Древняя астрология Вавилона начала формироваться в первой трети II-ого тыс. до н.э. в старо-вавилонский период, когда город, носивший название «Врата Бога», стал столицей обширного царства, достигшего пика своего могущества в XVIII веке до н.э. при царе Хаммурапи.
В 8-й части вавилонского компендиума MUL.APIN (Звездный Плуг), формировавшегося, примерно, с XI по IX века до н.э. приводится список СОЗВЕЗДИЙ-НА-ПУТИ-ЛУНЫ, в который включал в себя 18 созвездий, которые, очевидно, изначально и играли роль лунных станций.
В дальнейшем число этих стоянок постепенно было увеличено до 28 по числу дней в сидерическом лунном месяце. Каким образом шел этот процесс, сейчас сказать трудно, однако, вероятно, он завершился к концу V-ого века до н.э., когда влияние Ахеменидской империи распространилось на долину рек Инд, где располагался один из центров формирования индийской цивилизации.
Очевидно, что именно в этот период вавилонская астрология была заимствована учеными древней Индии, которые переосмыслили многие ее техники в рамках своей культуры.
Наследницей вавилонской астрологии в самой Месопотамии стала арабская астрология, расцветшая пышным цветом во времена арабского халифата, особенно во времена правления первых халифов из династии Аббасидов, которые покровительствовали ученым и активно собирали все сохранившиеся крупицы античной мудрости.
Описания лунных стоянок сохранились в работах таких арабских астрологов как Ибн Кутайба, Абу Машар и Гайт аль-Хаким.
Таким образом, в настоящее время существуют две традиции, учитывающие лунные станции, берущие свое начало из Вавилона: индийская и арабская.
Китайская традиция, также располагающая своей системой лунных станций, очевидно, развивалась автономно, и потому смысловое содержание китайских станция достаточно сильно отличается и от индийских, и от арабских.
Ayanamsa (от санскритского ayana 'движение' и amsa 'компонент') является санскритским термином, обозначающим разницу между тропическим и сидерическим зодиаками, возникающую вследствие прецессии равноденствий.
Поэтому естественная айанамса должна соответствовать СКОРОСТИ ПРЕЦЕССИ. Все иные, основанные на других скоростях, являются неверными, поскольку не соответствуют астрономической реальности.
Поскольку изначально манзазы (лунные стоянки) являлись УЧАСТКАМИ ЛУННОЙ ОРБИТЫ, прилегающими к неподвижным звездам или группам звезд, то каждая из них имела разную длину, которая зависела от ЗНАЧИМОСТИ ЗВЕЗДЫ (СОЗВЕЗДИЯ), определяющего характер станции.
Причем, в отличие от тропического зодиака, эти границы не были жесткими, поскольку в СМЫСЛОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ, которое определялось системой стоянок, ПЕРЕХОДЫ ОТ ОДНОГО СМЫСЛА К ДРУГОМУ ПРОИСХОДЯТ ПОСТЕПЕННО, А НЕ СКАЧКООБРАЗНО.
И поскольку на границах манзаз происходит СМЕШЕНИЕ СМЫСЛОВ ИЛИ, иначе, наложение смыслов с формированием ГИБРИДНЫХ семантических пространств, то положение границ является УСЛОВНЫМ.
Проблема определения точки отсчета заключается в определении ИСТОРИЧЕСКОГО МОМЕНТА, когда тропический и сидерический зодиак совпадали.
Во многом проблема является искусственной, поскольку, как было сказано в предыдущем разделе, ГРАНИЦЫ СТОЯНОК ЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВНЫМИ.
Подробнее об этом читайте в статье: Почему индусы пользуются сидерическим зодиаком и отсчитывают его от звезды Спика?
Число стоянок также могло варьироваться. Так изначально в вавилонской астрологии выделялось 18 стоянок, в египетской - 36. И только тогда, когда стоянки были окончательно отождествлены с движением Луны, их число стало равно 28 - числу суток в сидерическом лунном месяце.
В индийской астрологии для удобства унификации число стоянок было сокращено до 27, дабы оно соответствовало числу используемых в джиотише девяти грах. Подобная унификация позволила стандартизировать предсказательные методы, основанные на символическом движении Луны.
Однако, поскольку семантическое пространство, определяемое множеством накшатр, является НЕПРЕРЫВНЫМ И АНИЗОТРОПНЫМ (РАЗЛИЧНЫМ В КАЖДОЙ ТОЧКЕ), то количество частей, на которое оно может быть разделено, может быть ЛЮБЫМ.
Поэтому не случайно в джиотише практикуется деление накшатр на более мелкие части, которые маркируют собственные уникальные смыслы.
Сергей Евтушенко
29 апреля 22