IX МЕСЯЦ КИСЛИМУ
«ГОСПОДСТВА ТЬМЫ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «месяц выхода хозяина смерти», поскольку этот месяц, отмеченный самыми короткими днями и самыми длинными ночами, считался временем могущества богов потустороннего мира, олицетворявших темную ипостась Солнца.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - КИСЛИМУ, - имеет неизвестную этимологию. Поэтому можно лишь гадать, от какого понятия оно произошло.

В качестве гипотезы можно предположить, что в основу названия легло понятие КИСАЛЛУ, которое обозначало ВНУТРЕННИЙ ДВОР И ЗАГОН ДЛЯ СКОТА.

Эта гипотеза основана на том, что в древней Месопотамии в 9-м месяце года происходил частичный перевод скота на стойловое содержание в связи с истощением пастбищ, растительность которых к этому периоду года практически полностью уничтожалась домашним скотом.

Еще одно предположение заключается в том, что в этот период года люди проводили гораздо больше времени во дворах своих домов, опасаясь в это время выходить на болота, где, согласно шумерским представлениям, в этот период силы зла властвовали безраздельно.

АННОТАЦИЯ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем выхода хозяина смерти», поскольку этот месяц считался временем могущества богов, олицетворявших темную ипостась Солнца, находившегося в этот период в потустороннем мире.

Главным праздником месяца считалась ВСТРЕЧА царя подземного мира бога НЕРГАЛА, приход которого обставлялся как приход главного МИРОТВОРЦА, способного укротить демонов преисподней и диких кочевников, вернув их обратно в места их постоянного пребывания.

Месяц курировался царем подземного мира богом Нергалом (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего"), который в ассирийскую эпоху вобрал в себя образы всех богов разрушения и смерти, в том числе и образ бога эпидемий ЭРРЫ.

Дилемма добра и зла в период заключается в противостоянии, с одной стороны, разрушителей и захватчиков существующего порядка, с другой стороны, защитников цивилизованного и божественного порядка на земле.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем выхода хозяина смерти», поскольку этот месяц считался временем могущества богов, олицетворявших темную ипостась Солнца, находившегося в этот период в потустороннем мире.

Период господства тьмы – время жесткой борьбы за выживание, т.е. время отсутствия законов, когда взаимоотношения на земле определяются правом сильного, когда многие люди, подобно диким зверям, пытаются выживать, безжалостно подавляя своих соплеменников.

Иными словами, этот меся был связан с установлением на земле жесткого порядка, а также с поимкой и суровым наказанием всех преступников. Смысл этого порядка состоял в том, чтобы убрать из Срединного мира (Эндора) все ложное (мертвое), оставив только истинное (живое).

В этот период времени человек становился уязвимым для нападения демонов «лилиту» или «эринний», согласно греческой мифологии, которые являлись духами мщения.

Если человек ранее причинял кому-то несправедливую и незаконную обиду, то в этом месяце его могла настигнуть месть, олицетворением которой был Эрра – бог войны и эпидемий, который в этом месяце выходил из преисподней для того, чтобы покарать тех, чьи действия стали причиной чьих-либо незаслуженных страданий.

Поэтому в это время необходимо безупречно и стойко терпеть чьи-либо нападки, поскольку они являются, в первую очередь, отражением наших собственных прошлых неправедных действий.

Бытийный контекст этого периода заключался в столкновении с врагами, которые обычно совершали свои набеги в этот период года.

В роли незримых врагов здесь выступали демоны, временно вырвавшиеся из преисподней, а в роли зримых - дикие кочевники пустыни, предпринимавшие в это время года нашествия на цивилизацию Междуречья.

Эти враги провоцировали человека на неправедные действия, пробуждая в нем гнев, раздражение и гордыню.

Суть подобной провокации заключается в том, чтобы заставить человека совершить поступок, который он страстно желал совершить, но воздержался от этого по каким-либо рациональным причинам.

Поскольку в период торжества хаоса влияние рациональной части нашей натуры настолько уменьшается, что человек может стать одержимым страстями и совершить поступки, в которых потом будет раскаиваться, то именно в этот период у людей возможны инфернальные «срывы», о которых писал Даниил Андреев, как о причинах грехопадения.

Главным праздником месяца считалась ВСТРЕЧА царя подземного мира бога НЕРГАЛА, приход которого обставлялся как приход главного МИРОТВОРЦА, способного укротить демонов преисподней и диких кочевников, вернув их обратно в места их постоянного пребывания.

Поскольку в этот период в садах поспевал урожай фруктов, то дорога по которой проходила процессия, символизирующая приход Нергала и его слуг, устилалась пальмовыми ветвями, а по краям дороги устанавливались корзины с фруктами и финиками, сбор которых завершался в этом месяце.

Также, возможно, ритуал праздника включал в себя освещение овчарен, поскольку в этом месяце происходил частичный перевод овец на стойловое содержание в связи с необходимостью восстановления травяного покрова пастбищ.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался царем подземного мира богом Нергалом (шум. en-uru-gal "Владыка Великого Города" (города мертвых) или аккад. na'ir kala(ma) "убийца всего"), который в ассирийскую эпоху вобрал в себя образы всех богов разрушения и смерти, в том числе и образ бога эпидемий ЭРРЫ.

При этом надо заметить, что Нергал, будучи сыном Энлиля, был богом, а не демоном, поэтому, став волею судьбы царем подземного мира, он охраняет срединный мир (Эндор) от проникновения сюда демонов, а также следит за тем, чтобы души, чье время на земле истекло, не задерживались здесь дольше положенного срока.

В этом смысле его роль можно сравнить с ролью начальника тюрьмы для демонов и преступников, а не с предводителем орд демонов, в роли которого в шумерской мифологии выступала Тиамат.

Однако, одновременно с этим Нергал оказывал покровительство тем, кто силен духом и горяч сердцем. Подобные люди могут даже получить от него драгоценные дары.

Согласно шумерской мифологии Нергал заведовал подземными кладами, хранил тайны золотых россыпей и драгоценных камней и вообще считался богом богатства, которое можно добыть, отправив на тот свет определенное число вражеских воинов в качестве жертвоприношения хозяину царства мертвых.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Дилемма добра и зла в период заключается в противостоянии, с одной стороны, разрушителей и захватчиков существующего порядка, с другой стороны, защитников цивилизованного и божественного порядка на земле.

Высшие представители этого периода, олицетворяющие «добрую» сторону, активно защищают какие-либо ценности (как духовные, так и материальные) от нападок врагов, разрушения и деградации.

Низшие представители этого месяца, олицетворяющие «злую» сторону, проявляются как активные экспансионисты и захватчики, пытающиеся распространить свое влияние на максимально возможное пространство.

Причем один и тот же человек, родившийся в этот период, в разные периоды своей жизни мог воплощать, как добрую, так и злую ипостаси этого месяца.

Например, Иосиф Сталин в период с 1917 по 1939 годы выступал в роли активного разрушителя духовных ценностей российской цивилизации, ее нравственных устоев и уклада жизни народа, а также являлся активным сторонником стратегии экспорта революции военным путем.

Однако, в период с 1941 по 1953 годы он, наоборот, выступал в роли защитника ценностей той цивилизации, которую перед этим активно разрушал.

Сергей Евтушенко
23 февраля 23