АСТРОЛОГИЯ
НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, поскольку астрология это такой вид деятельности, который одновременно является и наукой и искусством.

Связано это с тем, что астролог в процессе своей практики работает одновременно двумя частями своего сознания (двумя полушариями своего мозга).

«ЯЗЫК ЗВЕЗД»

АСТРОЛОГИЯ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ МИРА

Существует две основные формы познания окружающего мира. Познание, осуществляемое, в основном, с помощью разума, принято называть наукой, а познание, осуществляемое посредством чувств, - искусством. Астрология как метод познания объединяет в себе обе этих формы. В этом проявляется ее уникальность.

Астрология, являясь древнейшей системой знаний, уже существовала на заре человеческой цивилизации. Можно сказать даже больше: исследования историков, например Ван-дер-Вардена, показывают, что астрология, как одна из священных наук, сопровождала становление древнейших из известных нам культур.

Подобная история накладывает на звездную науку определенный отпечаток, отличающий ее от современных наук. При этом главное отличие заключается в том, что астрология является целостной наукой, опирающейся на «нерасчленненное» сознание, которым обладали ученые древности. Особенностью этого сознания является нераздельность рационального и интуитивного методов познания.

В современной же науке роль интуиции или «видения» сведена к минимуму. Из мемуаров известных ученых мы можем узнать, что интуиции или видению в большинстве случаев отводится роль начального импульса или озарения, предваряющего научное открытие. При этом всю дальнейшую работу ученые обычно проводят с помощью рациональной части своего сознания.

Древняя же наука была принципиально иной, поскольку в ней интуиция или видение ученого играли большую роль на протяжении всего процесса исследования, а также являлись неотъемлемой частью научной практики.

В приложении к астрологии эта особенность древней науки проявилась в том, что интерпретация натальной карты астрологом является сложным творческим процессом, в котором слиты воедино и рациональные и иррациональные (интуитивные) методы познания.

В результате астрологическую карту нельзя «прочитать» одним лишь разумом, ибо подобное прочтение будет слишком обобщенным, лишенным связи с описываемой личностью. Это будет сухая схема, имеющая мало общего с реальной судьбой человека, подлежащей изучению. Ведь астрология оперирует символами, т.е. универсальными указателями, на различные реальности, существующие объективно, и которые должно воспринимать сознание астролога.

Иными словами, именно сознание астролога должно наполнять конкретным смыслом символы натальной карты. Это очень важный момент, связанный с природой астрологии. Ведь сами по себе астрологические символы не содержат в себе конкретной информации. Поэтому наполнение смыслом астрологической модели также является сакрализованной частью звездного искусства.

Правда, существуют различные астрологические традиции, предлагающие разнообразные варианты интерпретации астрологической символики, т.е. некие интерпретационные «полуфабрикаты», являющиеся продуктом деятельности предыдущих поколений астрологов. Однако, эти наработки могут оказаться полезными только в том случае, если астролог способен видеть судьбу хотя бы в общих чертах. Только тогда эти стандартизированные интерпретации помогут составить адекватную трактовку.

Поэтому в том случае, если сознание человека, изучающего астрологию, не обладает способностью к прямому восприятию (видению) судеб, то результаты его деятельности будут ничтожными. Ведь астрологическая карта это лишь инструмент, а не объект познания. [1]

В качестве иллюстрации к данному тезису можно привести такой пример. Микроскоп является инструментом, с помощью которого можно наблюдать микроорганизмы, которые не видны невооруженным глазом. Однако, далеко не каждый человек умеет пользоваться микроскопом. Ведь для того, чтобы получить адекватное изображение, необходимо уметь настраивать оптику прибора, правильно выбирать освещение препарата, а также необходимо уметь правильно готовить сами препараты для наблюдения. При этом, в конечном итоге, ключевую роль будет играть острота зрения исследователя, поскольку слепой человек, ничего не сможет увидеть даже с помощью правильно настроенного микроскопа.

Аналогичным, однако, гораздо более сложным образом, происходит процесс изучения судьбы человека астрологом.

Во-первых, здесь также необходимо уметь настраивать инструмент исследования, т.е. натальную карту. Под правильной настройкой, в первую очередь, я имею в виду умение находить правильное время рождения человека. Ибо правильное время рождения аналогично четкой наводке на резкость микроскопа или объектива фотоаппарата. Тот, кто имел опыт фотографирования зеркальными камерами, знает, как важно точно навести объектив, особенно с большой светосилой, на резкость, поскольку в случае неудачи изображение получиться размытым и нечетким, что будет особенно заметно при большом увеличении. В астрологии точной настройке резкости соответствует точная ректификация времени рождения. В результате при больших отклонениях времени рождения правильное видение судьбы становится просто невозможным.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что процесс ректификации это, в первую очередь, интуитивный иррациональный процесс, т.е. никакие рациональные методы не смогут помочь астрологу найти правильное время рождения, если судьба человека не «откроется» ему. Иными словами ректификация это один из сакральных процессов в астрологической науке, от успешности выполнения которого во многом зависит успех последующей трактовки натальной карты. Таким образом, уже на самой ранней стадии изучения судьбы астролог сталкивается с необходимостью проявить свое искусство в правильности определения времени рождения человека.

Во-вторых, на следующей стадии изучения карты астролог должен увидеть судьбу. В данном случае сложность заключается в том, что судьба является нематериальным объектом, поэтому для ее восприятия астрологу необходимо иметь открытое и натренированное «внутреннее видение», один из органов которого находится за впадиной между надбровными дугами. Настройка этого органа осуществляется с помощью специальных практик, с помощью которых астролог должен научиться фокусировать свое видение на таком объекте как судьба. Таким образом, и на этой стадии астрология является в первую очередь искусством, если под последним понимать развитие специфических навыков тела и сознания.

Ведь современные ученые для исследования объектов, недоступных для обычных органов восприятия, изготовляют приборы, позволяющие опосредовано следить за изменениями в состояниях объектов. Астролог же лишен такой возможности, поскольку приборы для изучения нематериальных и тонкоматериальных объектов еще не созданы и, скорее всего, не будут созданы никогда. Поэтому сознание астролога одновременно является и прибором, регистрирующим изменения в состоянии объекта исследования, и интеллектом, анализирующим эти состояния. В то время как в современной науке сознание ученого выполняет лишь одну из этих функций – интеллектуальную, позволяющую лишь анализировать поток информации, идущий от приборов. С самим же объектом ученый обычно не взаимодействует, по крайней мере, сознательно. Причем, эта изолированность исследователя от объекта исследования является одним из условий чистоты эксперимента в современной науке. [2]

В-третьих, после того, как сознание астролога настроилось на судьбу клиента, начинается стадия анализа поступающей информации с помощью натальной карты. [3]

Этот процесс наиболее рациональный из всех, поскольку на этой стадии успешность трактовки, в первую очередь, зависит от интеллектуальной подготовки астролога, т.е. от его умения оперировать символами карты, устанавливая с помощью них причинно-следственные связи между отдельным элементами судьбы. На этой стадии натальная карта выступает в роли модели судьбы исследуемого объекта, которую вполне возможно анализировать с помощью рациональных (математических) методов. Таким образом, только на последней стадии исследования судьбы, т.е. на стадии символического моделирования, астрология может быть понятна современным ученым. Предыдущие же стадии работы, по крайней мере, в настоящее время находятся за рамками возможностей современной науки и, следовательно, вне ее парадигмы.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что астрология в равной степени является и наукой и искусством. Другое дело, что всякий отдельно взятый астролог, сочетает в своей индивидуальной практике эти методы познания в различных пропорциях. Существуют астрологи, как с аналитическим, так и с медитативным уклоном. Первые в большей степени полагаются на разум, а вторые на видение. Для устойчивой практики астролог должен в равной степени совершенствовать свои навыки в обоих методах познания, поскольку в случае перекоса в ту или в другую сторону будет страдать качество результата.

Так, если астролог чересчур увлекается аналитическими методами познания, то его выводы становятся слишком общими и формальными, лишенными индивидуальной окраски. Описание судьбы, выполненное в подобном стиле, обычно не признается обладателем гороскопа, как описание его личной судьбы. Такие описания абстрактны и могут подойти к любому человеку, родившемуся примерно в одно время с нативом. С другой стороны, если астролог излишне увлекается медитативными методами, то его описания будут живыми, красочными, однако они будут изобиловать серьезными ошибками и промахами. Из-под пера таких астрологов выходят описания судеб не живых людей, а литературных героев. Это происходит потому, что видение человека неразрывно связано с его личностью, и потому, не сдерживаемое разумом, оно выдает очень субъективные результаты.

Таким образом, в лучшем случае, аналитические и медитативные методы познания должны использоваться астрологом в равной степени. От того, насколько конкретному астрологу удастся сохранить эту пропорцию в своей практике, в конечном итоге, зависит успешность его профессиональной деятельности в целом.

КОММЕНТАРИИ

[1]

Кстати, большинство начинающих астрологов путают эти понятия, стремясь побыстрее освоить как можно большее число методов аналитической трактовки натальной карты, или упорно пытаясь найти «лучший» «наиточнейший» метод ее анализа. В то время как на самом деле неофитам необходимо учиться видеть судьбу и только после того, как это видение откроется (если откроется), приступать к более углубленному изучения разнообразных аналитических методов трактовки натальных карт.

[2]

Кстати, в первую очередь, именно по этой причине современная наука не признает астрологию наукой, поскольку в ней сознательное взаимодействие между исследователем и объектом является необходимым условием практики, что, в свою очередь, противоречит современной научной парадигме.

[3]

При этом надо особо отметить, что поскольку процесс «считывания» информации о судьбе является наиболее энергоемким из всех, то обычно астрологи, в целях экономии энергии (личной силы), стремятся получить необходимую информацию непосредственно от клиентов, и только в случаях наличия сильной мотивации осуществляют непосредственное «считывание». Шарлатаны же, в отличии от реальных астрологов, вовсе не способны к непосредственному восприятию судьбы, и потому их информированность о судьбе клиента никогда не превысит объема, сообщенного самим клиентом или полученном ими обычным образом.