РАДОНИЦА | БЕЛЬТАЙН

ПРОБУЖДЕНИЕ ЛЕТА И СВЕТА

Астрономически приходится на первую половину второго знака тропического зодиака, который Солнце проходит в период с 20 апреля по 6 мая.

Праздник, посвященный срединной точке, расположенной между ВЕСЕННИМ РАВНОДЕНСТВИЕМ и ЛЕТНИМ КОЛОВРАТОМ.

Это период, когда наступает самое светлое время года и появляются признаки наступающего лета. В настоящее время праздник широко отмечается в западном мире под названием БЕЛТЕЙН.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАДОНИЦА | БЕЛЬТАЙН

НОЧЬ КОСТРОВ, ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ

СЕЗОННЫЙ МИФ

Миф этого периода включает в себя два эпизода.

ПЕРВЫЙ связан с преображением весеннего бога, рожденного в момент весеннего равноденствия. Из своей светлой ипостаси он перевоплощается в темную, которая, однако, практически неизвестна северным мифам, которые воспринимают весеннего бога как абсолютное благо.

Тем не менее, у весеннего бога тоже есть своя темная ипостась, в которой он становится жестоким диктатором, пытающимся облагодетельствовать поголовно всех и насильно загнать в рай.

При этом те, которые по каким-либо причинам не желают жить в новом раю, объявляются врагами и либо безжалостно уничтожаются, либо изгоняются из рая.

Причем под категорию врагов народа попадают как реальные служители тьмы, как и люди, которые просто хотят жить своим умом и идти своим путем.

КОЩЕЙ НА ЦЕПЯХ В ТЕМНИЦЕ

ВТОРОЙ связан с полным прекращением деятельности злого осеннего бога, который в этот момент лишается своей силы и преобразуется из дракона, наводящего ужас на людей, в дряхлого и нищего старика, который зачастую оказывается пленником летнего бога и помещается им в специальную темницу, в которой он будет находиться до осени, пока снова не придет время его власти.

Иными словами, боль и страдания в этот момент временно покидают землю и возвращаются в свою исконную обитель - подземный мир мрака и теней, где они будут пребывать до осеннего полнолуния.

БАЛ ВЕСЕННЕГО ПОЛНОЛУНИЯ

В этот период происходит РАЗВЯЗКА зимних мифологических сюжетов, связанных с деятельностью темных сил в мире людей.

Однако, в момент своего ухода зимний бог устраивает для своих адептов ПРОЩАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК, который в христианской традиции считается весеннем шабашем нечистой силы.

В это время всевозможные ведьмы и колдуны напоследок гуляют перед тем, как на полгода лишатся поддержки своего темного владыки и будут вынуждены жить как обычные люди, что является для них самым страшным наказанием.

МИХАИЛ БУЛГАКОВ

Конструктором русского мифа, связанного с этим периодом года, несомненно, является писатель Михаил Булгаков, который в своих произведениях раскрыл эту тему настолько полно, как никто не делал ни до него, ни после.

И это - не случайно, поскольку великий писатель-мистик родился как раз в этот период времени, поэтому воспринимал окружающую реальности через призму именно этого мифа.

В своем произведении Мастер и Маргарита он мастерски соединил оба главные эпизода весеннего мифа.

МОСКВА 1930-Х

Так он, с одной стороны, по ходу повествования дал множество зарисовок из советской действительности, которые невзначай раскрывают суть советского эксперимента, в рамках которого всем советским людям предлагался один рецепт счастья на всех.

С другой, он показывает, как мещанское сознание большинства москвичей той эпохи, воспринимало эти эксперименты, как пыталось приспособиться к новой социальной реальности, в которой все должны были думать и выглядеть одинаково.

Все эти собрания, на которых все должны были демонстрировать полное единодушие и единомыслие, активная общественная жизнь, в которой в обязательном порядке должен был участвовать каждый советский гражданин, а также обязательное ношение единообразной униформы.

В рамках весеннего мифа подобные вещи как раз и являются типичными проявлениями деятельности весеннего бога в его темной ипостаси, который решил всех строем загнать в рай.

ПРИБЫТИЕ ВОЛАНДА В МОСКВУ

На фоне этой массовой советизации общества Булгаков сумел показать и второй эпизод весеннего мифа, связанный с завершением деятельности зимнего бога, который в этот период должен дать прощальный бал перед тем как уйти на полгода в тень.

В рамках этой сюжетной линии он мастерски показал, что весенний бал полнолуния это - не просто шабаш поклонников Сатаны, но символический акт подведения итогов, когда наступает развязка многих историй.

Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты... Эта фраза, оброненная Булгаковым от лица Воланда, как нельзя лучше передает суть происходящего во время шабаша нечистой силы.

Здесь происходит не просто гулянка бесов, но подведение итогов деятельности всех участников процесса. Поэтому и сводятся счеты.

И Булгаков показывает, как во время весеннего бала каждый, кто так или иначе принимал участие в темных делах, расплатился за свои действия.

Идеолог Берлиоз, искренне пропагандировавший атеизм, получил по вере своей и отправился в полное небытие; наградой барона Майгеля за службу советской власти стала пуля, полученная им от Азазелло; а служанка Маргариты - Наташа, - стала ведьмой и осталась навсегда жить в темном мире инобытия.

В противоположностью этому Фрида - преступница, убившая своего ребенка, - получила прощение от Маргариты и обрела душевное спокойствие; Иван Бездомный бросил писать скабрезные стишки и пошел получать нормальное образование; а любитель каламбуров о свете и тьме, бывший рыцарь Коровьев, закрыл свой счет и закончил свою службу Воланду.

ВЕЧНЫЙ ДОМ - НАГРАДА МАСТЕРУ

Наконец, Мастер, который не заслужил света, но в чьем романе Иешуа нашел проблеск истины, по просьбе владыки света получил заслуженный покой вместе с той, которая страдала и любила.

Это полное и окончательное завершение трагической истории роковой любви, поразившей героев романа как молния, которая вспыхнула, когда расцвели нарциссы - цветы царицы подземного мира богини Персефоны; и завершилась в момент весеннего полнолуния, когда страдания временно покидают землю.

ИСТОРИЯ

Примерно, этому времени соответствует БЕЛТЕЙН - кельтский праздник начала лета, который впоследствии совпал по дате с ночью святой Вальпургии, повлияв на традиции народно-католического праздника.

Праздник Вальпургиевой ночи назван в честь английской христианской миссионерки святой Вальпурги. Дочь святого Ричарда Пилигрима и сестра святого Виллибальда, святая Вальпурга (также известная как святая Вальпургия или Вальбурга) родилась в Девоне, Англия, в 710 году нашей эры.

Средневековая и ренессансная традиция считала, что заступничество святой Вальпургии эффективно против черной магии и иных происков темных сил.

Согласно народным представлениям во время Вальпургиевой ночи ведьмы праздновали шабаш, и злые силы были сильнее всего. В немецком фольклоре Вальпургиева ночь считалась ночью собрания ведьм на Брокене, самой высокой вершине гор Гарц, горной цепи лесистых холмов в центральной Германии.

В наши дни адепты различных инфернальных культов считают этот день - днем памяти всех своих товарищей и коллег по опасном ремеслу, сожженных в эпоху инквизиции.

РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ

В северной Германии и Голландии Гексеннахт (ведьминская ночь), ночь с 30 апреля на 1 мая, считается ночью, когда ведьмы устраивают большой праздник на Брокене в ожидании прихода весны, и проводится в ту же ночь, что и ночь Святой Вальпургиевой ночи (Санкт-Вальпургиева ночь).

В Баварии также отмечается эта ночь, во время которой гуляки переодеваются ведьмами и демонами, запускают фейерверки, танцуют и играют громкую музыку, которая, как говорят, отгоняет ведьм и духов зимы.

В Чехии праздник называют Палени чародейниц (Сожжение ведьм) или чародейнице (Ведьмы). Вечером разводят и сжигают огромные костры высотой до 8 метров (26 футов) с фигурой ведьмы, предпочтительно на вершинах холмов. Вокруг собираются молодые люди. Чучело ведьмы поднимают и бросают в костер, а внезапные клубы черного и плотного дыма приветствуются как улетающая ведьма.

В Чехии первое мая также празднуется как день влюбленных, в связи со знаменитым началом стихотворения Карела Гинека Маша "Маж" (Поздний вечер первого мая).

В Финляндии Вальпургиева ночь считается праздником весны и является одним из четырех самых больших праздников наряду с Сочельником, кануном Нового года и Ивановым днем (Юханнус - День середины лета).

Традиционно 1 мая отмечается пикником в парке. Для большинства это пикник с друзьями на природе с едой и игристым вином.

Некоторые люди устраивают чрезвычайно роскошные пикники с беседками, белыми скатертями, серебряными канделябрами, классической музыкой и экстравагантной едой. Пикник обычно устраивается ранним утром в качестве продолжения ночного праздника.

Ночью празднование проводится еще в помещении, а утром уже переносится на природу; подобный ритуал символизирует наступление теплого времени года.

Сергей Евтушенко
03 декабря 22