III МЕСЯЦ СИМАНУ
«ФОРМЫ И ВЕЩИ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ГОДА в ШУМЕРСКОЙ ТРАДИЦИИ назывался «МЕСЯЦЕМ ПОМЕЩЕНИЯ КИРПИЧА В [КИРПИЧНУЮ] ФОРМУ», поскольку в это время во всех городах Шумера восстанавливались постройки, разрушенные весенним наводнением, для чего требовались кирпичи — основной строительный материал, использовавшийся в древней Месопотамии.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - СИМАНУ, - происходит от слова СИМТУ, означавшего ОБРАЗ, ОТРАЖЕНИЕ, которое полностью соответствует смысловому содержанию этого месяца, который в шумерской традиции считался месяцем производства вещей, являющихся ОТРАЖЕНИЯМИ идеальных ФОРМ.

Множественность отражений идеальных форм также была отражена в семантике термина СИМТУ, поскольку он также означал УЗОР или ОРНАМЕНТ, т.е. сложное изображение, состоящее из множества повторяющихся простых элементов.

АННОТАЦИЯ

Третий месяц года в месопотамской традиции считался временем восстановления хозяйства, разрушенного во время ежегодного наводнения, случающегося во время весеннего разлива великих рек.

Главным праздником месяца считался праздник новоселья, во время которого люди торжественно заселялись либо в отремонтированное жилище, либо в заново отстроенное.

Месяц курировался богом-архитектором МУШДАМОМ d(MUSH-DAM-MA), который имел титул «великий строитель Энлиля» и который согласно мифу «Энки и мировой порядок», говоря современным языком, получил от бога мудрости и господина Земли назначение быть куратором министерства строительства, а также покровителем зодчих и архитекторов.

Дилемма добра и зла в этом месяце обусловлена различным отношением к божественному закону и порядку, главным проводником которого в жизни каждого создания является его СУДЬБА.

Добро здесь связано со смирением и безоговорочным принятием своей судьбы, а зло - с полным отрицанием Судьбы и восстанием против ее воли.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем формы и кирпича», поскольку в этот период шло активное восстановление разрушенного во время весеннего половодья хозяйства и производилось большое количество кирпичей — основного строительного материала древнего Шумера.

По мере развития цивилизации понятие «кирпича» расширилось и стало более общим. В результате «кирпич» начал восприниматься не просто как строительный материал, но как СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ, из которых состоит вселенная.

При этом ФОРМА ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КИРПИЧА также стала восприниматься в общем смысле как СИМВОЛ ПРООБРАЗОВ ВЕЩЕЙ, играющих роль ШАБЛОНОВ, по которым можно изготовить множество вещей из подручных материалов, самым распространенным из которых была ГЛИНА.

Поэтому древние шумеры не видели ценности в конкретных вещах, которые, как и все живые существа, старели и разрушались. Ценность представляли ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, по которым при наличии необходимых материалов, можно было путем РЕПЛИКАЦИИ изготовить любое количество новых вещей.

Очевидно, отсюда идут представления о бренности всего земного и о бессмысленности накопления материальных вещей, в то время как истинные ценности это — ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ, владение которыми и делает людей богатыми, т. е. приближает к богам, поскольку СОЗДАТЕЛЯМИ ФОРМ СЧИТАЛИСЬ БОГИ.

Согласно шумерским мифам люди были сотворены богами аналогичным образом с помощью ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФОРМЫ, изготовленной ими под руководством бога мудрости ЭНКИ. Правда, изготовить ПРАВИЛЬНУЮ ФОРМУ богам удалось далеко не сразу.

Первые эксперименты в этом направлении оказались неудачными. Согласно мифу первые реплики людей «не имели никаких отверстий в теле», т.е. не могли ни видеть, ни слышать, ни есть, и поэтому жили очень недолго.

Вторая реплика людей оказалась более удачной. Получившиеся образцы, подобно куклам, могли ходить, ориентироваться в пространстве, принимать пищу и даже издавать какие-то звуки.

Третья реплика была изготовлена путем добавления в ФОРМУ для изготовления человека КРОВИ БОГА, которого ради этого принесли в жертву. В результате Получившийся вариант человека стал ПОДОБИЕМ ЭТОГО БОГА — его уменьшенной КОПИЕЙ, обладал разумом, чувствами и членораздельной речью.

Очевидно, что именно отсюда идут общеизвестные представления, дошедшие до нас через еврейскую культуру, о том, что человек был сотворен по образу и подобию божию.

Однако, и у этой реплики имелся один серьезный недостаток — этот вариант человека не мог самостоятельно размножаться.

По этой причине богини, играющие роль суррогатных матерей, были вынуждены постоянно вынашивать новых людей, которых боги стали использовать на подсобных работах и которых требовалось все больше и больше.

В результате, богини-роженицы взбунтовались и потребовали от руководителя проекта — бога мудрости Энки, - создать человеческих женщин, чтобы подсобные рабочие могли самостоятельно размножаться, и чтобы им (богиням) не пришлось бы больше постоянно ходить с огромными животами, вынашивая одновременно по несколько «голых обезьян».

Четвертая реплика человека была изготовлена в парном варианте, которая уже была способна размножаться самостоятельно, вследствие чего богини-роженицы были избавлены от тяжелой работы по вынашиванию новых людей.

Главным праздником месяца считался праздник новоселья, во время которого люди торжественно заселялись либо в отремонтированное жилище, либо в заново отстроенное.

Шумерский текст сообщает: «Если в месяц Симану [человек] в свой новый дом войдет — дом этот изобилие хозяину своему принесет».

Причем последнее происходило гораздо чаще, поскольку в подавляющем большинстве случаев во время наводнения от домов обычных шумеров оставалась только входная дверь, представлявшая собой главную ценность, передававшуюся по наследству от отца к сыну.

Поэтому самым ценным подарком на новоселье считалась крепкая дверь, сделанная из прочного дерева, доставлявшегося с иранского нагорья.

В персидскую эпоху, когда зороастризм, отличающийся очень сложными и дорогостоящими ритуалами, утвердился в роли государственной религии, в Месопотамии возникла поговорка: «лучше продать дверь, чем пропустить праздник», которая по смыслу совпадает с русской поговоркой: «Что есть в печи, все на стол мечи».

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался богом-архитектором МУШДАМОМ d(MUSH-DAM-MA), который имел титул «великий строитель Энлиля» и который согласно мифу «Энки и мировой порядок» был назначен богом мудрости, говоря современным языком, куратором министерства строительства, а также покровителем зодчих и архитекторов.

Согласно мифу бог МУШДАМ был отличным архитектором и строителем, поскольку «заложенные им фундаменты не проседают, построенные им дома не рушатся, а своды созданных им храмом достигают небес подобно радуге».

Главным помощником бога Мушдама считался бог кирпича КУЛЛА, игравший роль главного КАМЕНЩИКА при великом архитекторе и воплощавший в жизнь все его замыслы.

В этой связи весьма интересен шумерский обряд строительства дома, когда при закладке фундамента сначала призывался бог Кулла, который должен был обеспечить надлежащее качество материалов и работ, но который по завершению строительства обязательно изгонялся в ходе специального обряда, проводимого жрецом-экзорцистом.

В ходе этого ритуала происходило символическое «убийство» бога кирпича, тело которого грузили в лодку и отправляли в преисподнюю с заклинаниями, которые должны были исключить возможность его возвращения.

Причем шумерским кённингом, используемым для обозначения царства мертвых, являлся «ДОМ-ГОРА». Поэтому смерть воспринималась как символическое путешествие к далекой горе, расположенной на Востоке.

Сюжет шумерского строительного обряда, очевидно, лег в основу масонской легенды о великом строителе Хираме, который был предательски убит своими помощниками по окончанию строительства Храма Соломона в Иеруссалиме.

Согласно масонскому преданию, Хирам разделил всех рабочих-строителей на три разряда, чтобы они получали вознаграждение («жалованье») в соответствии со своими способностями, дарованиями, усердием и старательностью.

Но пятнадцать подмастерьев, не посвященных в степень мастера, решили любой ценой выведать у Хирама пароль, который сообщался только третьему разряду, надеясь узнать секреты мастерства каменщика. Кроме того, называя заветные слова, мастера получали повышенное жалованье. Так они захотели стать мастерами раньше установленного срока, хотя сами были очень ленивы и неумелы.

Замыслив силой выведать у архитектора пароль для мастеров, незадачливые подмастерья напали на Хирама и долго пытали его, требуя открыть им тайное слово. В результате архитектор от полученных побоев скончался, а его тело было тайно вывезено его убийцами за пределы города.

Причем в полном соответствии с шумерской традицией злодеи захоронили тело своего наставника на горе, расположенной на ВОСТОКЕ от Иерусалима. Таким образом, они буквально отправили его в царство мертвых, затворив ему обратную дорогу веткой АКАЦИИ, положенной на его могилу, которая одновременно символизирует и сильную любовь, и преждевременную смерть, и возрождение в ином мире для жизни вечной.

Так согласно одному из мифов из акации был сделан терновый венец Христа, которого иудейские жрецы пытались навечно запереть в «стране без возврата». Однако, Иисус сломал ворота Иркалы и свободно покинул царство мертвых, освободив при этом множество праведников, которые содержались там незаконно.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Дилемма добра и зла в этом месяце обусловлена различным отношением к божественному закону и порядку, главным проводником которого в жизни каждого создания является его СУДЬБА.

Мифологема третьего месяца связана со строительством и защитой своего родного дома, и также с установлением в этом доме порядка, соответствующего небесному закону.

Добрые проявления этой мифологемы связаны с безоговорочным принятием своей судьбы, с ответственностью за свои решения, с любовью к родине или, как говорили в Риме, с преданностью родным пенатам -духам предков, являющимся покровителями домашнего очага.

Злые проявления этой мифологемы связаны с полным отрицанием Судьбы и божественной воли, волюнтаризмом, нигилизмом и космополитизмом, отрицающим всякую ценность национальной культуры.

Поэтому люди, рожденные в этом месяце, в лучшем случае являются патриотами своего отечества. Поэтому недаром Святой и благоверный князь Александр Невский – защитник русской земли, родился под этим знаком.

Еще в качестве примера высшего патриотизма и любви к родине можно привести русского поэта Александра Пушкина (06 июня 1799), фактически создавшего современный русский литературный язык.

В противоположность этому низшие близнецы являются нигилистами, анархистами и интернационалистами, презирающими национальную культуру. Они безответственны, инфантильны и эгоистичны в том смысле, что собственные интересы являются для них главным приоритетом. Такие люди не считаются с интересами своих родных в процессе удовлетворения собственного любопытства.

Одним из наиболее ярких примеров подобного близнеца является Михаил Бакунин (30 мая 1814) – русский революционер, главный теоретик анархизма, пропагандировавший полное разрушение всех традиционных общественных институтов.

Сергей Евтушенко
12 февраля 23