VIII МЕСЯЦ АРАХСАМНУ
«РАЗЛАД НЕБА И ЗЕМЛИ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ ОСВОБОЖДЕНИЯ ПЛУГА», поскольку в этот период прекращалась вспашка полей, и плуги убирались в специальные хранилища — АКИТУ, - где они должны были находиться до следующего сезона.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - АРАХСАМНУ, - означает ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ, поскольку общесемитское понятие АРАХ, в прямом смысле означающее «путник», «путешественник» или «бегун», в свою очередь, происходит от глагола АРАХУ - ускоряться, быть быстрым, быть ранним.

В переносном смысле термин АРАХ является одним из кённингов, обозначающих ЛУНУ, которая быстрее всех небесных тел перемещается по небосводу и подобно вечному страннику, никогда не стоит на месте.

Вторая часть названия месяца - САМАНУ, - происходит от аккадского числительного ШАМАНЕТ - означающего число восемь.

В итоге получаем значение этого названия как ВОСЬМАЯ ЛУНА или ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ, где слово месяц употребляется в его изначальном значении, в котором он обозначал мужскую ипостась ночного светила.

АННОТАЦИЯ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем отпущения плуга», поскольку в этот период прекращалась вспашка полей, и плуги убирались в специальные хранилища — АКИТУ, - где они должны были находиться до следующего сезона.

Главный праздником месяца считался праздник, посвященный жене верховного бога Энлиля — Нинлиль, центром почитания которой был храм Туммаль, расположенный в городе Ур.

Месяц курировался богиней Ишхарой, чье зооморфной ипостасью считался скорпион. Она охраняла вход в иной мир, где располагалось место пребывания умерших — Иркала. В шумеро-аккадской мифологии играла ту же роль, что баба Яга в русской.

Дилемма добра и зла в мифологеме знака Скорпиона связана с отношением к этой трансформации. В лучшем случае человек без сожаления расстается с земными привязанностями и следует своему высшему предназначению, а в худшем — человек, наоборот, до последнего цепляется за свои воспоминания и привязанности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем отпущения плуга», поскольку в этот период прекращалась вспашка полей, и плуги убирались в специальные хранилища — АКИТУ, - где они должны были находиться до следующего сезона.

АКИТУ это скрытое убежище, предназначенное для сохранения жизненной силы. Согласно шумерской мифологии некоторые из богов пользовались этим убежищем для восстановления своих сил.

В ассирийский период, когда смысл древних представлений был уже утрачен, АКИТУ стал восприниматься либо как тюрьма, либо как гробница, в который потерявший силы бог пребывал в состоянии летаргического сна.

В этом месяце, согласно воззрениям древних шумеров, производительная сила неба исчерпывается, и ему требуется отдых для восстановления сил.

Осенние дожди бесплодны и, проливаясь на землю, только остужают, но не оплодотворяют ее. Плуги, символизирующие процесс активной обработки земли, убираются в хранилище до весны.

В социальной сфере в этом месяце осуществляется исполнение постановлений судов, имевших место в предыдущем месяце. Поэтому всех осужденных за тяжкие преступления в этом месяце отправляли в места лишения свободы, которые у шумеров ассоциировались с преисподней.

При этом у шумеров превалировал субъективный подход к определению виновности, в том смысле, что заключенными становились, в первую очередь, нарушители нравственного закона, т.е. те, кто был не в ладах со своей совестью, т.е. кто буквально «не говорил со своим личным богом».

В связи с этим статус заключенных соответствовал статусу умерших, которые лишались всех гражданских прав и утрачивали право собственности. Иными словами, на время заключения человек, как минимум, юридически считался мертвецом.

В этом смысле тюрьма скорее считалась местом нравственного исправления, а не местом наказания, поэтому после искупления человеком своих грехов богиня Нунгаль дарила вышедшему на свободу новую судьбу.

Главный праздником месяца считался праздник, посвященный жене верховного бога Энлиля — Нинлиль, центром почитания которой был храм Туммаль, расположенный в городе Ур, в котором, возможно, размещался АКИТУ семьи верховного бога Шумера.

Праздник, вероятно, был посвящен обновлению Акиту и предназначался для весьма узкого круга посвященных, к которому принадлежала царская семья и высшие жрицы храма Туммаль.

Поэтому ритуал праздника не сохранился и не был известен уже в ассирийскую эпоху, когда жрецы собирали по всей империи обрывки сведений о древних ритуалах, содержание которых было утрачено в катаклизмах начала I-ого тыс. до н.э., которые сейчас принято называть КАТАСТРОФОЙ БРОНЗОВОГО ВЕКА.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался богиней Ишхарой, чье зооморфной ипостасью считался скорпион. Она охраняла вход в иной мир, где располагалось место пребывания умерших — Иркала. В шумеро-аккадской мифологии играла ту же роль, что баба Яга в русской.

Предположительно эта богиня была хурритского происхождения, поэтому ее осмысление в рамках шумеро-аккадской культуры происходило посредством аналогий.

Так, с одной стороны, Ишхара согласно представлениям I тыс. отождествлялась с дочерью прародительницы сил хаоса Тиамат и в этой ипостаси была матерью семерых духов-разрушителей Асаку, отцом которых считался бог ЭНМЕШАРРА.

С другой стороны, как богиня плодородия, Ишхара отождествлялась с Иннаной-Иштар в ее воинской ипостаси, и в этом качестве она считалась богиней «справедливости, клятвы и правосудия» и считалась матерью семи судей загробного мира, отцом которых считался бог Гильгамеш, который после смерти стал владыкой чистилища для людей и тюрьмы для демонов.

Судьи загробного Мира также играли роль посредников между людьми и богами и отождествлялись с семью звездами Плеяд – созвездия, которое символизировало Вселенский закон.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Мифологема знака Скорпиона связна с отказом от всех земных привязанностей с целью приготовления человека к трансформации его материальной природы, которая является условием для обретения небесной (божественной) мудрости.

Этот трудный путь неизбежно сопровождается глубокой трансформацией человеческой души, а подчас и тела, поскольку небесное знание может воспринять только тот, кто уже обрел целостность своей души и очистил тело (личность) от большинства земных привязанностей.

Поэтому дилемма добра и зла в мифологеме знака Скорпиона связана с отношением к этой трансформации. В лучшем случае человек без сожаления расстается с земными привязанностями и следует своему высшему предназначению, а в худшем — человек, наоборот, до последнего цепляется за свои воспоминания и привязанности.

Высший Скорпион, отказываясь от мирских страстей, постоянно тренирует собственную безупречность и готовит свое тело к последующим преобразованиям с помощью различных духовных практик.

Низший же «скорпион», наоборот, причиняет страдания, разрушая жизнь и души окружающих людей. В этом смысле Скорпион может стать величайшим злодеем и мучителем, поскольку его разрушительный потенциал не знает границ.

В качестве примера высшего скорпиона можно привести Федора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821), который испытывал физические страдания от переживания чужих горестей, и который в своих книгах описывал, как человеческая душа может очиститься от греха, претерпевая буквально адские муки.

В качестве примера низшего Скорпиона можно привести Льва Троцкого (7 ноября 1879), который был одержим буквально демоническими страстями, испытывал инфернальный экстаз от разрушения, перепробовал все мыслимые сексуальные извращения и приложил все возможные силы для разрушения русской культуры.

Сергей Евтушенко
21 февраля 23