Аримойя.
Ангел
Аримойя
Проект астролога Сергея Евтушенко.
Роза Мира

О тропическом и звёздном зодиаках.

В настоящее время сформировалось несколько астрологических традиций, в которых используется два вида зодиака – тропический и сидерический (звездный). В рамках этой небольшой статьи я попробую ответить на вопрос об их происхождении и сферах использования.

Звёздный зодиак.

В древних цивилизациях с незапамятных времен для определения времен и судеб использовали неподвижные звезды неба. Так наиболее ранней из всех известных систем является египетская система деканов. Причем сам термин «декан» греческого происхождения. Сами египтяне называли эти звезды либо просто звездами, либо «баранами». Эти звезды имели туже небесную широту, что и звезда Сириус и располагались равномерно по всему кругу. Таким образом, деканы восходили через равные промежутки времени (40 минут), выполняя роль естественных часов в древнем Египте. Постепенно сформировалась мифологическая система, в рамках которой каждый из этих деканов обладал определенными свойствами, которые передавались человеку, рожденному в момент восхождения этого декана.

Известны также и другие системы использования неподвижных звезд в древних культурах. Так наиболее распространенной из них была система, построенная на гелиакических восхождениях неподвижных звезд. Напомню, что гелиакическим восходом называется первая утренняя видимость звезды, когда она восходит непосредственно перед восходом Солнца. Эта система наиболее широко известна в древних культурах и особенно часто она применялась у индоевропейских народов. Поскольку гелиакические восходы звезд могут наблюдаться приблизительно в одно и тоже время на достаточно больших территориях, то эта система получила распространение у народов ведущих кочевой образ жизни или же проживающих на больших территориях.

Еще один вариант учета неподвижных звезд был распространен в древнем Китае, где активной считалась звезда, восходящая акронически, т.е. звезда восходящая в момент захода Солнца.

Таким образом, постепенно все яркие звезды небесной сферы стали символами определенных мифологических сюжетов, которые активизировались в судьбах людей и народов во время активизации соответствующих звезд. Первоначально, как было уже сказано выше, активизацией считались моменты восходов звезды, и, в особенности, восходов гелиакических и акронических, во время которых звезда получала дополнительную силу проявления от самого Солнца.

В дальнейшем «активаторами» звездных мифов стали считаться все «блуждающие» звезды, т.е.. Луна и планеты солнечной системы. Именно этот переход и стал началом уже современной астрологии. В результате наблюдений все яркие звезды и звездные скопления, располагающиеся вдоль эклиптики, т.е. вдоль пути Солнца и планет, были связаны с конкретными мифологическими сюжетами. При этом звезды были разделены на группы, получившие название созвездий. Именно это и был первоначальный звёздный зодиак (круг жизни), являвшийся символическим отражением космических циклов, которые в равной степени проявлялись как в индивидуальной судьбе человека, так и в судьбах народов и цивилизаций.

Таким образом, звёздный зодиак является древнейшим зодиаком, и именно он позволяет определять в какие моменты текущего времени, символами которого являются «блуждающие» звезды, активизируются те или иные мифологические сюжеты, символами которых являются неподвижные звезды, или группы звезд. Иначе говоря, звезды являются циферблатом космических часов, а планеты и светила его стрелками. В результате, мы имеем возможность наблюдать последовательную активизацию различных мифологических сценариев, т.е. разворот судьбы. Поэтому не случайно в халдейской астрологии неподвижные звезды назывались «смыслами», а движущиеся планеты «интерпретаторами» этих смыслов.

Тропический зодиак.

В вавилонской астрологии, являющейся праматерью других астрологических систем, в период ее расцвета сформировалась теория, в рамках которой обосновывалось деление зодиакальной плоскости на четыре квадранта, границами которых были точки равноденствий и солнцестояний.

Причиной возникновения этой теории была потребность в создании календаря, с помощью которого можно было бы определять сроки сельскохозяйственных работ. При этом официальный календарь, основанный на лунном цикле, не подходил для решения этой задачи, поскольку, во-первых, начало лунного года было плавающим, и, во-вторых, лунные года содержали различное число месяцев – 12 или 13, – в зависимости от того был ли год високосным или простым.

Поэтому землепашцы очень рано стали пользоваться календарем, построенным по следующим правилам:

1. Наиболее значимые даты определялись по гелиакическим восходам определенных звезд.

2. Весь год делился на 12 условных месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней!

Таким образом, считалось, что сельскохозяйственный год состоит из 360 дней, а оставшиеся 4 или 5 дней «списывались» на плохие условия наблюдения гелиакических восходов главных звезд. Считалось, что боги, символами которых считались звезды, могли немного задержать свое появление.

Однако, в силу существования прецессии, гелиакические восходы звезд постепенно оторвались от определяемых ими сезонов. Постепенно этот отрыв стал настолько велик, что пользоваться календарем стало невозможно.

Тогда была проведена следующая реформа календаря, известная нам только по греческим источникам, суть которой состояла в том, что вместо восходов звёзд стали наблюдать моменты равноденствий и солнцестояний. Таким образом, удалось привязать расписание сельскохозяйственных работ к годовому циклу Солнца. При этом условное деление года на 360 дней было оставлено уже в виде деления небесной сферы на 360 градусов.

Так появился известным нам тропический зодиак. При этом знаки тропического зодиака были названы по именам созвездий, которые их вмещали. Эта реформа была проведена в Вавилоне в V-м веке до н.э.. Именно тогда Вавилонские астрологи начинают записывать положения планет по их нахождению в знаках тропического зодиака.

При этом одновременно сформировались две традиции определения начала зодиака. Согласно одной из них начало зодиака было жестко привязано к неподвижным звездам. В этой традиции зодиак начинался в точке, противоположной звезде Спика. Именно эта традиция легла в основу звёздного зодиака, который в настоящее время используется в индийской астрологии. Согласно другой традиции зодиак был чисто тропическим, привязанным к точке весеннего равноденствия, которая располагалась в 8-м градусе знака Овна. Традиция размещать точку весеннего равноденствия в этом месте просуществовала около 500 лет, и в начале новой эры в эллинистической астрологии утвердился современный вариант тропического зодиака, в котором точка весеннего равноденствия уже располагалась в самом начале знака Овна. Утверждению именно этого варианта способствовала широкое распространение работ Клавдия Птолемея.

При этом халдеи делили всю небесную сферу на три области, которые назывались «Энлиль», «Ану» и «Эа». Зона «Ану» – средняя зона, охватывающая область от 30-ого градуса северной небесной широты до 30 градуса южной небесной широты, в свою очередь еще делилась на семь сфер, границы которых, пересекаясь с эклиптикой, делили ее на 12 равных знаков. При этом каждая из сфер управлялась одной из 7 известных на тот момент планет. Кстати, эта теория получила широкое распространение в древнем мире, и ее следы мы находим в мифологии ислама. Например, известный сюжет о вознесении пророка Мухаммеда через семь небес к престолу Аллаху. Именно отсюда идет выражение: «оказаться на седьмом небе от счастья», поскольку в вавилонской астрологии седьмое высшее небо находилось под управлением Солнца. Схематичное изображение деления сферы «Ану» на семь небес представлено на рисунке 1.

Рисунок 1

Как видно на рисунке, каждому из «небес» соответствует два знака тропического зодиака, хозяином которых становится планета, символически связанная с этим «небом». Поэтому халдейская система соответствия знаков зодиака и планет является тропической в своей основе, поскольку в рамках этой доктрины размещение небес четко увязано с сезонами года. Так самое нижнее небо, управляемое Сатурном, является одновременно и самым холодным, т.е. соответствует зиме. А самое верхнее небо, управляемое Солнцем, является самым горячим и соответствует лету. Подтверждение этого тезиса мы находим в вавилонском трактате mulAPIN.

От XII 1 [от первого числа XII месяца, что эквивалентно первому градусу XII-ого знака] до II 30 Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм.

От III 1 до V 30 Солнце находится на пути Энлиля: Сбор урожая и жара.

От VI 1 до VIII 30 Солнце находится на пути Ану: Ветер и шторм.

От IX 1 до XI 30 Солнце находится на пути Эа: Холод.

Взаимодействие зодиаков.

Прецессия земли, которую по официальной версии открыл Гиппарх, порождает эффект постепенного смещения оси вращения земли. В результате тропический зодиак постепенно смещается относительно неподвижных звезд. Именно это явление и порождает многочисленные проблемы при одновременном использовании двух зодиаков. Ведь за каждым из тропических знаков зодиака закрепилось название того созвездия, которое проецировалось на него в начале нашей эры, когда сформировалась современная нам астрологическая система.

Вопрос этот стал особенно актуален в настоящее время вследствие того, что, благодаря процессу глобализации, начался интенсивный культурный обмен между странами, и мы получили возможность ознакомиться с астрологическим наследием Китая, Индии, Греции, Египта, средневековой Европы и т.д.. В рамках каждой из вышеперечисленных традиций были разработаны собственные техники и методы, каждая из которых требует осмысления и соотнесения с техниками, сформировавшимися в рамках других культур.

В процессе решения этой проблемы зачастую возникают споры, в которых их участники пытаются доказать друг другу преимущества того или иного зодиака. Однако, на мой взгляд, решение проблемы заключается в том, чтобы одновременно использовать оба зодиака, разделив их функции.

Так я считаю, что звёздный зодиак, как и ранее, следует использовать для определения смысловых ядер [архетипов] судьбы, а тропический зодиак при этом можно уподобить системе «домов земли», по аналогии с тем, как в натальной астрологии используются «дома гороскопа» для описания отдельных сфер жизни человека.

Таким образом, в рамках этой системы огненные знаки тропического зодиака будут связаны с активной творческой деятельностью людей, земные – с материальными ценностями и производством, воздушные – с перевозками и коммуникациями, и водные – с различного рода ресурсами и энергией.

Более подробное описание тропических знаков зодиака, в рамках этой концепции будет произведено в отдельной статье.

Солнце в созвездиях и знаках зодиака.

Таблица 1. Нахождение Солнца в знаках тропического зодиака и в зодиакальных созвездиях.
Название Тропические
знаки
Равные
созвездия
Неравные
созвездия
Овен 21.03 – 20.04 14.04 – 14.05 19.04 – 14.05
Телец 21.04 – 20.05 15.05 – 14.06 14.05 – 21.06
Близнецы 21.05 – 21.06 15.06 – 16.07 21.06 – 21.07
Рак (Краб) 22.06 – 22.07 17.07 – 16.08 21.07 – 11.08
Лев 23.07 – 22.08 17.08 – 16.09 11.08 – 17.09
Дева 23.08 – 22.09 17.09 — 17.10 17.09 — 31.10
Весы 23.09 — 23.10 18.10 — 16.11 31.10 — 23.11
Скорпион 24.10 – 22.11 17.11 — 15.12 23.11 — 30.11
Змееносец    30.11 — 18.12
Стрелец 23.11 – 21.12 16.12 — 14.01 18.12 — 19.01
Козерог 22.12 — 20.01 15.01 — 12.02 19.01 — 16.02
Водолей 21.01 — 19.02 13.02 — 14.03 16.02 — 12.03
Рыбы 20.02 – 20.03 15.03 – 13.04 12.03 – 19.04

Евтушенко Сергей
28 января 2009
Аримойя

 

Обновлено
03 февраля 2009

Литература.

  • Б. Ван-дер-Варден. «Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии». Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна. – М. «Наука», 1991 год.

  • Клавдий Птолемей «Тетрабиблос».