СИМВОЛ ИСПЫТАНИЙ И СТРАДАНИЙ
БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ символизирует БОРЬБУ за ВЛАСТЬ НАД МИРОМ или за ПРЕСТОЛ МИРА, сопутствующую ей ВОЙНУ за этот престол, а также СТРАДАНИЯ, являющиеся следствием этой вечной войны.
Ибо, как пел Виктор Цой, в карте которого была выражена эта звезда: десять тысяч лет война. война без особых причин. Война - дело молодых, лекарство от ранних морщин
.
Недаром в индийской астрологии эта звезда называется АРДРА (ИГЛА) и символизирует СТРАДАНИЯ, которые война причиняет людям.
И если в этой войне и есть какой-то смысл, то только один - война является ПОЛЕМ ИСПЫТАНИЙ людей, в которых каждый должен проявить свои лучшие качества и победить свои слабости и пороки в условиях жесткой борьбы.
Поэтому главными конкурентами в этой борьбе зачастую становятся близкие родственники - братья и сестры, которые отчаянно борются за право устанавливать свои правила жизни в том Мире, который они унаследовали от своих родителей.
Хотя, казалось бы, именно близкие родственники должны быть самыми надежными партнерами. Однако, в жизни случается гораздо чаще, что родственники выступают в роли непримиримых конкурентов, нежели добрых партнеров.
Так в рамках данного архетипа реализуется сложная диалектика судьбы.
АРХЕТИП И МИФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
В шумерской астрологии Бетельгейзе символизировала НАКОНЕЧНИК СТРЕЛЫ великого воина-лучника НИНУРТЫ, который был сыном царя богов Энлиля. В более поздние времена эту роль великого лучника и защитника страны стал играть бог Мардук, который, согласно вавилонской мифологии, сперва своими стрелами поразил чудовищ хаоса в начале времен, а затем из туши поверженной Тиамат создал обитаемый Мир.
В европейской мифологии также присутствует миф об стреле, способной поражать не только смертных, но и бессмертных. Это миф об убийстве бога плодородия Бальдра, который погибает из-за интриг Локи, который тайком изготовил стрелу из ОМЕЛЫ и подсунул ее слепому богу Хёду, подначив его выстрелить в своего брата Бальдра.
В скандинавском мифе, в отличие от ближневосточного, убийственной стрелой владеет не светлый герой, спасающий людей от чудовищ хаоса, а, наоборот, чудесное оружие изготавливает двойственный бог Локки, который, находясь под влиянием темной стороны своей сущности, применяет его против светлейшего из асов - Бальдра.
Этот древний миф о воине, поражающем чудовище хаоса стрелой или копьем и спасающим Мир от гибели, был переосмыслен ранними христианами, создавшими на основе его архетипа собственный миф о Георгии Победоносце, поражающем змея, символизирующего Дьявола.
Таким образом, в основе подобных мифов лежат представления о чудесной стреле или копье (точнее о чудесном НАКОНЕЧНИКЕ метательного оружия), который сам наводится на цель и гарантировано поражает как смертных, так и бессмертных.
Уже на заре цивилизации или даже в доцивилизацинный период чудесную стрелу ассоциировали с молнией, которая, поражая какой-либо объект, не просто уничтожает его, но зачастую ПОЛНОСТЬЮ ИСПЕПЕЛЯЕТ, т.е. буквально превращает в пыль.
Например, человек или зверь, пораженный молнией, может буквально сгореть и обратиться в прах менее, чем за несколько секунд.
Очевидно, что оружие, обладавшее подобной разрушительной силой, считалось самым мощным и владение им приписывалось богу-громовержцу.
ГРОМОВЕРЖЕЦ - ХОЗЯИН СМЕРТОНОСНОЙ СТРЕЛЫ
Бог грома и молнии является одним из древнейших персонажей, присутствующий во всех мифологиях Мира. Однако, особенно значимую роль он играл в мифологии индоевропейских народов.
В индоевропейских культурах бог грома часто известен как вождь дружин или Царь Богов. Индра был известен в индийской мифологии, Зевс - в греческой, Перун - в древнерусской и Тор - в скандинавской мифологии.
В месопотамской мифологии роль бога бури, дождя и грома играл Ишкур (шумерский) или Адад (аккадский). Его изображали бородатым, держащим в руках дубинку и молнию, а также носящим головной убор с бычьими рогами.
На аккадском языке Адад или Хаддат также был известен под именем Рамману (Громовержец
). В позднем зороастризме в эпоху Сасанидов Рамман почитался как отдельный бог изобилия и богатства, покровитель скота и даритель тучных нив и многочисленных стад.
Однако, самым известным громовержцем помимо греческого Зевса является скандинавский Тор - бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина.
Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом — за один присест съедал быка. Тор — защитник людей, живущих в Мидгарде, и богов, живущих в Асгарде, от злых великанов йотунов и хтонических чудовищ.
ПРОЯВЛЕНИЕ АРХЕТИПА В СУДЬБЕ РОДЖЕРА ЖЕЛЯЗНЫ
Ярким примером проявления архетипа звезды Бетельгейзе является судьба американского писателя в стиле фэнтези - Роджера Желязны, в карте которого эта звезда находилась в соединении с Луной.
КОНЦЕПЦИЯ РОМАНА ХРОНИКИ АМБЕРА
Действие романа разворачивается во Вселенной, которая существует благодаря напряжению между двумя полюсами силы - ПОРЯДКОМ и ХАОСОМ, которым в физическом Мире соответствуют королевство АМБЕР и объединенное королевство дворов ХАОСА.
Причем АРХЕТИПАМИ порядка и хаоса являются ЛАБИРИНТ и ЛОГРУС, которые в полном соответствии с учением Карла Юнга, наполняясь психической энергией, которую черпают из крови королевских родов, обретают силу реализации своих намерений.
Олицетворением обеих сил являются ТОТЕМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Порядок представляет ЕДИНОРОГ, а хаос - ЗМЕЙ.
При этом вследствие напряжения, которое возникает при взаимодействии сил порядка и хаоса, образуются стоячие волны реальности, которые порождают т.н. ОТРАЖЕНИЯ - вторичные Миры, в которых также существуют королевства, борющиеся между собой за контроль над этими локальными пространственно-временными континуумами.
Параллельно с этой глобальной борьбой в каждом королевстве идет собственная "игра престолов" - соперничество за трон, в котором участвуют различные придворные группировки и древние княжеские дома.
Таким образом, в романе Роджера Желязны представлены все аспекты конкурентной борьбы, начиная от противостояния вселенских сил, и заканчивая противостоянием различных властных группировок внутри отдельно взятого государства, что является наиболее полным выражением АРХЕТИПА БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ.
СИГНИФИКАТОРЫ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ
Главные герои романа "Хроники Амбера" имеют неплохую смысловую корреляцию с картой автора.
С одной стороны, есть основания полагать, что героем первой части является принц Амбера Корвин, поскольку первая часть романа написана от лица именно этого персонажа.
Поэтому в качестве его астрологического маркера можно использовать Юпитер, который является хозяином 1-ого дома в карте Роджера Желязны и располагается в 12-м доме карты, который символизирует места, связанные с изоляцией, лишением свободы и психическими расстройствами.
В этом смысле принц Корвин вполне подходит под это описание, поскольку он, во-первых, вследствие травмы головы надолго потерял память, во-вторых, на протяжении всего романа он очень много времени проводит в заточении, в-третьих, в романе неоднократно упоминается, что Корвин любил прикидываться сумасшедшим с целью скрыть свои намерения.
Поэтому в качестве астрологического маркера его сына принца Мерлина логично будет выбрать Луну, как хозяйку 5-ого дома.
Поскольку именно Луна является проводником влияния звезды БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ - одной из главных звезд, определявших судьбу Роджера Желязны, то не случайным является тот факт, что именно этот персонаж стал не только главным героем второй части романа, но и ключевым персонажем вообще всего сюжета.
СИГНИФИКАТОР ЛИЧНОГО БОГА
Поскольку хозяином 9-ого дома в карте Желязны являлся Марс, то логично предположить, что именно он будет символизировать персонажа, играющего роль БОГА в произведениях Желязны.
При этом Марс имеет следующие повреждения:
ВО-ПЕРВЫХ, Марс находится в знаке Стрельца, где не имеет каких-либо эссенциальных достоинств. Поэтому Марс является ПЕРЕГРИНОМ - планетой без достоинств, которая символизирует буквально пилигримов, т.е. бродяг и странников во всех смыслах этого слова.
ВО-ВТОРЫХ, Марс находится в попятном движении, которое символизирует буквально ЗИГЗАГИ на жизненном пути. Вследствие этого, персонаж, маркером которого является Марс, зачастую вынужден плутать и идти к целям окольными путями.
В-ТРЕТЬИХ, Марс располагается В ЗАТМЕННОЙ ЗОНЕ вблизи Раху, что символизирует периодические помрачения ума, которыми будет страдать соответствующий ему персонаж.
Совокупностью подобных качеств в романе обладает такой персонаж как ДВОРКИН - маг и чародей, который сначала создал ЛАБИРИНТ, начертав его своей кровью, а затем породил первого короля Амбера, от связи с Единорогом.
Таким образом, в судьбе Роджера Желязны был весьма оригинальный личный бог, которого он изобразил в романе в образе мага Дворкина.
СИГНИФИКАТОР ЛИЧНОГО ДЬЯВОЛА
Поскольку хозяином 12-ого дома в карте Желязны являлся Сатурн, располагавшийся в Овне - знаке своего падения, то не удивительно, что злодеи в романе представлены слабыми и даже жалкими существами, страдающими выраженным комплексом неполноценности.
Более того, в романе вообще нет ни одного настоящего исчадья ада, ибо все персонажи, выступающие в роли злодеев в разных частях романа, являются СИТУАТИВНЫМИ ЗЛОДЕЯМИ, творящими свои темные делишки, например, из чувства мести, обиды или зависти, и прекращающие быть таковыми, как только исчезает причина, толкнувшая их на скользкий путь злодейства.
При этом все персонажи, являющиеся аватарами личного дьявола, постоянно борются с главным героем, то втупая в открытые схватки, то подсылая наемных убийц, то пытаясь нанести вред какими-то иными способами.
Очевидно, что астрологическим маркером подобного сюжета, красной нитью пронизывающего весь роман, является достаточно точный КВАДРАТ САТУРНА И ЛУНЫ с орбисом чуть более градуса.
Поскольку Луна, символизирующая героя, в карте Желязны гораздо сильнее Сатурна, символизирующего его врагов, то не удивительно, что герой без особых усилий нейтрализует все попытки нанести ему хоть какой-то вред, вследствие чего злодеи рано или поздно осознают всю бессмысленность этой борьбы и перестают быть врагами героя.
Как сказал сам Роджер Желязны устами короля Амбера Рэндома: У наших врагов слишком тонкая кишка, чтобы они могли причинить нам какой-то ощутимый вред
РЕЗЮМЕ
БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ является звездным маркером АРХЕТИПА, который иначе можно назвать ЧУДЕСНОЕ ОРУЖИЕ
, на основе которого выстраивается мифологический сюжет, который условно можно назвать БОРЬБА ЗА ПРЕСТОЛ
или ИГРА ПРЕСТОЛОВ
.
РОДЖЕР ЖЕЛЯЗНЫ на основе этого АРХЕТИПА сотворил собственный уникальный МИФ, сюжет которого он положил в основу созданной им вселенной, которая, в свою очередь, стала полем действия порожденных им персонажей.