СТУДЕНЕЦ - НАЧАЛО ЗИМЫ

НАСТУПЛЕНИЕ ХОЛОДОВ, ТОРЖЕСТВО МРАКА

Астрономически соответствует первой части 9-ого тропического знака, который Солнце проходит в период с 23 ноября по 6 декабря каждого года.

Начало 9-ого месяца ниппурского календаря, звездным маркером которого в начале I-ого тыс. было созвездие Стрельца, считается началом зимы - самого темного и холодного времени года.

СТУДЕНЕЦ - ХОЛОД И МРАК

НАЧАЛО ЗИМЫ, НАСТУПЛЕНИЕ ХОЛОДОВ, НОЧЬ ГОДА

СЕЗОННЫЙ МИФ

В этот период уже изрядно постаревший осенний бог полностью раскрывает свою темную ипостась, в которой он пытается остановить поток жизни, буквально замораживая все вокруг.

Его жадность и жажда стяжательства достигают своего апогея, вследствие чего он превращается в невыносимого тирана, стремящегося установить свою полную власть над жизнью людей и заставить их безвозмездно отдать ему все ценности, труд и саму жизнь.

9-й месяц года это - время выживания, борьбы с внешними врагами, а также время концентрации усилий на сохранении человеческого облика в условиях агрессивной природной и социальной среды.

СЕМЬ БЕСОВ

ДРЕВНЕМЕСОПОТАМСКИЙ МИФ
БОГ ЭРРА И СЕМЕРКА БЕСОВ

В рамках месопотамского мифа начало зимы было связано с обретением власти богом Эррой, олицетворяющим Солнце мертвых.

Миф, изложенный на нескольких табличках, описывает как семь воинственных и злобных духов Сабитту, созданных Ану, жаждут напасть на мир людей и погрузить его в хаос. Они жалуются, что у них, прирожденных воинов, от безделия затупилось оружие.

Однако, для проведения успешной атаки на мир людей им нужен вождь, роль которого они предлагают исполнить Эрре. Они требуют, чтобы мрачный бог возглавил их сплоченную команду и самолично повел их в бой.

Советник Эрры, Ишум, пытается отговорить своего господина от участия в подобной операции, но тщетно - бог эпидемий, объятый гневом, жаждет мести и крови людей, забывших о его существовании и предавших его культ забвению.

Эрра отправляется к хозяину Вавилона - богу Мардуку с целью получить от него разрешение на уничтожение нечестивцев и грешников, забывших богов и манкирующих своим религиозным долгом.

Выяснив, что царь богов озабочен тем, что его священные одежды запачкались, а тиара утратила блеск, Эрра предлагает ему временно заменить его в качестве правителя страны черноголовых, обещая хранить порядок и закон, установленный Мардуком.

Поразмыслив, Мардук принимает предложение бога хаоса, поскольку для очищения своих ритуальных одежд хозяин Вавилона должен предпринять далекое путешествие в подземную кузнецу бога огня Гирры, где в пламени роковой горы он сможет восстановить ритуальную чистоту своих одеяний.

Получив знаки верховной власти над Вавилоном, Эрра буквально спускает с цепи семерку свирепых демонов, которые учиняют в стране форменный беспредел, открыто творят всяческие злодеяния и безжалостно убивают всех, кто пытается оказывать сопротивление.

Эрра при этом наслаждается своей местью, наблюдая с вершины вавилонского зиккурата за тем, как цивилизация погружается в хаос, а люди в страхе и отчаянии начинают приносить ему - новому хозяину Вавилона, - обильные жертвы, моля его остановить его безжалостных слуг и прекратить уничтожение цивилизации.

КОЩЕЙ И МАРЬЯ МОРЕВНА

ДРЕВНЕРУССКИЙ МИФ
КОЩЕЙ И МАРЬЯ МОРЕВНА

В рамках русского мифа, который в данном случае перекликался со скандинавским, олицетворением зимы являлась хозяйка холодной преисподней, которую германские народы называли ХЕЛЬ, а славяне - МОРЕНА ("несущая мор") - "вредоносная", что является буквальным переводом имени великанши АНГБОДЫ ("сулящая горе") - матери богини Хель, согласно скандинавской традиции.

В русских сказках могучая хозяйка ледяного мира мертвых, очевидно, трансформировалась в богатыршу Марью Моревну, которой иногда даже удавалось пленять и сковывать цепями самого Кощея.

Если предположить, что Марья Моревна была дочерью Морены, то получится полное соответствие скандинавскому мифу, в котором Хель была дочерью Ангбоды.

К сожалению, характер взаимоотношений Кощея и Марьи Моревны трудно понять из сохранившегося в сказках материала.

Однако, можно предположить, что изначально эти персонажи были супругами, между которыми, как водится в семьях, периодически происходили ссоры, причем зачастую весьма серьезные, особенно учитывая сложные характеры обоих партнеров.

Возможно, что персонажи поочередно обретали власть в зависимости от времени года и менялись местами либо в равноденствия, либо в солнцестояния.

Можно предположить, что зима была временем власти Кощея, поскольку именно он был олицетворением темной ипостаси осеннего бога.

МАРЬЯ МОРЕВНА ПЕРЕДАЕТ ИВАНУ КЛЮЧИ ОТ ТЕМНИЦЫ КОЩЕЕВОЙ

С наступлением весны Кощей, вероятно, терял большую часть своей силы, вследствие чего становился добычей своей коварной супруги, которая заковывала его в цепи и прятала в темный чулан.

Ведь не стоит забывать, что согласно скандинавскому мифу, Хель была дочерью коварного бога Локи и мрачной великанши Ангбоды. Поэтому подобные поступки с ее стороны, не являются случайными, а являются проявлениями ее истинной природы, поскольку обусловлены ее происхождением.

И здесь вспоминается фраза из романа Булгакова "Мастер и Маргарита", которую произносит Коровьев во время бала: "Ведь бывает так, королева, что муж надоел..."

С наступлением осени Кощей освобождался из плена, благодаря глупости любовника своей жены, роль которого в русских сказках играл Иван Дурак, который из жалости к "безобидному старичку" давал ему напиться воды, чем способствовал возвращению силы кощеевой.

Избавившись от оков, Кощей сперва проявлял благородство и отпускал Ивана в благодарность за освобождение, а затем пытался отомстить молодцу, самозабвенно наставлявшему ему рога, пока он висел на крюке в чулане, где был вынужден быть пассивным свидетелем развлечений своей ветренной ненаглядной.

Поэтому не удивительно, что, пережив подобный конфуз, Кощей был одержим жаждой мести, которую направлял не только на своего обидчика, но и на весь русский народ, породивший такого удальца.

Таким образом, летние любовные похождения Ивана зачастую дорого обходились его родственникам, вынужденным страдать в период власти Кощея от лютых холодов и прочих прелестей длинной северной зимы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступление календарной зимы происходит в момент вхождения Солнца в 9-й знак тропического зодика.

Согласно древнему правилу: каким было начало, таким будет и содержание, - погода в первый день зимы позволяет судить о том, какой будет зима в целом.

Первый месяц зимы - наиболее темное и опасное время, поэтому будьте бдительны и осторожны. Избегайте в это время посещения незнакомых мест и встреч с незнакомцами.

Сергей Евтушенко
26 ноября 22