Радуйся, Эарендел, ярчайший из ангелов, светить над средиземьем к людям посланный!
Джон Толкиен. Сильмарилион
В произведениях Толкиена чудесный остров, на котором проживают бессмертные боги, называется ВАЛИНОР. А самих богов Толкиен назвал ВАЛАРАМИ.
Однако, согласно видению писателя, кроме богов-валаров на чудесном острове проживали еще две расы бессмертных - майры и эльфы. Последних Толкиен превратил из маленьких сказочных существ в могучих воинов, способных жить в обоих мирах - как в обычном Мире, так и в Мире инобытия.
Главным героем ранних произведений Толкиена был ЭАРЕНДИЛ-МОРЕХОД - полуэльф, получеловек, который в начале времен сумел отыскать в море чудесный остров и проложил к нему морской путь на своем уникальном корабле Вингилотэ («Цветке Морей»).
После Войны Гнева Эарендил не вернулся в Средиземье, приняв по праву выбора, предоставляемого полуэльфам с того момента, Удел Эльфов, потому что жена его, Эльвинг, также выбрала удел Старших Детей Илуватара.
Эарендил увёл свой корабль, освещая себе путь Сильмариллом, в Небесные Моря — охранять Врата Ночи, став самой яркой звездой на небосводе Средиземья. И поскольку сам Моргот был скован и извергнут за пределы Мира через Врата Ночи, Эарендил служит Стражем этих Врат, дабы никакое живое существо из-за пределов Эа не проникло в Арду незамеченным.
Очевидно, что именно Эарендил является главным аватаром личности самого Толкиена в серии романов о Среднеземье, поскольку, ВО-ПЕРВЫХ, это - его первый герой, образ которого сформировался у него задолго до того, как ему открылась вся его мультивселенная и, ВО-ВТОРЫХ, историю, изложенную в романе Сильмариллион, фактически можно назвать "приключения Эарендиля", которая завершается его вознесением на небеса в качестве путеводной звезды для последующих героев Среднеземья.
Таким образом, можно предположить, что образ Эарендила отображает многие черты личности самого Толкиена, подобно тому, как образ Мастера в произведении "Мастер и Маргарита" отображает многие черты личности самого Булгакова.
Из сюжетов произведений Толкиена можно выделить смысловое ядро, которое фактически является АРХЕТИПОМ мифа, указателем которого является звезда Ахернар.
При этом также очевидно, что мифологический сюжет, лежащий в основе произведений Толкиена, сильно отличается от сюжетов как греческого, так и скандинавского мифов о чудесном острове бессмертных и его СТРАЖЕ.
Так в древних мифах страж острова является амбивалентным и даже аморальным персонажем, творящим во имя высоких целей не только добро, но и зло, а также зачастую действующим согласно принципу: цель оправдывает средства
.
В то время как в произведениях Толкиена этот персонаж фактически расщепился на два, имеющих противоположные нравственные заряды, если выразиться языком физики. В результате олицетворением светлой ипостаси Стража во вселенной Толкиена является Эарендил, а темной - его антипод дракон Анкалагон Чёрный, битва между которыми является ключевым эпизодом войны гнева
.
Подобное расщепление образа, очевидно, произошло потому, что Толкиен исповедовал дуалистическую мировоззренческую доктрину, подобную зороастрийской, в которой добро и зло четко разграничиваются и находятся в состоянии постоянной и непримиримой борьбы.
Поскольку Ахернар в карте Толкиена располагается на Юпитере, то соответствующий ему персонаж является благородным героем, лидером и нравственным ориентиром для всех остальных персонажей, идущих путем Света.
Образ антипода Эарендиля - дракона Анкалагона был проработан писателем не столь тщательно, однако и он является антигероем и одним из лидеров воинства Темного властелина.
Поэтому не даром вавилоняне называли планету Юпитер - ГЕРОЕМ, поскольку она символизировала именно героев и лидеров, вдохновлявших своим примером на подвиги во имя тех идей, олицетворениями которых они являлись.
Таким образом, в судьбе Джона Толкиена Ахернар стал светлой путеводной звездой, нравственным ориентиром, позволяющим: находить путь во мраке даже тогда, когда все остальные огни погаснут
, - как выразился сам писатель, вложив эту фразу в уста королевы эльфов Галадриэли.
При этом все без исключений герои Толкиена проходят искушение темной стороной, в процессе которого должны сделать нравственный выбор и подтвердить свою верность Свету.
Однако, искуситель в качестве персонажа отсутствует во вселенной Среднеземья, что, вероятно, обусловлено тем обстоятельством, что Толкиен испытывал нескрываемое отвращение к своим темным персонажам и поэтому не работал над тщательной проработкой их образов.