II МЕСЯЦ АЙАРУ
«ТОРЖЕСТВО ЖИЗНИ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ВТОРОЙ МЕСЯЦ ГОДА в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ ВЫГОНА БЫКОВ», поскольку в это время завершался ежегодный разлив рек, и земля снова открывалась для хозяйственной деятельности.

Поскольку в это время природа расцветала, а у животных начинался брачный период, то месяц считался периодом ТОРЖЕСТВА ЖИЗНИ и был связан с полным обновлением Мира.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - АЙАРУ, - происходит от аккадского глагола ЭРУ, имеющего значение быть пустым, голым или раздетым, который непосредственно связан с семантикой второго месяца шумерского календаря.

Суть этой связи заключается в том, что в IV-м тыс. до н.э. в этот период заканчивалось ежегодное половодье, вода возвращалась в русла рек и каналов, а земля, покрытая толстым слоем плодородного ила, поднималась из пучины. Что воспринималось жителями древней Месопотамии буквально как РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЗЕМЛИ.

Причем в аккадском языке заболоченные НИЗИНЫ, а также ПОЙМЫ рек обозначались словом ЭРСЕТУ, которое по звучанию было близко к слову ЭРУ, от которого произошло название месяца. Причем этим словом древние аккадцы обозначали также и СТРАНУ.

Таким образом, смысл аккадского названия второго месяца ниппурского календаря может быть понят как ГОЛАЯ НИЗИНА или ГОЛАЯ СТРАНА, который весьма точно описывал ландшафт древней Месопотамии в этот период года.

АННОТАЦИЯ

Второй месяц года в месопотамской традиции считался самым радостным и счастливым месяцем, поскольку в это время случалось ежегодное «чудесное» спасение Шумера после завершения наводнения, вызванного ежегодным разливом Тигра и Евфрата.

Главным праздником месяца считался праздник «открывания земли», сопровождавшийся прогоном быков по улицам города, а главным ритуалом месяца считался обряд «священного брака», призванный обеспечить рождение жизнеспособного потомства.

Месяц курировался богиней плотской любви, плодородия и войны — Иннаной или Иштар, которая в этом месяце покровительствовала воспроизводству всех живых существ, в том числе и людей.

Дилемма добра и зла в этом месяце обусловлена различным отношением к жизни. Добро в этот период связано с утверждением и свободным выражением творческого начала во всех его проявлениях, а зло — с попытками либо извратить, либо ограничить созидательную энергию ценой уничтожения той ее части, которая не поддается контролю.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем выгона быков», которое происходило после того, как вода, затоплявшая поля в предыдущем месяце, уходила обратно в реки, и земля буквально заново рождалась, поднимаясь из пучины вод.

Таким образом, земля в этот период обновляла свои производительные силы и готовилась к выращиванию нового урожая. Однако, почва далеко не сразу становилась пригодной для возделывания, поскольку была насквозь пропитана водой и фактически представляла собой болото.

В этой ситуации шумеры сперва выгоняли на поля скот, который своими копытами перепахивал грязную жижу, перемешивая ее с речным илом, являвшимся основным удобрением, обеспечивающим богатые урожаи.

В начале этого месяца отмечался один из самых любимых шумерами праздников, посвященный первому выгону быков на поля, который включал в себя предварительный прогон быков по улицам городов, подобный испанскому ЭНСЬЕРРО, во время которого люди, оглашая улицы дикими криками, убегали от толпы обезумевших быков, мчащихся по улицам и сметающих все на своем пути.

Согласно шумерской мифологии, любое рождение происходит от соития, поэтому брак Неба и Земли – главных богов древности, - воспринимался шумерами как главный акт сотворения нового мира.

От этого брака рождались ФОРМЫ (ШАБЛОНЫ), служившие идеальными прообразами реальных вещей, которые впоследствии должны были создаваться по этим формам.

Вообще, во многих древних цивилизациях было широко распространено представление о том, что у любой материальной вещи есть ее идеальный форма-образ, который и определяет возможность ее существования.

Наиболее последовательно эти представления впоследствии выразил греческий философ Платон, называвший идеальные формы – эйдосами (идеями).

Таким образом, во втором месяце шумерского календаря рождались новые идеи, которые, говоря современным языком, порождали соответствующие главные тренды нового года.

Причем согласно шумерским представлениям процесс создания новых форм категорически исключал участие людей, которые сами по своей природе являются созданиями богов и в этом смысле сами являются ОБЪЕКТАМИ божественного творчества.

Шумеры считали, что подобно тому, как люди занимаются селекцией домашних животных, точно также и боги занимаются селекцией людей, которая заключается в обновлении человеческой природы, очищении ее от скверны, а также в культивировании ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ БОГОВ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ.

В связи с этим в этот период все нечистые, т.е. не пригодные для воспроизводства здорового потомства, изгонялись из городов, чтобы не мешать богам заниматься обновлением и улучшением человеческой породы.

В первую очередь, из шумерских городов в это время изгонялись проститутки. Это делалось для того, чтобы ничто не отвлекало мужчин от воспроизводства здорового потомства с добропорядочными женщинами.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался богиней плотской любви, плодородия и войны — Инанной или Иштар, которая в этом месяце покровительствовала воспроизводству всех живых существ, в том числе и людей.

В известном старовавилонском гимне Иштар названа величайшей из Игигов, царицей богов, равной царю богов Ану. Иштар мудра, рассудительна и проницательна. Могущество, величие и способности богини называются несравненными; в её руках — судьбы всего сущего.

Образ Иштар притягателен, очаровывает, вызывает влечение; на её губах мёд, её глаза переливаются радужным светом, её уста — сама жизнь; она — подательница жизненной силы, здоровья и удачи. Иштар угодны покорность почитающих, взаимная любовь и благие намерения.

Ключевым событием ритуальной жизни каждого шумерского города в этом месяце был «священный брак» - ритуальное соитие лугаля (царя-правителя) и верховной жрицы богини Инанны.

Дети, рожденные в этом браке, считались детьми богов и могли претендовать на самое высокое положение в шумерском обществе. Например, самый известный герой Гильгамеш, рожденный в таком браке, считался на две три богом и стал царем города Урука.

В шумерском обществе ритуал «священного брака» служил практическим целям: отцы семейств были обязаны в этот период заниматься сексом исключительно с собственными супругами.

Таким образом, этот обряд был направлен на увеличение числа «зимних» детей, у которых было больше шансов на выживание, поскольку зимой у матерей было больше времени и возможностей, чтобы позаботиться о них.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Дилемма добра и зла в этом месяце обусловлена различным отношением к жизни. Добро в этот период связано с утверждением и свободным выражением творческого начала во всех его проявлениях, а зло — с попытками либо извратить, либо ограничить созидательную энергию ценой уничтожения той ее части, которая не поддается контролю.

Высшие представители этого знака любят и ценят жизнь во всех ее проявлениях, проводя в жизнь принцип: пусть расцветает множество цветов, давая каждому из них возможность занять свое место в мире.

Однако, надо иметь заметить, что Телец – знак порядка, поэтому высшие тельцы очень ревностно следят за тем, чтобы в их жизни все было правильно и красиво, начиная от помидоров и домашних животных и заканчивая детьми.

В качестве примера высшего Тельца можно привести великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (15 мая 1848), который любил жизнь такой, как она есть, по-дружески относился ко всем людям, не взирая на их социальный статус, имел большую, дружную и счастливую семью, а также постоянно дарил красоту и гармонию людям, воплощая в своих картинах нравственные принципы, лежащие в основе русской цивилизации.

Низшие тельцы стремятся создать приоритетные условия одним жизненным формам за счет других, провоцируя кровавые социальные столкновения, жестокую классовую и расовую борьбу и утверждая социальную тиранию.

Низшие тельцы помешаны на идее накопления материальных ресурсов, борьба за которые является смыслом его убогого существования, а также видят свое призвание в том, чтобы распределять эти скудные материальные ресурсы среди «достойных» и правильных за счет «недостойных» и ущербных.

Наиболее показательным примером низшего тельца является, несомненно, Адольф Гитлер, который довел идею классовой и расовой борьбы до своего логического завершения и полного предела, перешагнув в своем стремлении к уничтожению всего «неправильного» и «недостойного» жизни все божественные и человеческие законы, стремившегося ради воплощения своей идеи абсолютного порядка уничтожить большую часть человечества.

Сергей Евтушенко
10 февраля 23