МАНЗАЗЫ

ВАВИЛОНСКИЕ ЗВЕЗДНЫЕ СТОЯНКИ

Идея разделить небесную сферу на участки, расположенные на пути Луны, стара, как сама астрология и, очевидно, возникла на заре становления звездной науки, причем ЗАДОЛГО до формирования известных нам ЗНАКОВ ЗОДИАКА.

Практическое использование Лунных стоянок позволяет астрологу определять основные сюжетные линии индивидуальной судьбы, выявлять смысловые связи между отдельными сценами и сюжетами человеческих жизней, предсказывать события в их хронологической последовательности и смысловой обусловленности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ

Древняя астрология Вавилона начала формироваться в первой трети II-ого тыс. до н.э. в старо-вавилонский период, когда город, носивший название «Врата Бога», стал столицей обширного царства, достигшего пика своего могущества в XVIII веке до н.э. при царе Хаммурапи.

В 8-й части вавилонского компендиума MUL.APIN (Звездный Плуг), формировавшегося, примерно, с XI по IX века до н.э. приводится список СОЗВЕЗДИЙ-НА-ПУТИ-ЛУНЫ, в который включал в себя 18 созвездий, которые, очевидно, изначально и играли роль лунных станций.

В дальнейшем число этих стоянок постепенно было увеличено до 28 по числу дней в сидерическом лунном месяце. Каким образом шел этот процесс, сейчас сказать трудно, однако, вероятно, он завершился к концу V-ого века до н.э., когда влияние Ахеменидской империи распространилось на долину рек Инд, где располагался один из центров формирования индийской цивилизации.

Очевидно, что именно в этот период вавилонская астрология была заимствована учеными древней Индии, которые переосмыслили многие ее техники в рамках своей культуры.

Наследницей вавилонской астрологии в самой Месопотамии стала арабская астрология, расцветшая пышным цветом во времена арабского халифата, особенно во времена правления первых халифов из династии Аббасидов, которые покровительствовали ученым и активно собирали все сохранившиеся крупицы античной мудрости.

Описания лунных стоянок сохранились в работах таких арабских астрологов как Ибн Кутайба, Абу Машар и Гайт аль-Хаким.

Таким образом, в настоящее время существуют две традиции, учитывающие лунные станции, берущие свое начало из Вавилона: индийская и арабская.

Китайская традиция, также располагающая своей системой лунных станций, очевидно, развивалась автономно, и потому смысловое содержание китайских станция достаточно сильно отличается и от индийских, и от арабских.

АЙАНАМСА

Ayanamsa (от санскритского ayana 'движение' и amsa 'компонент') является санскритским термином, обозначающим разницу между тропическим и сидерическим зодиаками, возникающую вследствие прецессии равноденствий.

Поэтому естественная айанамса должна соответствовать СКОРОСТИ ПРЕЦЕССИ. Все иные, основанные на других скоростях, являются неверными, поскольку не соответствуют астрономической реальности.

ГРАНИЦЫ МАНЗАЗ

Поскольку изначально манзазы (лунные стоянки) являлись УЧАСТКАМИ ЛУННОЙ ОРБИТЫ, прилегающими к неподвижным звездам или группам звезд, то каждая из них имела разную длину, которая зависела от ЗНАЧИМОСТИ ЗВЕЗДЫ (СОЗВЕЗДИЯ), определяющего характер станции.

Причем, в отличие от тропического зодиака, эти границы не были жесткими, поскольку в СМЫСЛОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ, которое определялось системой стоянок, ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОГО СМЫСЛА К ДРУГОМУ ПРОИСХОДЯТ ПОСТЕПЕННО, А НЕ СКАЧКООБРАЗНО.

И поскольку на границах манзаз происходит СМЕШЕНИЕ СМЫСЛОВ ИЛИ, иначе, наложение смыслов с формированием ГИБРИДНЫХ семантических пространств, то положение границ является УСЛОВНЫМ.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Проблема определения точки отсчета заключается в определении ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА, когда тропический и сидерический зодиак совпадали.

Во многом проблема является искусственной, поскольку, как было сказано в предыдущем разделе, ГРАНИЦЫ СТОЯНОК ЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВНЫМИ.

Подробнее об этом читайте в статье: Почему индусы пользуются сидерическим зодиаком и отсчитывают его от звезды Спика?

КОЛИЧЕСТВО СТОЯНОК

Число стоянок также могло варьироваться. Так изначально в вавилонской астрологии выделялось 18 стоянок, в египетской - 36. И только тогда, когда стоянки были окончательно отождествлены с движением Луны, их число стало равно 28 - числу суток в сидерическом лунном месяце.

В индийской астрологии для удобства унификации число стоянок было сокращено до 27, дабы оно соответствовало числу используемых в джиотише девяти грах. Подобная унификация позволила стандартизировать предсказательные методы, основанные на символическом движении Луны.

Однако, поскольку семантическое пространство, определяемое множеством накшатр, является НЕПРЕРЫВНЫМ И АНИЗОТРОПНЫМ (РАЗЛИЧНЫМ В КАЖДОЙ ТОЧКЕ), то количество частей, на которое оно может быть разделено, может быть ЛЮБЫМ.

Поэтому не случайно в джиотише практикуется деление накшатр на более мелкие части, которые маркируют собственные уникальные смыслы.

ПОЛОЖЕНИЯ СТОЯНОК

В ТРОПИЧЕСКОМ ЗОДИАКЕ НА 01 ЯНВАРЯ 23

НАЧАЛО КЛИНОПИСНЫЙ
ЗНАК
ШУМЕРСКОЕ
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕВОД
01 0019 ANŠE.KUR.RA
АНШЕКУР
КОНЬ
02 0859 UR.BAR.RA
УРБАР
ВОЛК
03 2049 MUL.MUL2
МУЛ-МУЛ
ЗВЕЗДНЫЙ СВЕТ
04 0149 GUD.AN.NA
ГУДАН
НЕБЕСНЫЙ БЫК
05 1349 SIPA.ZI.AN.NA
СИПАЗИ
ПРАВЕДНЫЙ ПАСТЫРЬ
06 2359 KAK.SI.SA2
КАКСИСА
СТРЕЛА
07 0854 MASH.TAB.BA
МАШТАБА
ДВОЙНИКИ
08 2249 KUŠ7.SU
КУШСУ
ЛЕТНИЙ ЗНОЙ
09 0459 MUŠ
МУШ
ЗМЕЯ
10 2149 LU2.GAL
ЛУГАЛЬ
ЦАРЬ
11 0349 LUL.A | KA10
ЛУЛА
ЛИСА
12 1549 ĜEŠ.GIR3
ГЕШГИР
ФИГОВОЕ ДЕРЕВО
13 0039 UGAMUŠEN
УГА
ВОРОН
14 1339 AB.SIN2
АБСИН
БОРОЗДА
15 2639 ŠU4.DUN4
ШУДУН
ЯРМО
16 1119 UR.GI7
УРГИ
ПЁС
17 2739 ĜEŠ.UR3
ГЕШУР
БОРОНА
18 0539 LI9.SI4
ЛИСИ
ДАВИТЬ РОГОМ
идеома
19 1910 GIR2.TAB
ГИРТАБ
СКОРПИОН
20 2759 PA.BIL.SAG
ПАБИЛЬСАГ
МЕТКИЙ СТРЕЛОК
21 1136 SUHUR.MASH
СУХУР-МАШ
РЫБО-КОЗЛЕНОК
22 2239 GU.LA2
ГУЛА
ВЕЛИКАН
23 2754 ANZU2MUŠEN
АНЗУ
ОРЕЛ
24 1139 ŠAH2
ШАХ
СВИНЬЯ
25 2539 BAR.KU6
БАРКУ
РЫБА
26 0939 SIM.MAH
СИММАХ
АЛЬБАТРОС
27 0009 KUN.MES
КУНМЕС
ХВОСТ ТЬМЫ
идеома
28 1739 LU.LIM
ЛУЛИМ
ОЛЕНЬ

ВАВИЛОНСКИЕ СОЗВЕЗДИЯ

ОБРАЗЫ, КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ОПИСАНИЯ

ШУМЕРСКОЕ
НАЗВАНИЕ
ОБРАЗ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ОПИСАНИЕ
01 ANŠE.KUR.RA
АНШЕКУР
КОНЬ НАПОР И НАТИСК
02 UR.BAR.RA
УРБАР
ВОЛК МОЩЬ И БЕЗЖАЛОСТНОСТЬ
03 MUL.MUL2
МУЛ-МУЛ
ФЕНИКС ВИДЕНИЕ И ЗНАНИЕ
04 GUD.AN.NA
ГУДАН
БЫК ЭНЕРГИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
05 SIPA.ZI.AN.NA
СИПАЗИ
ЛАНЬ ГРАЦИЯ И ГАРМОНИЯ
06 KAK.SI.SA2
КАКСИСА
ЯСТРЕБ БОРЬБА И БОЛЬ
07 MASH.TAB.BA
МАШТАБА
ЧАЙКА ШАНСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
08 KUŠ7.SU
КУШСУ
ДРАКОН ДАРЫ И ЖЕРТВЫ
09 MUŠ
МУШ
ЗМЕЯ МУДРОСТЬ И АСКЕЗА
10 LU2.GAL
ЛУГАЛЬ
ЛЕВ СИЛА И ВЛАСТЬ
11 LUL.A | KA10
ЛУЛА
ЛИСА ХИТРОСТЬ И КОВАРСТВО
12 ĜEŠ.GIR3
ГЕШГИР
БАРАН ЗАКОНЫ И ПРАВИЛА
13 UGAMUŠEN
УГА
ВОРОН ТЕРПЕНИЕ И ЧЕСТНОСТЬ
14 AB.SIN2
АБСИН
ПАВЛИН КРАСОТА И ЛОВКОСТЬ
15 ŠU4.DUN4
ШУДУН
МЕДВЕДЬ СПОНТАННОСТИ И РАССЕИВАНИЕ
16 UR.GI7
УРГИ
ПЁС ДОЛГ И СЛУЖБА
17 ĜEŠ.UR3
ГЕШУР
ОСЛИЦА ПОКОРНОСТЬ И ПОДЧИНЕНИЕ
18 LI9.SI4
ЛИСИ
ВЕПРЬ СОКРУШАЮЩИЙ УДАР
19 GIR2.TAB
ГИРТАБ
СКОРПИОН РАСПАД И РАСТВОРЕНИЕ
20 PA.BIL.SAG
ПАБИЛЬСАГ
КЕНТАВР УСПЕШНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
21 SUHUR.MASH
СУХУР-МАШ
САЛАМАНДРА УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И СИМПАТИЯ
22 GU.LA2
ГУЛА
БАРС СКРЫТНОСТЬ И СИЛА
23 ANZU2MUŠEN
АНЗУ
ОРЕЛ ЗОРКОСТЬ И ЧУТКОСТЬ
24 ŠAH2
ШАХ
СВИНЬЯ НАГЛОСТЬ И НЕНАСЫТНОСТЬ
25 BAR.KU6
БАРКУ
ОСЁТР ТАЙНА И ВЕРА
26 SIM.MAH
СИММАХ
АЛЬБАТРОС РАВНОВЕСИЕ И БЫСТРОТА
27 KUN.MES
КУНМЕС
ПАНТЕРА ОПАСНОСТЬ И СТРЕМИТЕЛЬНОСТЬ
28 LU.LIM
ЛУЛИМ
ОЛЕНЬ КРАСОТА И ГАРМОНИЯ

Сергей Евтушенко
29 АПРЕЛЯ 22

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

СТАТЬИ

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Б. Ван-дер-Варден. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии» . Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна. — М. «Наука», 1991
  • В.В. Емельянов. Ниппурский календарь и ранняя история зодиака — СПб.: Петербургское востоковедение, 1999
  • Г.К. Куртик. Звездное небо Древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил — СПб.: Алетея, 2007
  • Ignace J. Gelb, Benno Landsberger, A. Leo Oppenheim, Erica Reiner. The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago — Chicago: (1964—2011)
  • Pennsylvania Sumerian Dictionary — Babylonian Section of the University of Pennsylvania Museum of Anthropology and Archaeology. (1985—2022)