ЭРИДАН И АХЕРНАР | ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИФА
Поскольку все древние земледельческие цивилизации сформировались в долинах крупных рек, то в мифологии буквально каждой такой цивилизации есть предание о великой реке, стекавшей с небес и впадавшей в мировой океан, чей исток располагается на высочайшей горе Мира, а за устьем которой располагается чудесный остров - загробная обитель избранных.
Так в египетской мифологии эта река отождествлялась с НИЛОМ, в иранской - с САРАСВАТИ, в индийской - с ГАНГОМ, в греческой - с ПО, в древнепалестинской - с ИОРДАНОМ, чем обусловлено значение этой реки в христианской мифологии.
В астрогеографии древнего Шумера созвездие ЭРИДАНА играло значимую роль, поскольку символизировало одну из двух главных рек Месопотамии - ЕВФРАТ.
Однако, в найденных и расшифрованных на сегодняшний день шумерских табличках пока не удалось найти подробного описания мифа, связанного с этой рекой. Тем не менее, этот миф может быть реконструирован по сохранившимся фрагментам.
Во-первых, небесная река Эридан начинается у ног созвездия Ориона, которое в шумерской астрологии называлось "ПРАВЕДНЫЙ ПАСТУХ НЕБЕС" и символизировало вестника небесных богов, творившего волю неба на земле - бога ПАПСУККАЛЯ.
Во-вторых, в шумерской астрогеографии созвездие Ориона считалось небесным символом самого северного города шумеро-аккадской цивилизации - СИППАРА, располагавшегося в том месте, где русла рек Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу. Выше этого места в древнем Шумере начинались чужие земли, населенные дикими кочевниками-амореями.
В-третьих, согласно шумерской мифологии в море за устьем великой реки находился чудесный остров Дильмун, на котором были созданы люди и который являлся загробной обителью героев и праведников. Однако, достичь этой обители блаженства и бессмертия было очень трудно, и поэтому туда попадали лишь избранные.
Например, наиболее известным героем, которому боги разрешили поселиться на этом чудесном острове, был герой Зиусудра, чье имя с шумерского можно перевести как "обретший вечную жизнь".
Именно этот ЧУДЕСНЫЙ ОСТРОВ, являвшийся ТАЙНОЙ ОБИТЕЛЬЮ БЕССМЕРТНЫХ, и символизировала последняя звезда из созвездия Эридана. Арабские астрономы называли эту последнюю звезду (akhir an-nahr) — «конец реки».
Однако, в III-м тыс. до н.э., когда складывалась шумерская мифология, звезда Ахернар еще была не видна на территории Месопотамии, поэтому "концом реки" называлась другая звезда со сходным названием - Акамар, которая в современной астрономии является теттой созвездия Эридана.
Однако, когда средневековые арабские астрологии узнали о том, что в южных широтах существует яркая голубая звезда, то они продлили реку Эридан и стали именовать уже эту звезду КОНЦОМ РЕКИ и именно ее считать звездным символом ТАЙНОГО ОСТРОВА, на котором располагался вход в иной Мир и на котором росло ДРЕВО ЖИЗНИ, плоды которого давали бессмертие.
Таким образом, можно полагать, что участок Эридана от Акамара до Ахернара символически соответствует последнему участку легендарной реки, на котором она, превратившись в подводное течение, протекает от устья до тайного острова.
ХОЗЯИН ОСТРОВА БЕССМЕРТНЫХ И ВЕЛИКИЙ ЗАВЕРШИТЕЛЬ
Звезда АХЕРНАР символизирует тайный остров бессмертных, на котором произрастает ДРЕВО ЖИЗНИ, чьи плоды даруют бессмертие.
Очевидно, что подобное место не может не охраняться, поскольку, как нам известно из библейского рассказа, боги очень ревностно охраняют тайну своего бессмертия и поэтому безжалостно выгнали из Эдемского сада Адама и Еву только потому, что убоялись того, что прародители человечества после того, как отведали плодов от древа познания, вполне могли бы отведать и от древа жизни, чем, очевидно, разрушили бы монополию богов на бессмертие.
Подобного развития ситуации боги, очевидно, допустить не могли, поэтому согласно греческой мифологии к древу жизни был приставлен страж - ТИТАН (ВЕЛИКАН) ЛАДОН или ЛАФОН, превращенный богами в ОГНЕДЫШАЩЕГО ЗМЕЯ(ДРАКОНА) после поражения в ТИТАНОМАХИИ - великой битве титанов с богами.
Далее, согласно греческой версии, дракона Ладона убил Геракл, когда выполнял свой заключительный квест на службе у царя Эврисфея по поиску и доставке последнему молодильных яблок из сада Гесперид.
Однако, так ли это на самом деле, можно узнать из параллельных мифологических сюжетов, сохранившихся в других мифологических системах.
Так в скандинавской мифологии есть очень интересный и важный персонаж как бог ЛОКИ, играющий роль бога хитрости, коварства и обмана, а также бога огня. Однако, асы (боги) разрешили ему жить с ними в Асгарде за его необыкновенный ум, хитрость и мудрость.
Локи имеет несколько хейти (прозвищ), среди которых есть ЛОФТ и ЛОДУР, которые очень созвучны именам стража острова бессмертных из греческих мифов, что дает нам основание предположить, что речь идет об одном и том же мифологическом персонаже. Тем более, что Локи, подобно Ладону, происходит из рода великанов (титанов) и способен превращаться в различных существ, в том числе и в змеев.
Более того, самый известный змей скандинавской мифологии ЁРМУНГАНД, охраняющий остров, на котором растет мировое древо - ИГГДРАСИЛЬ, - является СЫНОМ ЛОКИ от великанши Ангрбоды.
Кроме этого сюжет о похищении молодильных яблок в скандинавской мифологии имеет другую концовку. Здесь бог Локи не погибает от руки похитителя, в роли которого выступает инеистый великан Тьяцци, а, наоборот, убивает похитителя и возвращает яблоки их хранительнице богине Идунн.
Согласно скандинавской мифологии Локи благополучно доживет до Рагнарека - судного дня богов, где выступит на стороне демонов и поспособствует гибели богов, а также КОНЦУ ЭТОГО МИРА. В этом смысле бога Локи можно назвать ЗАВЕРШИТЕЛЕМ, т.е. тем, кто заканчивает историю Мира.
В немецком языке глагол, означающий "завершить", "закончить", "исполнить", звучит как VOLLENDEN. Например, "задание исполнено" - "мission VOLLENDET". Или, например, в немецком переводе сериала "Шерлок Холмс" главный герой, которого играет Бенедикт Камбербетч, говорит о своем визави Мориарти: Ihm bleibt nur noch eins, um sein Spiel zu VOLLENDEN" - "Есть только одна вещь, которую ему нужно сделать, что бы ЗАВЕРШИТЬ свою Игру...
Таким образом, Воланд это еще одно ХЕЙТИ Локи, которое в переводе означает ЗАВЕРШИТЕЛЬ.
Поэтому, очевидно, Гёте совершенно не случайно употребил этот номен в качестве прозвища своего темного героя, поскольку в романе о докторе Фаусте главной задачей или миссией этого персонажа является помочь главному герою ОСМЫСЛЕННО ЗАВЕРШИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, т.е. успеть до конца жизни сделать НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР.
Поэтому совершенно не случайно в романе Гёте Мефистофель в ответ на вопрос Фауста: Кто он?
, - отвечает известной фразой: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», которую Михаил Булгаков выбрал эпиграфом к своему роману "Мастер и Маргарита".
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что звезда Ахернар символизирует скандинавского бога Локи, который в одной из своих ипостасей является Воландом, т.е. завершителем судеб людей и богов, чье предназначение состоит в том, чтобы помочь каждому успешно исполнить свою миссию и достойно уйти из жизни.
Поэтому совершенно не случайным является тот факт, что в картах всех писателей-мистиков, сюжеты произведений которых основаны на необходимости исполнения героями важных МИССИЙ, звезда Ахернар занимает значимое положение.
СУДЬБА ДЖОНА ТОЛКИЕНА
Джону Толкиену была дарована уникальная и действительно выдающаяся судьба, поскольку он еще в юные годы был приглашен к участию в квесте на самую главную роль - в качестве создателя вселенной, в которой будет разворачиваться МИФ ЗВЕЗДЫ АХЕРНАР.
Натальная карта Толкиена содержит косвенные указания на то, что он будет призван сыграть выдающуюся роль в мифе-мистерии звезды Ахернар, поскольку эта звезда в его астрологической карте располагается на Юпитере, который в его карте очень силен и гармоничен.
Юпитер в карте Толкиена располагается в своей обители в знаке Рыб, а также является хозяином первого и десятого домов и располагается прямо на восходе.
Таким образом, Ахернар непосредственно был связан как с ЛИЧНОСТЬЮ, так и с ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ великого писателя-мистика.
ВОПЛОЩЕНИЕ АРХЕТИПА ЗВЕЗДЫ АХЕРНАР В МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ ДЖОНА ТОЛКИЕНА
Радуйся, Эарендел, ярчайший из ангелов,
светить над средиземьем к людям посланный!
В произведениях Толкиена чудесный остров, на котором проживают бессмертные боги, называется ВАЛИНОР. А самих богов Толкиен назвал ВАЛАРАМИ.
Однако, согласно видению писателя, кроме богов-валаров на чудесном острове проживали еще две расы бессмертных - майры и эльфы. Последних Толкиен превратил из маленьких сказочных существ в могучих воинов, способных жить в обоих мирах - как в обычном Мире, так и в Мире инобытия.
Главным героем ранних произведений Толкиена был ЭАРЕНДИЛ-МОРЕХОД - полуэльф, получеловек, который в начале времен сумел отыскать в море чудесный остров и проложил к нему морской путь на своем уникальном корабле Вингилотэ («Цветке Морей»).
После Войны Гнева Эарендил не вернулся в Средиземье, приняв по праву выбора, предоставляемого полуэльфам с того момента, Удел Эльфов, потому что жена его, Эльвинг, также выбрала удел Старших Детей Илуватара.
Эарендил увёл свой корабль, освещая себе путь Сильмариллом, в Небесные Моря — охранять Врата Ночи, став самой яркой звездой на небосводе Средиземья. И поскольку сам Моргот был скован и извергнут за пределы Мира через Врата Ночи, Эарендил служит Стражем этих Врат, дабы никакое живое существо из-за пределов Эа не проникло в Арду незамеченным.
Очевидно, что именно Эарендил является главным аватаром личности самого Толкиена в серии романов о Среднеземье, поскольку, ВО-ПЕРВЫХ, это - его первый герой, образ которого сформировался у него задолго до того, как ему открылась вся его мультивселенная и, ВО-ВТОРЫХ, историю, изложенную в романе Сильмариллион, фактически можно назвать "приключения Эарендиля", которая завершается его вознесением на небеса в качестве путеводной звезды для последующих героев Среднеземья.
Таким образом, можно предположить, что образ Эарендила отображает многие черты личности самого Толкиена, подобно тому, как образ Мастера в произведении "Мастер и Маргарита" отображает многие черты личности самого Булгакова.
Из сюжетов произведений Толкиена можно выделить смысловое ядро, которое фактически является АРХЕТИПОМ мифа, указателем которого является звезда Ахернар.
При этом также очевидно, что мифологический сюжет, лежащий в основе произведений Толкиена, сильно отличается от сюжетов как греческого, так и скандинавского мифов о чудесном острове бессмертных и его СТРАЖЕ.
Так в древних мифах страж острова является амбивалентным и даже аморальным персонажем, творящим во имя высоких целей не только добро, но и зло, а также зачастую действующим согласно принципу: цель оправдывает средства
.
В то время как в произведениях Толкиена этот персонаж фактически расщепился на два, имеющих противоположные нравственные заряды, если выразиться языком физики. В результате олицетворением светлой ипостаси Стража во вселенной Толкиена является Эарендил, а темной - его антипод дракон Анкалагон Чёрный, битва между которыми является ключевым эпизодом войны гнева
.
Подобное расщепление образа, очевидно, произошло потому, что Толкиен исповедовал дуалистическую мировоззренческую доктрину, подобную зороастрийской, в которой добро и зло четко разграничиваются и находятся в состоянии постоянной и непримиримой борьбы.
Поскольку Ахернар в карте Толкиена располагается на Юпитере, то соответствующий ему персонаж является благородным героем, лидером и нравственным ориентиром для всех остальных персонажей, идущих путем Света.
Образ антипода Эарендиля - дракона Анкалагона был проработан писателем не столь тщательно, однако и он является антигероем и одним из лидеров воинства Темного властелина.
Поэтому не даром вавилоняне называли планету Юпитер - ГЕРОЕМ, поскольку она символизировала именно героев и лидеров, вдохновлявших своим примером на подвиги во имя тех идей, олицетворениями которых они являлись.
Таким образом, в судьбе Джона Толкиена Ахернар стал светлой путеводной звездой, нравственным ориентиром, позволяющим: находить путь во мраке даже тогда, когда все остальные огни погаснут
, - как выразился сам писатель, вложив эту фразу в уста королевы эльфов Галадриэли.
При этом все без исключений герои Толкиена проходят искушение темной стороной, в процессе которого должны сделать нравственный выбор и подтвердить свою верность Свету.
Однако, искуситель в качестве персонажа отсутствует во вселенной Среднеземья, что, вероятно, обусловлено тем обстоятельством, что Толкиен испытывал нескрываемое отвращение к своим темным персонажам и поэтому не работал над тщательной проработкой их образов.
РЕЗЮМЕ
Джон Толкиен на основе АРХЕТИПА, который можно условно назвать ЧУДЕСНЫЙ ОСТРОВ И ЕГО СТРАЖ
, звездным маркером которого является звезда АХЕРНАР, создал собственный уникальный МИФ, сюжет которого он положил в основу созданной им вселенной СРЕДНЕЗЕМЬЯ, которое, в свою очередь, стало полем действия порожденных им персонажей.