VII МЕСЯЦ ТАШРИТУ
«ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДЕБ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ СВЯЩЕННОГО ХОЛМА», где боги вершили суд и определяли судьбы людей. Ключевым событием этого периода было распределение собранного урожая между членами общины в соответствии их трудовым вкладом.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - ТАШРИТУ, - происходит от слова ТАШРИХТУ, имевшего значение ПРОСЛАВЛЕНИЕ, а в переносном смысле, как это можено понять из текстов II-ого тыс. до н.э., - ХВАСТОВСТВО.

Поскольку в седьмом месяце справлялся праздник, посвященный дню рождения бога Энлиля, то можно предположить, что в данном случае речь идет о прославлении верховного бога, игравшего роль царя богов в шумерском пантеоне.

Также следует заметить, что одним из значений общесемитского корня ШРИЙ, лежащего в основе этого понятия, является НАЧАЛО, поэтому в еврейской традиции этот месяц считается первым месяцем года.

АННОТАЦИЯ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяц священного холма», который символизировал Мировую гору, являвшуюся сакральным центром шумерской культуры.

Главный праздник этого месяца фактически был посвящен ДНЮ РОЖДЕНИЯ верховного бога, которому было принято дарить подарки. В персидское время эта традиция распространилась и на высокопоставленных людей.

Месяц курировался богом Уту или Шамашем, олицетворявшим Солнце, который считался сыном бога Луны Нанны и богини Нингаль и исполнял в древнем Шумере роль бога верховного закона.

Поскольку мифологема Весов связана с высшим судом и социальной справедливостью, то дилемма добра и зла месяца обусловлена различным отношением к закону.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяц священного холма», поскольку священный холм символизировал Мировую гору, являвшуюся сакральным центром шумерской культуры.

Мировая гора это место, на которой живут боги, где они вершат свой суд над людьми, определяя их судьбы.

Причем суть этого божественного суда заключалась в том, что имена всех праведных заносились в «Книгу жизни», а имена грешников и преступников вычеркивались из нее. 

При этом сама «Книга жизни» в шумерские времена согласно современным реконструкциям, скорее всего, представляла собой подборку специальных глиняных табличек.

Подобная табличка выдавалась каждому законопослушному гражданину, и на ней были записаны его имя, род занятий и, главное, - размер натурального содержания, выдаваемого из общественных хранилищ.

Таким образом, от содержания этой таблички буквально зависели жизнь самого человека и его семьи в течение всего года.

Поэтому совершенно не случайно совокупность подобных табличек именовалась «КНИГОЙ ЖИЗНИ».

Главный праздник этого месяца назывался праздник «НАЧАЛА» и играл роль НОВОГОДНИХ ПРАЗДНЕСТВ.

В составе праздника тексты упоминают сакральное очищение людей и божественных эмблем в первый день нового года, процессию в честь верховного бога в 6-й день, а также праздник Священного Холма и предков Энлиля-Бела на 27-й день.

Фактически праздник был посвящен ДНЮ РОЖДЕНИЯ верховного бога, которому было принято дарить подарки.

В персидское время эта традиция распространилась сначала на высокопоставленных людей, а затем и на представителей всех остальных сословий.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался богом Уту или Шамашем, олицетворявшим Солнце, который считался сыном бога Луны Нанны и богини Нингаль и исполнял в древнем Шумере роль бога верховного закона.

Поэтому гимны в его честь прославляют его как бога ПРАВОСУДИЯ, устанавливающего законы и наблюдающего за их исполением. Функции судьи он выполняет и в «стране откуда нет возврата».

В персидское время был отождествлен с Митрой – справедливым судьей живых и мертвых, следящим за порядком во Вселенной.

Как сообщает миф о потопе, верховный бог, распределяя после потопа первые города, «четвёртый, Сиппар, отдал герою, чьё имя — Уту».

Бог солнца каждый день спускался с «Больших гор» и начинал своё путешествие по раз и навсегда установленному пути на небосклоне — над Шумером, над далёкими странами, — а с наступлением сумерек пересекал море и спускался в подземное царство.

Уту глубоко чтили как владыку и покровителя не только в северном Сиппаре. Он был также богом–покровителем Ларсы. В обоих этих городах у него были храмы, они назывались Эбаббар — «белый дом».

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Поскольку мифологема Весов связана с высшим судом и социальной справедливостью, то дилемма добра и зла месяца обусловлена различным отношением к закону.

Высшие представители этого знака чутко чувствуют социальную справедливость и своими личными усилиями по возможности восстанавливают ее там, где она оказывается порушенной.

Эти люди стремятся производить распределение социальных благ в соответствие с общественной ценностью труда каждого человека.

Низшие представители этого знака, наоборот, считают социальную справедливость утопией и уверены в том, что единственным социальным законом является право сильного на захват имущества слабого.

Наихудшие представители этого знака считают, что законы написаны для слабых, и что сильные люди имеют право брать всё, что считают нужным. Эти люди любыми способами стремятся утвердиться в роли лидеров общественных групп, видя в подобном положении ключ к реализации собственных амбиций.

В качестве примера человека достаточно высокого уровня, родившегося в этом месяце, можно привести Савву Мамонтова (15 октября 1841) – русского купца и мецената, который жертвовал огромные деньги на развитие искусства в России.

При этом его предпринимательская деятельность от этого увлечения пострадала настолько, что в 1899 году он обанкротился и прекратил свою коммерческую деятельность.

Интересно, что при судебном разбирательстве его дела оказалось, что он лично не присвоил себе ни копейки денег, в то время как все социальные обязательства перед рабочими своих предприятий он полностью выполнил.

Ярким примером низшего представителя этого месяца является Сергей Нечаев (2 октября 1847), – один из первых русских революционеров-террористов, написавший вместе с Бакуниным «Катехизис революционера», в котором оправдывал любое зло, если оно полезно революции.

Сергей Евтушенко
21 февраля 23