородия, на которого во все времена возлагались надежды на лучшую жизнь, которая во всех земледельческих культурах связывалась с видами на будущий урожай.

При этом бог предыдущего сезона, бог старого времени, зачастую не оправдавший связанных с ним надежд, с диалектической необходимостью становился злым богом, на которого возлагалась ответственность за все беды и несчастья, которые произошли в уходящем году.

Подобные метаморфозы, которые претерпевают боги сезонов, связаны с изначальной двойственностью нашего Мира - Эндора. Поэтому любая абсолютизация изначально доброго сезонного бога, с диалектической необходимостью неизбежно приводит к его перерождению в собственную злую противоположность.

Главный миф праздника

Поскольку в земледельческих обществах главным богом считался бог плодородия, обеспечивающий урожай, то праздник зимнего солнцестояния – праздник рождения этого бога, - считался наиболее важным из четырех праздников, соответствующих кардинальным точкам года.

В древнем Шумере богом плодородия считался Думузи – сын бога Энки, - рождение которого отмечалось в день зимнего солнцестояния, а смерть (уход в подземный мир) – в день летнего.

Причем интересно, что в шумерской традиции смерть бога плодородия считалась более важным событием, поскольку, переходя в подземный Мир, бог Думузи продолжал заботиться об урожае, оберегая корни растений и обеспечивая их рост.

В календарном цикле древних славян, судя по сохранившимся отрывкам, аналогичную роль играл бог Коляда. Однако, в связи с достаточно ранним принятием христианства, земледельческий аспект этого праздника практически полностью исчез.

Единственное, что осталось от воспоминаний, что Коляда когда-то считался богом плодородия, это различные эротические традиции, связанные с этим праздником зимнего коловрата. Так святочные развлечения в дореволюционной России были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

И это не было случайностью, поскольку миф о боге Иисусе Христе в своей основной сюжетной линии практически полностью совпадает с мифом о шумерском боге плодородия Думузи, который также рождался в момент зимнего коловрата, затем приносил себя в жертву в момент весеннего равноденствия ради будущего урожая, а затем вследствие предательства самых близких людей, попадал в преисподнюю, где заботился о душах умерших людей, которые, в свою очередь, проживая в загробном Мире, заботились о созревании нового урожая.

Таким образом, миф об Иисусе Христе это - типичный земледельческий миф об умирающем и воскрешающемся боге плодородия, дающем людям хлеб насущный и надежду на счастливую жизнь. Поэтому христианство начало укореняться в русской культуре только в XV-м веке после того, как русские земледельцы вследствие исчерпания лесного фонда начали переходить от подсечно-огневого земледелия к перелогам и трехполью, вследствие чего бывшие огнищане постепенно начали превращаться в крепостных крестьян.

История праздника

В древности праздник солнцеворота широко отмечался в традиции разных народов мира.

В кельтской друидической традиции этот праздник называется «Элбан Артура», который буквально означает «свет (луч) Артура». Артур это первый легендарный король Великобритании, основатель Камелота и будущий король всего мира. По-сути, в кельтской традиции этот праздник посвящен возвращению короля. Джон Толкиен в своей трилогии «Властелин Колец», написанной по мотивам кельтских мифов, воплотил архетип великого короля кельтских сказаний в образе короля Арагорна, который после победы на Сауроном всходит на престол Гондора.

В некоторых североевропейских языках название праздника Рождества – Иул (Yule, Yule-Log) совпадает с названием солнечного колеса и означает «оборот», а декабрь называется «месяц возвращения».

В Древнем Риме ежегодные празднества в честь Сатурна. Справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния. Сопровождались карнавалом, во время которого рабы «уравнивались» с господами и даже обслуживались ими, а бедным гражданам раздавались деньги. Ритуал Сатурналий, включая обычай делать друг другу подарки, сохранился в обрядах христианского праздника Рождества Спасителя.

В древнем Китае считали, что с этого времени поднималась «мужская сила» природы, и начинался новый цикл. Поэтому день зимнего солнцестояния считался счастливым днем, достойным празднования. В этот день императоры выезжали загород для совершения торжественных ритуалов жертвоприношения Небу, а простой народ приносил жертву предкам.

Древние славяне отмечали зимний многодневный праздник святки, главный героем которого был бог Коляда, олицетворяющий благотворную ипостась зимнего Солнца. В поздних русских сказках в сюжетах, изначально связанных с этим богом, чаще всего фигурировал Иван-дурак, который благодаря своей чудесной силе побеждал Кощея, олицетворяющего холодное осеннее Солнце и мрачный период поздней осени.

Празднование в честь Коляды начиналось в последние декабрьские дни и заканчивался в первых числах января (25 декабря – 6 января). Святки сопровождались магическими обрядами, накануне рождества пелись колядки, по деревням ходили ряженные. Всему этому сопутствовали праздничные застолья и всякого рода увеселительные гадания. И все это для того, чтобы обеспечить обильный урожай, приплод скота, благополучие хозяйства и здоровье всем членам семьи.

Метаисторический смысл согласно Откровению Иоанна

Рождение Спасителя символизирует начало нового этапа духовной эволюции человечества. В метаисторическом смысле в это время в наш слой придет Спаситель во славе и во главе войска праведников (Откровение 14: 1):

1. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

2. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.

3. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.

4. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу.

Ритуал

В день зимнего солнцестояния в Шотландии был обычай запускать рождественское солнечное колесо – «Солнцеворот» – бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо – символ Солнца, спицы колеса напоминали лучи светила, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на свой солнечный прообраз.

В европейской традиции одним из неотъемлемых элементов празднования зимнего солнцестояния являются «колядки» – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд. Ритуальной трапезе этого дня был обычай оставлять еду для умерших членов семьи. А если на Рождество счастливый человек войдет в дом первым, то весь год счастье не покинет его стен.

Сергей Евтушенко
18 марта 2004
Аримойя

 

Обновлено
20 декабря 2020