ГЛАВНАЯ
УСЛУГИ
СУДЬБА
ОТЗЫВЫ
Астролог Сергей Евтушенко

ЗИМНИЙ КОЛОВРАТ

Была зима; лежали плотно
Снега над взрытостью полей,
Над зыбкой глубиной болотной
Скользили, выводя изгибы,
Полозья ровные саней.

Была зима; и спали рыбы
Под твердым, неподвижным льдом.
И даже вихри не смогли бы,
В зерне замерзшем и холодном,
Жизнь пробудить своим бичом!

Час пробил. Чудом очередным,
Сквозь смерть, о мае вспомнил год.
Над миром белым и бесплодным
Шепнул какой-то нежный голос:
«Опять пришел солнцеворот!»

И под землею, зерна, чуя
Грядущей жизни благодать,
Очнулись, нежась и тоскуя,
И вновь готов безвестный колос
Расти, цвести и умирать!

Валерий Брюсов

РОЖДЕСТВО СОЛНЦА

Зимнее солнцестояние — момент, когда Солнце проходит через самую южную точку эклиптики. Обычно приходится на 21 или 22 декабря каждого года.

Зимний солнцеворот это - праздник энергетического, духовного и нравственного возрождения. С ним связана тайна метаморфоз добра и зла.

Это - уникальная точка года, когда многим предоставляется шанс переосмылить свою жизнь и ИЗМЕНИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ СВОЕГО ПУТИ, поменяв свои намерения и цели.

Причем многие из тех, которые в предыдущем полугодии совершали неблаговидные поступки, избавившись от инфернальных влияний, мутивших их разум в темный период года, могут временно впасть в душевную прострацию и замыкнуться в себе.

А некоторые могут даже сожалеть о своих деяниях, совершенных ими ранее в неадекватном психическом состоянии под влиянием темной стороны своей натуры, и даже отпетые злодеи в этот период получают шанс раскаяться в своих деяниях и нравственно переродиться.

СОДЕРЖАНИЕ

  • СЕЗОННЫЕ МИФЫ
  • ДРЕВНЕМЕСОПОТАМСКИЙ
  • ДРЕВНЕРУССКИЙ
  • ХРИСТИАНСКИЙ
  • ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
  • РИТУАЛ
  • СЕЗОННЫЕ МИФЫ

    Мифологический сюжет, соответствующий моменту ЗИМНЕГО КОЛОВРАТА, основан на том, что СОЛНЦЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ИЗ МИРА НЕБЫТИЯ В МИР БЫТИЯ и при этом кардинально меняет свои свойства.

    Олицетворением нового Солнца становится юный бог, игравший в земледельческих культурах роль главного бога плодородия, с рождением которого люди во все времена связывали надежды на лучшую жизнь, которая во всех земледельческих культурах связывалась с видами на будущий урожай.

    При этом бог предыдущего сезона, бог старого времени, чьей задачей было СОХРАНИТЬ ЗЕРНА для будущего урожая, с диалектической необходимостью становился злым и жадным богом, который не желал отдавать обратно, отданные ему на сохранение семена, подобно тому, как в русских сказках Кощей чахнул над златом.

    Поэтому молодой бог - хозяин нового сезона, - должен силой забрать семена у старого, пробудить их, вдохнув в них жизненную силу, а также прорастить их, подготовив, таким образом, к посадке будущей весной.

    Подобные метаморфозы, которые претерпевают боги сезонов, связаны с изначальной двойственностью нашего Мира - Эндора.

    Поэтому абсолютизация нравственного содержания любого сезонного бога совершенно бессмысленна, ибо каждый сезонный бог в НАЧАЛЕ сезона ДОБР, однако, с диалектической необходимостью, к КОНЦУ сезона он неизбежно перерождается в собственную ЗЛУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.

    ДРЕВНЕМЕСОПОТАМСКАЯ ТРАДИЦИЯ

    В древнем Вавилоне богом плодородия считался Думузи (Думу-зид-абзу, букв. «Истинный сын водной бездны») — сын бога мудрости и хозяина земли бога ЭНКИ, умирающий и воскрешающийся бог растительности, воды и плодородия, олицетворяющий месопотамский земледельческий цикл.

    Думузи считался богом пастухов, и поэтому его зооморфной ипостасью был БАРАН, а сам бог иногда изображался с бараньей головой, хотя подобные синкретические изображения богов были более свойственны египетской традиции, нежели месопотамской.

    Поскольку в Месопотамии размер урожая критически зависел от УРОВНЯ ВОДЫ в великих реках, то неслучайным является тот факт, что бог плодородия считался СЫНОМ БОГА ПОДЗЕМНОГО ОКЕАНА, а его рождение маркировало момент САМОГО НИЗКОГО УРОВНЯ ВОД в году, который наблюдался в этот период.

    Поскольку с этим моментом совпадал момент зимнего окота овец и коз, то выбор в качестве главного бога плодородия именно покровителя скотоводства также не является случайным. Тем более, что козлята, рожденные в момент зимнего коловрата, использовались для ритуальных гаданий на печени.

    Причем богом, который научил людей искусству подобного прорицания, также считался отец Думузи - бог мудрости Энки.

    Поэтому иероглиф, обозначающий козленка, входил в состав номена, которым обозначалось созвездие Козерога - ЛУМАШУ (одушевленный двойник) БОГА ЭНКИ, - и который в буквальном переводе означет "РЫБО-КОЗЛЕНОК".

    ДРЕВНЕРУССКАЯ ТРАДИЦИЯ

    В древнерусском мифологическом календарном цикле, сформировавшимся в эпоху подсечно-огневого земледелия, судя по сохранившимся отрывкам, роль сезонного бога плодородия играл КОЛЯДА.

    Возможно, что его имя произошло от слова «колода» и связано с традицией сжигания пня, олицетворяющего злого духа Карачуна, во время празднования рождения Коляды, поскольку именно в это время начиналось выжигание пней на лесных делянках, которые, таким образом, расчищались под засев.

    После зимнего коловрата, когда день начинал прибывать, огнищане отправлялись на дальние делянки, где занимались ПОДСЕКОЙ. Поскольку делянки зачастую находились на больших расстояниях от деревень, то мужики зачастую оставались ночевать в лесу, разводя огонь в старых дуплистых КОЛОДАХ.

    Вероятно, подобные действия были отражены в мифологии, как переселение огня-Сварожича из домашних очагов в лес на делянки, где, начиная с этого момента, огонь уже в образе бога Коляды, обогревал землю, подготавливая ее к будущему засеву.

    Однако, единственное, что осталось от воспоминаний, что Коляда когда-то считался богом плодородия, это различные эротические традиции, связанные с праздником зимнего коловрата.

    Так святочные развлечения в дореволюционной России были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

    ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

    Поскольку в христианской традиции миф об умирающем и воскресающем боге занимает центральное место, то неслучайным является тот факт, что Иисус Христос также рождается в момент зимнего коловрата.

    Однако, христианство начало укореняться в русской культуре только в XV-м веке, уже после того, как вследствие исчерпания лесного фонда русские земледельцы начали переходить от подсечно-огневого земледелия к перелогам и трехполью.

    В процессе этого перехода, который зачастую носил трагический характер и сопровождался резким падением урожайности практически всех культур, необратимо изменился и характер земледельческого цикла, который стал более схож с земледельческим циклом Палестины - родины христианского мифа.

    Дело в том, что большая часть территории Палестины, также как и России, находится в зоне рискованного земледелия, не смотря на то, что располагается в субтропической климатической зоне. Обусловлено это острым дефицитом воды, вследствие чего в Палестине также как и в России, достаточно часто бывают неурожайные годы.

    Поэтому, когда в XIV-м веке производительность русского сельского хозяйства резко снизилась, и русские земледельцы столкнулись с дефицитом продовольствия, то христианский миф стал понятен русским огнищанам, которые постепенно начали превращаться в православных крестьян (христиан).

    ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

    В древности праздник солнцеворота широко отмечался в традиции разных народов мира, поскольку в земледельческих обществах главным богом считался бог плодородия, обеспечивающий урожай.

    Поэтому праздник зимнего солнцестояния – праздник рождения главного бога, - широко отмечался во всех земледельческих культурах.

    В кельтской друидической традиции этот праздник называется «Элбан Артура», который буквально означает «свет (луч) Артура». Артур это первый легендарный король Великобритании, основатель Камелота и будущий король всего мира. По-сути, в кельтской традиции этот праздник посвящен возвращению короля. Джон Толкиен в своей трилогии «Властелин Колец», написанной по мотивам кельтских мифов, воплотил архетип великого короля кельтских сказаний в образе короля Арагорна, который после победы на Сауроном всходит на престол Гондора.

    В некоторых североевропейских языках название праздника Рождества – Иул (Yule, Yule-Log) совпадает с названием солнечного колеса и означает «оборот», а декабрь называется «месяц возвращения».

    В Древнем Риме ежегодные празднества в честь Сатурна. Справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния. Сопровождались карнавалом, во время которого рабы «уравнивались» с господами и даже обслуживались ими, а бедным гражданам раздавались деньги. Ритуал Сатурналий, включая обычай делать друг другу подарки, сохранился в обрядах христианского праздника Рождества Спасителя.

    В древнем Китае считали, что с этого времени поднималась «мужская сила» природы, и начинался новый цикл. Поэтому день зимнего солнцестояния считался счастливым днем, достойным празднования. В этот день императоры выезжали загород для совершения торжественных ритуалов жертвоприношения Небу, а простой народ приносил жертву предкам.

    Древние славяне отмечали зимний многодневный праздник святки, главный героем которого был бог Коляда, олицетворяющий благотворную ипостась зимнего Солнца. В поздних русских сказках в сюжетах, изначально связанных с этим богом, чаще всего фигурировал Иван-дурак, который благодаря своей чудесной силе побеждал Кощея, олицетворяющего холодное осеннее Солнце и мрачный период поздней осени.

    РИТУАЛ

    Празднование в честь Коляды согласно народной традиции начинается в последние декабрьские дни и заканчивался в первых числах января (25 декабря – 6 января).

    Святки сопровождаются магическими обрядами, исполнением колядок и хождением ряженных. Всему этому сопутствуют праздничные застолья и всякого рода увеселительные гадания. И все это для того, чтобы обеспечить обильный урожай, приплод скота, благополучие хозяйства и здоровье всем членам семьи.

    В день зимнего солнцестояния в Шотландии был обычай запускать рождественское солнечное колесо – «Солнцеворот» – бочку обмазывали горящей смолой и пускали вниз по улице. Колесо – символ Солнца, спицы колеса напоминали лучи светила, вращение спиц при движении делало колесо живым и похожим на свой солнечный прообраз.

    В европейской традиции одним из неотъемлемых элементов празднования зимнего солнцестояния являются «колядки» – костюмированные шествия со звездой и песнопениями, которые до сих пор устраиваются в сельской местности, вечерняя трапеза в сочельник, состоящая из 12 постных блюд.

    Ритуальной трапезе этого дня был обычай оставлять еду для умерших членов семьи. А если на Рождество счастливый человек войдет в дом первым, то весь год счастье не покинет его стен.