XI МЕСЯЦ ШАБАТУ
«ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИЗНИ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «месяцем полбы», символизирующей ростки новой жизни, зарождающейся в недрах старого мира и дестабилизирующей устоявшийся мировой порядок, следствием чего являлись различные социальные кризисы и природные катаклизмы, вероятность которых резко возрастала в этот период года.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - ШАБАТУ, - происходит от глагола ШАБАТУ, который имеет несколько значений, каждое из которых раскрывает одну из смысловых граней этого месяца.

Во-первых, он означает «УДАРЯТЬ», «СМЕТАТЬ» [c пути], «СНОСИТЬ» [подчистую]. Возможно, в данном контексте речь идет об ударах молнии, поскольку это был месяц гроз и разрушительных бурь, во время которых городская инфраструктура зачастую подвергалась разрушениям.

Во-вторых, в переносном смысле он означает «кончать», «заканчивать», а также «падать», например, «падать от усталости». В данном контексте речь может идти об окончании работ, т.е. ЗАВЕРШЕНИИ работ или ПЕРЕРЫВЕ, необходимом для отдыха. В этом смысле корень фигурирует в слове «шаббат» (суббота) - время отдыха.

В-третьих, в производном значение он означает «падший», причем как в прямом значении – «падающий от усталости», так и в переносном – «утративший социальный статус», т.е. маргинал, изгой, отщепенец. В этом значении корень фигурирует в слове «ШАБАШ», означающем собрание падших людей, которым в средневековье называли собрание еретиков, ведьм и колдунов.

АННОТАЦИЯ

Одиннадцатый месяц года в месопотамской традиции считался нестабильным периодом, когда ростки новой жизни невольно дестабилизировали сложившийся порядок вещей и инициировали наступление хаоса.

Поэтому в шумерской мифологии этот месяц был связан со всевозможными разрушительными катаклизмами, уничтожающими основам цивилизации, такими как стихийные бедствия (потопы) и нашествия враждебных племен.

Месяц курировался богом-громовержцем Ишкуром (Ададом) – смотрителем каналов Небес и Земли, который управлял дождями и разливами рек, и который в этот период вступал в битву с другим громовержцем — Нинуртой, выступающим в своей зооморфной ипостаси крылатой мантикоры Анзу.

Дилемма добра и зла этого месяца, во-первых, связана с «красными чертами» и запретами на определенные эксперименты и, во-вторых, с различной стратегией использования результатов экспериментов и исследований.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем полбы», поскольку в этом месяце первыми из-под земли появлялись ростки озимой полбы, которые символизировали пробуждение новой жизни вопреки наступлению хаоса, который должен был поглотить мир в конце года.

Появление ростков озимой полбы знаменовало начало полевых работ, которое торжественно отмечалось специальным праздником.

Одиннадцатый месяц шумерского календаря характеризуется общей нестабильностью бытия. Здесь происходит зарождение ростков новой жизни, пробивающихся сквозь застывшие и омертвевшие формы прежнего бытия.

В этой связи необходимо заметить, что именно в это время рождались истинные дети праведных отцов, которые были зачаты в месяц создания форм, и в этом смысле происходило буквально рождение новой жизни.

Поэтому в шумерской мифологии этот месяц был связан со всевозможными разрушительными катаклизмами, уничтожающими основы цивилизации, таким как стихийные бедствия (потопы) и нашествия враждебных племен.

Иными словами, смысл месяца состоял в том, чтобы в этих катаклизмах уцелели только вечные вневременные ценности. Все временное и случайное должно было быть уничтожено в буйстве разнообразных стихий, как природных, так и социальных.

В этот период упорядоченная последовательность событий, следующих одно за другим в определенном порядке, подчиняясь определенным закономерностям, начинает разрушаться.

Поэтому это - критический переходный момент года, когда всевозможные случайности приобретают большое значение, вследствие чего некоторые люди в этом месяце получают шансы, о которых не могли даже мечтать в стабильные времена.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Божественным куратором месяца был бог Ишкур (аккад. Адад) – смотритель каналов Небес и Земли, бог бурь и ураганов, который управлял дождями и разливами рек и который изначально являлся покровителем города Каркара.

Как и положено типичному богу—громовержцу, Ишкур вступает в поединок с главным демоном, олицетворяющим хаос — монстром Анзу, который имеет голову и когти льва, крылья орла и хвост скорпиона, т. е. очень похожим на мантикору, образ которой, очевидно, имеет восточное происхождение, поскольку имеет иранскую этимологию.

Так имя Мантикора происходит от персидского термина «Мартья-хвара», который означает «людоед», что совершенно четко соответствует сущности этого мифического существа.

Причем, поразительный факт заключается в том, что в шумерской мифологии Анзу считался зооморфной ипостасью бога Нинурты — покровителя города Гирсу, который в своих родных пенатах также играл роль бога-громовержца, - покровителя весенних дождей и наводнений, а также был богом земледелия.

Нинурта нередко изображался в смешанном антропо-зооморфном облике с воинственно поднятыми крыльями за спиной. В вавилонский период он нередко изображался стоящим на спине мантикоры Анзу.

Есть несколько его изображений с головой осла, т. е. В образе очень близким к тому, в котором изображался египетский бог Сет, который являлся олицетворением разрушительных песчаных бурь.

Первоначальным именем Нинурты было Имдугуд («Дождевое облако»), а сам бог олицетворял грозовую тучу, появляясь в облике черной птицы с головой льва и громовым криком.

Таким образом, главный конфликт 11-ого месяца фактически был конфликтом между двумя громовержцами, один из которых, находясь в своей зооморфной ипостаси, олицетворял разрушения, катастрофы и наводнения, которые обрушивались на Месопотамию в этот период года, а другой играл роль защитника от этих природных катаклизмов.

ДИАЛЕКТИКА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Согласно шумерской традиции в 11-м месяце диалектика жизни и смерти приобретала особо выраженный и напряженный характер.

С ОДНОЙ СТОРОНЫ, это был крайне опасный месяц, когда случались различные природные и социальные катаклизмы, а также происходили нашествия враждебных горных племен.

В дополнение к этому в этот период зачастую устанавливалась сырая, ненастная и ветреная погода, вызывавшая всплеск простудных заболеваний, который, согласно шумерским текстам, усугублялся активизацией всевозможных демонов, а также их слуг — колдунов.

Вследствие всего вышеперечисленного вероятность скоропостижной смерти в этот период была весьма высока. Поэтому смерть в этот период собирала обильный урожай, и большое количество людей отправлялось в ИРКАЛУ — подземную обитель мертвых, хозяйкой которой считалась богиня НУНГАЛЬ — дочь хозяйки подземного мира богини Эрешкигаль.

Нунгаль устанавливала СУДЬБУ каждого новорожденного, определяя качество и предел его жизни, а также нравственный облик, а после смерти строго спрашивала с человека за его проступки, определяя его дальнейшее существование.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, это был период торжества новой жизни, поскольку в этом месяце количество младенцев увеличивалось, ибо шумерская религия всячески мотивировала людей, состоящих в браке, совокупляться в конце второго и в начале третьего месяцев года.

Подобная традиция была обусловлена тем, что в 11 месяце женщины не принимали участия в полевых работах, и занимались только домашним хозяйством. Вследствие чего в это время у них появлялось больше времени для заботы о детях.

Соответственно, вероятность выживания детей, которые рождались зимой, была больше, чем у детей, которые рождались летом в разгар полевых работ и зачастую погибали по недосмотру своих родителей.

Таким образом, повышенная смертность в этот период компенсировалась повышенной рождаемостью, которую курировала повитуха богов и покровительница рожениц богиня НИНТУ, чье имя буквально означает «госпожа дыхания».

Нинту давала каждому новорожденному запас жизненных сил, который определял его здоровье и силу.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Поскольку мифологема этого месяца предусматривает различного рода эксперименты с живой материей, направленные на увеличение разнообразия живых существ, то дилемма добра и зла этого месяца, во-первых, связана с «красными чертами» и запретами на определенные эксперименты и, во-вторых, с различной стратегией использования результатов экспериментов и исследований.

Поэтому высший Водолей предстает в образе экспериментатора, воплощающего разного рода проекты и бескорыстно отпускающего их в жизнь, пытаясь создать условиях для благополучия всех без исключения людей, без различия в их социальном статусе.

Ярким примером такого ученого является Дмитрий Иванович Менделеев (8 февраля 1834), который сделал множество открытий, позволивших кардинально улучшить жизнь всех людей.

При этом низший Водолей является революционером и сторонником элитаризма, т.е. создания для отдельных классов тепличных социальных условий существования и особого статуса в социальной среде.

Ярким примером подобного низшего Водолея является Георгий Гапон (17 февраля 1870), создатель рабочего общества просвещения, ставший фактическим провокатором первой русской революции 1905 года, мечтавший занять место рядом с царем для того, чтобы созданная им организация составила новый правящий класс.

Сергей Евтушенко
01 февраля 23