XII МЕСЯЦ АДАРУ
«ЖАТВА СУДЬБЫ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ (19.02 - 20.03) в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ ЖАТВЫ», поскольку в это время на полях созревал урожай ячменя и одновременно с ним начинался нерест рыбы, которая являлась важной частью рациона жителей древней Месопотамии.

Поскольку это был месяц, предшествующий ежегодному разливу великих рек, то он считался месяцем разгула сил хаоса и разрушения времени и судьбы уходящего года.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - АДАРУ, - происходит от прилагального «adaru», означающего «темный», «мрачный», «грязный» или «запятнанный», которое в переносном смысле могло означать «падшего человека», запятнавшего свои достоинство и честь каким-то преступлением или аморальным поступком.

Есть основания полагать, что этот термин был заимствован древними греками в значении «невидимый», «вечный», «мрачный», которое стало одним из имен бога подземного Мира - АИДА, - и которым стали называть и сами владения мрачного бога, которые представляли собой темное и гибельное место.

В дальнейшем уже в христианской традиции термином АД стали обозначать место посмертных страданий грешников.

АННОТАЦИЯ

Последний месяц года в месопотамской традиции имел двойственную природу, объединяя в себе начало и конец года, и считался крайне неустойчивым периодом, когда основные тренды старого года приходили в упадок, а новые еще находились в процессе формирования. Считалось, что в этом месяце время и судьба уходящего года умирают, а нового еще не рождаются.

Главным праздником месяца являлся праздник, посвященный АКИТУ (УБЕЖИЩУ) БОГИНИ ИШТАР, который, вероятно, напоминал современные КАРНАВАЛЫ и был отмечен беспорядочными половыми сношениями, совершаемыми под воздействием алкоголя и других одурманивающих веществ.

Месяц курировался хтонической демонессой ТИАМАТ, олицетворявшей воды соленого моря, которые угрожали засолением пахотных земель, и являвшейся прародительницей сил хаоса, олицетворением которых считалась СЕМЕРКА злобных демонов «АСАКУ», разрушавших в этот период старый Мир уходящего года.

Дилемма добра и зла для данного знака проистекает из противостояния разума и чувств, между которыми в этот месяце возникает глубокое противоречие. Зло связано с буйством неуправляемых эмоций, а добро — с самоконтролем, аскезой и твердой приверженностью нравственным принципам.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В шумерском календаре последний месяц года назывался месяцем «жатвы», поскольку в этот период на полях созревал последний урожай ячменя, который надо было собрать до того, как начнется разлив Тигра и Евфрата.

Одновременно с этим в этом месяце рыба из персидского залива массово поднималась на нерест, стремясь успеть достичь верховий великих рек до начала весеннего половодья, чтобы вылупившиеся мальки по высокой воде с минимальными потерями могли вернуться в море.

В это время в Шумере было ИЗОБИЛИЕ РЫБЫ и ПИВА, на изготовление которого шла большая часть собранного в это время ячменя. Вследствие чего этот месяц считался счастливым временем, когда уходящий мир напоследок преподносил людям прощальные дары.

Таким образом, в месяц ЖАТВЫ шумеры собирали не только хлеб, который сеяли, но и рыбу, которую, как они полагали, им посылали боги. Возможно, что сюжет этого месяца лег в основу библейской легенды о том, как Иисус накормил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами.

Древние шумеры полагали, что боги в этот период отчаянно сражаются с демонами хаоса, из последних сил пытаясь спасти мир людей от гибели в очередном наводнении. Однако, поскольку в это время силы богов иссякали, то их поражение было неизбежным.

Поэтому в этом месяце года в шумерском обществе царили буквально апокалиптические настроения в преддверии очередного «конца света», во время которого земля была обречена погрузиться в водную пучину, а старый Мир должен был полностью разрушиться вместе со своими судьбой и временем.

В шумерском обществе в эту пору царила атмосфера тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Люди жили исключительно надеждами на светлое будущее, однако еще не было никакой определенности относительно того, каким будет это будущее.

В этой ситуации шумеры стремились "оттянуться" по полной, чтобы, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Чиновники слагали с себя свои полномочия, ремесленники прекращали работу, а крестьяне после сбора урожая в преддверии очередного наводнения переезжали в города.

Предприимчивые люди стремились воспользоваться этой ситуацией. В городах проводились театрализованные фестивали, открывались игорные дома и питейные заведения, а храмовые проститутки были обязаны бесплатно обслуживать всех желающих.

Население древнего Шумера со страстью погружалось в атмосферу праздности, где торжествовали хмельной угар, игорный азарт, кипели страсти и буйствовали деструктивные эмоции.

Главным праздником месяца являлся праздник, посвященный АКИТУ (УБЕЖИЩУ) БОГИНИ ИШТАР, которую ассирийский текст, найденный при раскопках Ниневии, называет «Царицей богинь».

Описание праздника не найдено в сохранившихся и переведенных документах, однако может быть восстановлено на основании анализа ритуалов, приуроченных к этому времени в странах Месопотамии и Средиземноморья.

Так в Сирии в это время отмечался праздник Афродиты и Адониса, Кибелы и Аттиса - в Малой Азии, Вакха - в Греции и т.п.

Подобные празднества напоминали современные КАРНАВАЛЫ и были отмечены беспорядочными половыми сношениями, совершаемыми под воздействием алкоголя и других одурманивающих веществ.

Таким образом, год заканчивался распадом всех упорядоченных связей и отношений и умиранием разума в торжестве деструктивных эмоций.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Согласно месопотамской традиции покровителем этого месяца считалась ТИАМАТ — хтоническая демонесса, олицетворявшая первобытное соленое море, в котором зародилась жизнь после того, как Тиамат смешала свои воды с Абзу, олицетворявшим пресноводный океан.

Ее зооморфной формой считался морской дракон с семью головами, олицетворявший ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ХАОС. В этой ипостаси она считалась матерью драконов, змей, людей-скорпионов, русалок и множества других монстров.

ТИАМАТ владела Скрижалью Судеб и в изначальной битве отдала ее Кингу, божеству, которого она выбрала своим возлюбленным и лидером своего воинства, и который также был одним из ее детей.

Перепуганные божества были спасены Ану, который заручился их обещанием почитать его как «царя богов». Он сражался с Тиамат стрелами ветров, сетью, дубиной и НЕПОБЕДИМЫМ КОПЬЕМ. Позже Ану был заменен Энлилем, а в позднейшей версии мифа, которая сохранилась после Первой династии Вавилона, - Мардуком, сыном Эа.

Критичность данного периода определяется тем обстоятельством, что в это время МЕ(силы-способности) богов утрачивают свой магический потенциал и требуют обновления (перезарядки), вследствие чего сами боги слабеют и теряют способность управлять жизнью людей.

В силу этого обстоятельства «Таблицы судеб», содержащие ПЛАН МИРОЗДАНИЯ, оказывались похищенными демонами хаоса, которые обретали в этот период большую силу и временно становились хозяевами положения в мире людей.

В то время как боги порядка, управлявшие городами Шумера, в этот период отправлялись в далекое путешествие к своим предкам с целью омолодиться, испив из источника вечной жизни, обновить свои МЕ и узнать от старших богов свои судьбы на следующий год.

Поэтому месяц «жатвы» считался «временем без богов» и временем разгула семи демонов-разрушителей, уничтожающих порядок уходящего года.

Эта «великолепная» семерка сыновей Энмешарры, стихийных духов, с которыми борются все заклинательные тексты Двуречья, несет болезни, буквально разрывающие тело больного на части и заражающие его порчей.

Поскольку в месяц хаоса пространственно-временной континуум находится в неустойчивом состоянии перманентного разрушения, то этот период является наиболее подходящим для действий различных богов-разрушителей.

В разных культурах олицетворением разрушительных процессов, как природных, так и социальных, являлись различные боги, которые в своих гневных ипостасях могли наносить большой ущерб человеческой цивилизации, вплоть до полного её уничтожения.

Наиболее яркой подобной богиней, олицетворяющей тотальное разрушение, является индийская богиня Кали, гнев которой настолько ужасен, что грозит существованию мира, поэтому особой темой в индийской мифологии является тема усмирения грозной богини.

Однако, разрушение человеческих цивилизаций, которое периодически производит Кали, отнюдь не является беспричинным, а связано с ее функцией ЗАЩИТНИЦЫ ЗАКОНОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ БОГАМИ.

Как только люди переходят в нарушении божественных законов установленные «красные линии», то Кали дает волю своему гневу, и уничтожает не только персональных нарушителей божественных законов, но и всех тех, кто этому потворствует и негласно одобряет, а вместе с ними и тех, кто забывает о своем долге перед богами и замыкается в своей частной жизни.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Дилемма добра и зла в этом месяце проистекает из противостояния разума и чувств, между которыми в этом периоде возникает глубокое противоречие.

Зло здесь связано с бесконтрольными и ничем не сдерживаемыми эмоциями, с буйством неутолимых страстей, забвением моральных и нравственных норм.

Добро – с верностью нравственным принципам, умеренностью и даже аскезой, подавлением своих страстей и со смирением в широком смысле этого слова.

В качестве примера высшего проявления можно привести Николая Бердяева (18 марта 1874) – религиозного философа, посвятившего всю свою жизнь изучению православного учения.

В качестве примера низшего проявления можно назвать Йозефа Менгеля (16 марта 1911) – нацистского врача-убийцу, который полностью отказался от каких-либо нравственных принципов, ставя абсолютно бесчеловечные эксперименты над заключенными концлагерей и не испытывая при этом никаких угрызений совести.

Сергей Евтушенко
07 февраля 23