Х МЕСЯЦ ТЕБЕТУ
«МЕСЯЦ ВОЗВРАЩЕНИЯ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ СВЯЩЕННОЙ ЧИСТОТЫ», поскольку поля в этот период не возделывались, а люди принимали участие в очистительных ритуалах, призванных восстановить здоровье после нашествия инфернальных сил в предыдущем месяце.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - ТЕБЕТУ, - происходит от глагола ТЕБЕКУ, означающего ВРАЩАТЬ, ПОВОРАЧИВАТЬ, ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ, ИЗМЕНЯТЬ, ПЕРЕНОСИТЬ, ПЕРЕТАСКИВАТЬ.

Поскольку в этот период года уровень воды в нижней Месопотамии опускался до минимума, то передвигаться на лодках по каналам становилось невозможно, и их (лодки) зачастую приходилось волоком ПЕРЕТАСКИВАТЬ через образовывающиеся отмели. Поскольку эта ситуация была необычной для Шумера, то эти действия по перетаскиванию лодок могли стать маркером периода.

Поскольку в десятом месяце также происходил ЗИМНИЙ КОЛОВРАТ, который во всех древних культурах воспринимался как ПОВОРОТ\РАЗВОРОТ СОЛНЦА, ВОЗВРАЩАВШЕГОСЯ в этот период из мира мертвых обратно в мир живых, то это обстоятельство также способствовало сложению традиции считать этот месяц периодом ПОВОРОТА ПОТОКА ВРЕМЕНИ, которое воспринималось древними шумерами не только как субстанция, но и как ЖИВОЕ СУЩЕСТВО.

Также глагол ТЕБЕКУ означает «УСТАНАВЛИВАТЬ СРОК ПОЛНОМОЧИЙ», например, должностных лиц. Поскольку в древнем Шумере в это время было принято проводить торжественные заседания городских парламентов, которые согласно легендам посещали отцы-основатели городов, то, возможно, на этих собраниях, как в древнем Риме, проводились выборы должностных лиц.

АННОТАЦИЯ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем священной чистоты», поскольку в это время земля отдыхала и даже изредка покрывалась снегом, т.е. фактически буквально одевалась в белые одежды, символизирующие в шумерской мифологии ритуальную чистоту.

Главный праздник месяца отмечался в честь бога Ана — олицетворяющего НЕБЕСНЫЙ СВОД и имел своей сакральной целью восхваление неподвижного звездного Неба, как первотворца божественных МЕ, как старейшего в роде богов и высочайшего в небесной сфере бога.

Месяц курировался богиней врачевания ГУЛОЙ, которая в течение второго и первого тысячелетий до нашей эры она стала одним из главных божеств месопотамского пантеона и в конечном итоге стала рассматриваться как вторая по рангу богиня после Иштар.

Дилемма добра и зла в этом месяце приобретает трансцендентный земному миру смысл и связана с тайной миссией, которая скрыта от ее носителя и должна реализоваться в будущем при сложении определенных обстоятельств.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем священной чистоты», поскольку в это время земля отдыхала и даже изредка покрывалась снегом, т.е. фактически буквально одевалась в белые одежды, символизирующие в шумерской мифологии ритуальную чистоту.

В вавилонских комментариях на этот месяц сказано, что в этот месяц происходит «удаление зла от дома человека», благоприятно омовение в водах священной реки.

Также характерно, что с этим месяцем были связаны священные колодцы, вода из которых обладала целительной силой и давала знания.

Это месяц размышлений о будущем, когда человеческое сознание может проникнуть в тайны прошлого и приоткрыть завесу будущего, поскольку границы времени в этот период раздвигаются.

Шумеры считали, что в это время проявляется образ идеального мира, или, как позднее говорили греческие философы, первоформы мира, т.е. мира, каким он был задуман Творцом еще до своего творения.

В этот период мир обретает временное единство и целостность, т.е. состояние, которое он должен достичь в конце своей истории.

Главный праздник месяца отмечался в честь бога Ана — олицетворяющего НЕБЕСНЫЙ СВОД и имел своей сакральной целью восхваление неподвижного звездного Неба, как первотворца божественных МЕ, как старейшего в роде богов и высочайшего в небесной сфере бога.

Причем важную роль в этом празднике играли древние ОТЦЫ -почившие правители города, почитаемые наравне с их прародителем — богом небесного свода.

Для участия в этом празднике они временно покидали преисподнюю и выходили через ее ворота, которые открывал бог Хендурсанг-Ишнум, который считался привратником преисподней и хранителем ключей от ее врат.

Смысл этих ритуалов заключался в том, чтобы восстановить связь между телом и душой, между живущими и умершими, между предками и потомками.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался богиней врачевания ГУЛОЙ, которая в течение второго и первого тысячелетий до нашей эры она стала одним из главных божеств месопотамского пантеона и в конечном итоге стала рассматриваться как вторая по рангу богиня после Иштар.

Зооморфной ипостасью богини была собака, спасающая людей от смерти и защищающая скот от нападений диких хищников, а также отгоняющая демонессу-детоубийцу Ламашту. Кроме этого древние шумеры знали о целебных свойства собачьей слюны.

Ее изображали вооруженной различными инструментами, которыми пользовались врачи древней Месопотамии, включая набор инструментов для проведения операций в полевых условиях.

Однако, ее целительские способности были гораздо шире, чем у обычных врачей, поскольку в гимнах указывается, что она была способна возвращать людей из страны-без-возврата, т.е воскрешать умерших.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Отношения между добром и злом в этом месяце не просты, и в них есть сложная экзистенциальная диалектика. Добро здесь может перерождаться в зло, зло может перерождаться в добро.

С этим месяцем символически связана тайна перерождения зла в добро, т.е. тайна освобождения от смерти и воскресения для жизни.

Поэтому дилемма добра и зла в этом месяце приобретает трансцендентный земному миру смысл и связана с тайной миссией, которая скрыта от ее носителя и должна реализоваться в будущем при сложении определенных обстоятельств.

Поэтому высший представитель этого месяца является истинным идеалистом и стремится воплощать в жизнь вечные и нетленные идеалы любви и красоты, над которыми время не властно.

Низший представитель этого месяца является деспотом, попирающим любые нравственные нормы в своем стремлении к достижению личных целей, которые в подавляющем большинстве случаев сводятся к достижению абсолютной власти, и уничтожающим всё, что пытается оказывать сопротивление его тирании.

В качестве примера высшего Козерога можно привести известного английского писателя-идеалиста Джона Толкиена (3 января 1892), написавшего серию произведений о высших проявлениях человеческого духа.

В качестве примера низшего Козерога можно привести также известного лидера мафии Альфонсо Капоне (18 января 1899), который «прославился» своими изощренными методами ликвидации своих конкурентов по преступному бизнесу.

Имя Капоне стало нарицательным именем главы мафии, стремящегося не только утвердиться в качестве авторитета в криминальной среде, но ставящего себе цель занять лидирующие позиции в политической элите страны, став не просто бандитом – человеком вне закона, но олигархом – человеком над законом.

Сергей Евтушенко
01 февраля 23