VI МЕСЯЦ УЛУЛУ
«ТРУДА И ПОТА»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ РАБОТЫ ДЕВ», поскольку в этот период происходили два ключевых события. Во-первых, на этот период приходилась уборочная страда, и, во-вторых, в этом месяце проводились ритуалы, направленные на восстановление плодородия земли.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - УЛУЛУ, - происходит от глагола ЭЛЕЛУ, который на бытовом уровне означает ОЧИЩАТЬ, ОТМЫВАТЬ, ДЕЛАТЬ СВЕТЛЫМ, и, очевидно, указывает на очищение как тел от материальной грязи, так и душ людей от грехов в этот период времени.

Однако, этот глагол имеет и дополнительное значение ПОСВЯЩАТЬ [в мистерии], ПРИОБЩАТЬ [к таинствам] И ОМОЛАЖИВАТЬ, которое связано с сакральным смыслом этого месяца - восстановлением производительной силы земли посредством ритуалов, посвященных возвращению девственности богине плодородия.

В обоих случаях предполагается, что исцеление тела и восстановление плодородия земли происходит за счет разворота вспять потока времени, благодаря которому и осуществляется их символическое ОМОЛОЖЕНИЕ.

АННОТАЦИЯ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем работы дев», поскольку в этот период в древнем Шумере происходила уборка урожая главной сельскохозяйственной культуры, которая являлась основой питания населения древней Месопотамии — ПШЕНИЦЫ.

ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК этого месяца был посвящен ВОЗВРАЩЕНИЮ богини плодородия из царства мертвых, где она сначала умирала, а затем заново рождалась молодой и готовой к новому циклу деторождения.

Месяц курировался хозяйкой подземного царства богиней ЭРЕШКИГАЛЬ, чье имя можно перевести как «великая земля вечного мрака». В ритуале, посвященном восстановлению девственности богини плодородия, она играла роль главной ЖРИЦЫ.

ГЛАВНАЯ ДИЛЕММА МЕСЯЦА обусловлена различным отношением человека к необходимости поддерживаться чистоту своей души и гигиену в отношениях с окружающим миром в самом широком смысле.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем работы дев», поскольку в этот период в древнем Шумере происходила уборка урожая главной сельскохозяйственной культуры, которая являлась основой питания населения древней Месопотамии - ПШЕНИЦЫ.

В отличие от северных регионов в условиях субтропического климата Месопотамии не было проблем с созреванием зерна. Однако, примитивность конструкций используемых орудий труда и отсутствие металлов, необходимых для их изготовления в необходимых количествах, приводили к большим потерям выращенного зерна в процессе его уборки.

Поэтому молодые девушки, которых направляли на поля для вторичного сбора колосьев, которые неизбежно оставались после основной жатвы, играли важную роль в хозяйственной жизни, ибо от их усердия и трудолюбия зависел конечный размер собранного урожая.

Анализ технологии, которую использовали древние шумеры, позволяет предположить, что во время ВТОРИЧНОЙ УБОРКИ могло собираться от четверти до трети всего урожая.

По этой причине эта «работа дев» играла очень важную роль в производстве сельхозпродукции в древней Месопотамии и поэтому была сакрализирована наравне с другими важными фазами сельскохозяйственного цикла, такими как подготовка плугов, вспашка и защита полей от потрав диким зверьем.

Поскольку зерно являлось главным продуктом питания, то в каждом шумерском городе создавались его стратегические запасы, которое играли роль продовольственного резерва на случай возникновения каких-то форс-мажорных обстоятельств.

В первую очередь, эти резервы использовались для питания рабочих, обслуживающих объекты экономической инфраструктуры, например, храмы. Однако, главным объектом на протяжении всей истории древнего Шумера являлись ИРРИГАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ, являвшиеся основой экономического благополучия этого региона.

Во вторую очередь, эти резервы шли на содержание городской стражи и снабжение воинского ополчения, которое собиралось во время войн, которые происходили ежегодно, поскольку шумеры умели и любили воевать, не смотря на то, что мужское население древней Месопотамии не отличалось какими-то выдающимися физическими кондициями.

Поскольку помимо необходимости собрать выращенный урожай, также существовала насущная потребность произвести подсчет собранного, то со временем этот месяц стал считаться месяцем обучения различным наукам.

В первую очередь, речь шла об арифметике и письме, обучение которому в древнем Шумере было сложной задачей, требующей хорошей памяти и большой усидчивости, поскольку месопотамская письменность оперировала большим числом различных знаков, разобраться в которых было весьма непросто.

Кстати, этот изначально вторичный смысловой контекст данного месяца в настоящее время стал основным, поскольку именно в этот период в современной цивилизации традиционно начинается ежегодный цикл обучения школьников и студентов.

Шестой месяц в шумерском календаре был посвящен не только сбору урожая, но и очищению от скверны, которой люди, по представлениям шумеров, неизбежно заражались в предыдущем месяце, так или иначе взаимодействуя с мертвецами и злыми духами.

Подобные представления, очевидно, основаны на элементарных знаниях физиологии. Поскольку во время усердной работы человек активно потеет, то это способствует очищению организма, поскольку в древности считалось, что вместе с потом из тела человека выходят болезни.

Кроме этого с этим месяцем связаны различные ритуалы, в которых ключевую роль играло ОМОВЕНИЕ в освященных водах, которые должны были очистить человека от скверны и унести все его грехи.

Очевидно, что подобный ритуал впоследствии лег в основу христианского обряда крещения, в изначальной версии которого предполагалось полное погружение в воды священной реки Иордан, через который проходил сам Иисус.

Очевидно, что главная цель ритуалов шестого месяца заключалась в том, чтобы ВОССТАНОВИТЬ ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ после окончания уборки урожая.

Поскольку олицетворением плодородной почвы в Месопотамии считалась богиня Инанна, то обряд восстановления плодородия предполагал СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕВСТВЕННОСТИ этой богини.

Причем предполагалось, что в этом процессе должно было произойти кардинальное омоложение богини, в ходе которого она должна была сначала УМЕРЕТЬ, а затем заново родиться молодой девственницей.

Очевидно, ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК этого месяца был посвящен ВОЗВРАЩЕНИЮ богини плодородия из царства мертвых, где она сначала умирала, а затем заново рождалась молодой и готовой к новому циклу деторождения.

К сожалению, в дошедших до нас шумерских текстах не сохранилось подробностей этого праздника, но можно предположить, что молодые женщины устраивали помолодевшей богине ТОРЖЕСТВЕННУЮ ВСТРЕЧУ, перед которой сперва обмывали, а затем наряжали ее статуи.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался хозяйкой подземного царства богиней ЭРЕШКИГАЛЬ, чье имя можно перевести как «великая земля вечного мрака». Таким образом, ее имя фактически является одним из кённигов, которым древние шумеры обозначали потусторонний мир.

Эта богиня была старшей единоутробной сестрой и соперницей богини плотской любви Иннаны, поскольку, вероятно, их матерью была хтоническая богиня ТИАМАТ, олицетворявшая соленые воды изначального моря.

Супругом хозяйки мрачного подземелья считался царь мертвых бог НЕРГАЛ, который был вынужден жениться на ней в качестве компенсации за непочтительное поведение.

Наиболее подробно об Эрешкигаль рассказывается в гимне «Спуск Иштар в преисподнюю», в котором она представлена как богиня смерти, играющая роль ЖРИЦЫ, проводящей свою младшую сестру через опасный ритуал омоложения.

В этом ритуале Иннана должна была пройти через семь врат замка царицы мертвых и предстать перед своей сестрой полностью обнаженной, лишенной своих инсигний и предметов силы.

Затем Эрешкигаль убивала свою сестру и подвешивала ее тело в "зале ожидания суда", где она должна была провести несколько дней, после чего ее оживляли посланники ее отца - бога мудрости Энки.

Жители древней Месопотамии считали, что от результатов этого ритуала зависел будущий урожай и, соответственно, их судьба в следующем году.

Месяц также курировался богиней НИСАБОЙ, которая являлась покровительницей урожая и одновременно богиней счета, письма и обучения.

В качестве богини урожая она покровительствовала девушкам, собирающим колоски на полях, а также женщинам, занимающимся обмолотом колосьев.

В качестве богини письма и счета она покровительствовала школьным учителям, счетоводам и бухгалтерам, оказывая им помощь в сведении балансов даже в самых сложных случаях.

В ассирийскую эпоху с утверждением во всей Месопотамии культа бога НАБУ, который считался богом НАУКИ, и также покровительствовал писцам, она стала его супругой.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Поскольку мифологема знака Девы связана с очищением человеческой души от всякой скверны, то ГЛАВНАЯ ДИЛЕММА МЕСЯЦА обусловлена различным отношением человека к необходимости поддерживаться чистоту своей души и гигиену в отношениях с окружающим миром в самом широком смысле.

В лучшем случае, человек следует заповеди Христа, согласно которой, «не то нас оскверняет, что входит в нас, но то, что из нас исходит», и стремится «не оставлять следов» своей жизнедеятельности.

В худшем случае, человек не стесняется повсюду разбрасывать «экскременты» своей жизнедеятельности. Причем как физические, так и эмоциональные, и метальные.

Соответственно, высший представитель этого месяца самоотверженно, вплоть до полного пренебрежения собственной жизнью, будет пытаться спасать людей, нуждающихся в помощи, спасая не только тела, но и души.

В этом смысле образ высшей девы – это сестра милосердия, самоотверженно пытающаяся облегчить чужие страдания и служащая тем, кто пострадал, исполняя свой долг перед отечеством.

Низшая дева, наоборот, является изворотливой приспособленкой, прислуживающей тем, от кого она может получить хорошее вознаграждение за свои услуги.

Однако, самой низкой разновидностью девы является подлая и продажная шлюха, не только готовая за 30 серебренников продать самых близких людей, но и извлекающая выгоду из растления чистых душ и предательства доверившихся ей людей.

В качестве примера вышей девы можно привести доктора Сергея Петровича Боткина (17 сентября 1832), основавшего российское эпидемиологическое общество и предложившего эффективные меры по борьбе с эпидемиями чумы, холеры, оспы, тифа, скарлатины, который также являлся членом главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах.

В качестве яркого примера низшей девы можно привести организатора и провокатора турецкой и русской революций – Парвуса (Израиля Гельфанда) (27 августа 1867), который сколотил свое состояние, беря комиссионные за посредничество в деле организации революционного движения в Турции и России.

Сергей Евтушенко
01 февраля 23