Астролог Сергей Евтушенко  

Навруз. Весеннее равноденствие.

Весеннее равноденствие обычно приходится на 21 марта каждого года. Во всех древних культурах этот праздник считался одним из главных, поскольку у славян, иранцев, кельтов и других арийских народов год начинался весной, когда день становится равен ночи.

Приход весны символизирует победу жизни над смертью и начало сотворения нового мира. В это время начинается пробуждение природы, которое символизирует воскресение Мира после зимних холодов и начало нового цикла жизни.

В мифологии нордических народов (народов, чьей прародиной были арктические области) зима была традиционно связана со смертью и разрушением. Славянская богиня зимы Морена и скандинавская богиня Хель по совместительству считались богинями смерти. Этот мифологический образ был настолько устойчив, что сохранился вплоть до XIX века, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсон отобразил его в образе «Снежной королевы».

Поэтому не случайно, что в таких климатических условиях приход весны воспринимался как убедительная победа жизни над смертью, а весенние боги Ярила и Бальдр были любимыми богами у северных народов.

История праздника.

Считается, что Навруз является древнейшим праздником, его происхождение связано с возникновением первых земледельческих цивилизаций. Всемирно известный классик восточной поэзии, учёный, математик, астроном, поэт и философ Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывал возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида и Каюмурса, правивших народом ариев на заре его истории.

Древнегреческий летописец Страбон так преподнёс празднование Навруза:

В самые древние, давние времена и по сегодняшний день жители Междуречья собираются в этот день в Храме огня – это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу. Все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь.

В своих трудах Абу Райхон Беруни пишет, что в каждом доме за 25 дней до Навруза поднимали семь невысоких колонн из сырого кирпича, на которых выращивались семь видов зерновых. Считалось, что семена той культуры, которые проросли быстрее других, обещали богатый урожай в новом году. И большая часть полей засевалась именно этими зерновыми. В других источниках говорится о 12 колоннах. Видимо, это было связано с количеством месяцев в году. Собрав на шестой день Великого Навруза выращенную зелень, люди украшали ею свои дома. Некоторые ученые этимологию семь «син» приурочивают именно к этой традиции, и называют ее «хафт чин» – семь сборов.

В наши дни в Иране празднование длится, как правило, 13 дней. При этом первые пять суток посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день носит имя Шахриаран Навруз (или шахский Навруз), а тринадцатый – Сизда-бедар («Тринадцатое вне дома»).

Сокровенный смысл.

Праздник весеннего равноденствия связан с первичным духовным выбором. Поэтому не случайно праздник Пасхи – воскресенья Христова, – также празднуется, примерно, в это же время. Пасха, знаменующая воскресение Спасителя из мертвых, олицетворяет собой высший аспект этого праздника – воскресения для новой жизни, посколкьу Спаситель, совершив крестный подвиг и воскреснув, открыл человечеству путь к духовному восхождению.

В этот день открываются ворота вечности, прошлое и будущие соединяются вместе, поэтому через пелену времени начинает просвечивать истинный смысл бытия. В этот день коллектив (группа) людей и каждый человек в отдельности, сознательно или нет, выбирает главное направление своего развития на очередной год. Это точка выбора пути.

В определенном смысле это - праздник «старых друзей», т.е. людей, связанных какой-то глубинной духовной связью. Эта связь передается из воплощения в воплощение, и проявляется в какие-то ответственные моменты жизни. Она не осознается в суете будней, однако с особой силой проявляется в судьбоносные моменты жизни, т.е. в такие моменты, ради которых человек приходит в этот мир. Все в этом мире преходяще, но эти связи остаются неизменными, по крайней мере, до завершения истории этого мира.

Метаисторический смысл праздника.

В традиции зороастризма с этим праздником связаны два значимых исторических события, определивших ход будущей мировой истории. Первым событием является прорыв демонических сил через защитные барьеры нашей планеты, которые оказались поврежденными вследствие глобальной катастрофы – Вторжение произошло именно в нашем слое, поскольку он имеет космическую протяженность и небольшое число степеней свободы. В авестийском тексте «Бундахишн» об этом сказано следующим образом:

В день Ормазд месяца Фравардин, в полдень, он [Ангро-Манью] свалился, и небо от этого раскололось и испугалось его, как овца (пугается) волка.

После вторжения, для предотвращения дальнейшего разрушения мира, между провиденциальными и инфернальными силами был заключен пакт о ненападении сроком на 9 тыс. лет. Момент заключения договора стал моментом создания ограниченного времени (зерван-даргахвадата), после чего небесное воинство под руководством Логоса преступило к запечатыванию мира и укреплению его границ. Это было сделано с целью недопущения в будущей истории человечества повторения мировой катастрофы. Согласно небесному плану мир будет пребывать в запечатанном состоянии до той поры, пока человечество не наберет достаточный объем духовного опыта и не сможет самостоятельно противостоять влиянию инфернальных сил. [2]

Бундахишн повествует об этом так:

И девяносто дней и ночей небесные (божества) сражались на земле (со)Злым духом и верными (ему) дэвами, разгромили (их) и швырнули в ад. А небо устроено как крепость, так что противник не может смешаться с ним. Ад (находится) в центре земли, там, где Злой дух просверлил землю и свалился в нее. Так что во всех делах земных стала явной двойная (природа): смешение соперничества и сотрудничества, высокого и низкого.

Ритуал.

Это праздник коллективный, поэтому лучше всего его встречать в кругу близких друзей и единомышленников. Однако, поскольку это праздник выбора пути, то приглашать к участию в нем необходимо только тех людей, которых Вы считаете своими братьями по духу. Отнеситесь серьезно к выбору соратников, пригласите только тех, с которыми Вы «пошли бы в разведку». На этом празднике должны собраться только люди, которые объединены единством мыслей, слов и поступков. В этом случае совместные усилия обязательно принесут хороший результат.

Лучшим временем для празднования этого дня является первый восход Солнца после весеннего равноденствия. Необходимым элементом ритуала являются горящие свечи – это символ огня, оживляющего и дарующего жизнь. Праздник начинается за 2 часа до восхода Солнца. В этот момент зажигаются свечи, которые должны гореть до восхода Солнца.

Ритуальным напитком праздника является сладкое красное вино – символ радости и возрождения жизни. Есть рекомендуется все, что несет в себе солярную символику – ватрушки, круглые пироги, мед, фрукты. Время проведения праздника – обычно до полудня.

Наступлению Навруза предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах среднеазиатских городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. С этими представлениями также связана традиция убираться в домах и рассчитываться с долгами.

Сергей Евтушенко
18 марта 2004
Аримойя Обновлено
28 декабря 2009