Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Почему индусы пользуются сидерическим зодиаком и отсчитывают его от звезды Спика?

Вопрос о том, почему индусские астрологи до сих пор пользуются сидерическим (звездным) зодиаком, действительно представляет собой большой исторический интерес. Особенно странным выглядит это обстоятельство в связи с тем, что индусы используют совершенно аналогичную западной символику зодиакальных созвездий, что, очевидно, указывает на общий источник индийской и западной астрологической традиции. Попытаемся найти ответ на этот сложный вопрос.

Начать надо с того, что зодиакальная астрология появляется в индийской традиции, примерно, в середине III-ого века н.э., причем внезапно и сразу в готовом виде. Причем, в одном из базовых текстов современного джиотиша Сурья-сиддханте (учении Солнца) говорится о том, что зодиакальная астрология была получена индусскими мудрецами непосредственно от бога Солнца в Риме, где он принял инкарнацию в теле варвара (очевидно, гражданина Римской империи). Кроме этого Варахамихира (индийский астролог, живший в VI в.н. э.) в «Панча-сиддхантике» (Пятикнижии) упоминает, что наряду с «Сурья-сиддхантой» примерно в тоже время были написаны еще и «Паулиса-сиддханта» и «Ромака-сиддханта», которые, судя по названиям, также представляли собой переводы эллинистических астрологических текстов. С большой долей вероятности можно предположить, что «Паулиса-сиддханта» представляла собой перевод известного трактата Павла Александрийского «Начала астрологии», а «Ромака-сиддханта» (учение римлян), возможно, являлась переводом работ какого-то римского астролога: либо Марка Манилия, либо Веттия Валенса.

При этом надо обратить внимание на следующее важное обстоятельство: во всех вышеперечисленных работах использовался сидерический зодиак, которым в первых веках новой эры пользовалось большинство эллинистических астрологов. Приверженцев тропического зодиака, основным апологетом которого был Клавдий Птолемей, в те времена было немного, поскольку теория прецессии в те времена считалась одной из многих курьезных гипотез, еще не признанной большинством ученых того времени. Например, Марк Манилий в своей работе писал, что точки равноденствий и солнцестояний, образуемые пересечением экватора, эклиптики и главного меридиана, неподвижны относительно звезд. Греческий астроном II века до н.э.. Гиппарх считал, что прецессионное смещение на один градус эклиптики происходит за 100 лет. Птолемей по вопросу величины прецессии разделял мнение Гиппарха.

Еще ранее вавилоняне также наблюдали явление прецессии, но не предавали ему какого-либо значения. Они просто констатировали постепенное смещение точки равноденствия внутри знака Овна. Например, в текстах, созданных в X-м веке до н.э., говорится, что точка весеннего равноденствия находится в 18-м градусе Овна, а в текстах V в. до н.э., что – в 7-м градусе. Однако, это обстоятельство не влияло на положение созвездия Овна, аналогично тому, как в системе знак-дом, началом первого дома считалось начало того знака, куда попадал Асцендент.

 Таким образом, можно констатировать, что в середине III-ого века н.э., когда индийские астрологи познакомились с базовыми трактами эллинистической астрологии, переведя их на свой язык, в римской ойкумене использовался сидерический (звездный) зодиак. Тропический зодиак в это время был лишь одной из новых и непризнанных научных теорий.

Теперь попытаемся ответить на вопрос, почему точкой отсчета сидерического зодиака индусы до сих пор считают звезду Спика? На самом деле, ответ на этот вопрос очевиден и лежит на поверхности. Дело в том, что во второй половине III-ого века н.э.. (в 285 году, если быть точным) звезда Спика находилась точно в начале тропического знака Весов!

 Иными словами, в тот момент, когда индийские астрологи заимствовали зодиакальную астрологию из Рима, точка весеннего равноденствия находилась точно в оппозиции к звезде Спика. Таким образом, традиция отсчитывать зодиак именно от этой звезды точно указывает на момент заимствования астрологических знаний из Рима.

Далее рассмотрим, что же произошло дальше, и почему индийские астрологи не перешли на тропический зодиак вслед за астрологами римской империи?

Ответ на этот вопрос необходимо искать в тех глобальных геополитических процессах, которые происходили в это время в Евразии. Главным политическим событием второй половины III-ого века н.э. стало создание представителями династии Сасанидов новой Иранской империи, вступившей в непримиримую борьбу с Римом. Одним из ключевых событий этой борьбы стал захват Шапуром I-м, шахеншахом (царем царей) Ирана, в 257 году опорной базы римлян в Месопотамии города Дура-Европос. Захват этого стратегического пункта обеспечил иранскому царю полный контроль над Месопотамией, что, в свою очередь, привело к прекращению культурной связи между Римом и Индией. Поскольку сасанидский режим, в отличие от предыдущего парфянского, опирался на жесткую идеологию реформированного зороастризма и нетерпимо относился к эллинистической культуре, то культурный обмен между востоком и западом в этот период резко сократился.

В результате этого обстоятельства индийская культура оказалась изолирована от западной цивилизации на долгие 15 веков, в течение которых астрология эпохи эллинизма, заимствованная индусами, сильно трансформировалась под воздействием местной культуры. Ее развитие в этот период пошло совершенно индивидуальным обособленным путем. При этом приверженность сидерическому зодиаку была сохранена, как одному из основополагающих принципов астрологической доктрины.

При этом астрология в римской империи также подверглась большим трансформациям, также обусловленным сменой государственной идеологии. Столкновение на востоке с новым сильным противником в лице сасанидского Ирана, от которого Рим потерпел череду военных поражений без какой-либо надежды на успех, стало причиной внутреннего кризиса римской империи, следствием которого стала 20-ти летняя гражданская война, завершившаяся в 324 году приходом к власти Константина Великого, который, пытаясь перенять опыт сасанидского Ирана, решил утвердить в Риме новую государственную религию, выбрав для этой цели христианство, которое к тому времени было уже широко распространено в низах римского общества.

Следствием принятия христианства в качестве новой государственной религии римской империи стало повсеместная борьба с «язычеством», т.е. массовое уничтожение тех элементов эллинистической культуры, которые не вписывались в парадигму новой религии. В результате астрология, как один из важных элементов эллинистической доктрины, была также осуждена на уничтожение.

При этом, поскольку в метафизическом учении Аристотеля отцы христианской церкви не увидели никакой опасности для новой религии, то вариант астрологии, изложенный Клавдием Птолемеем, также получил, если не право, то возможность существования, в пореформенной римской империи, поскольку астролог из Александрии в свое время изложил все астрологические принципы в рамках концепции Аристотеля.

 Вследствие этого астрология Клавдия Птолемея стала единственным видом астрологии, который можно было практиковать в империи Константина Великого и его потомков.

А поскольку Клавдий Птолемей был ярым сторонником тропического зодиака, то именно он (тропический зодиак) получил широкое распространение, как в римской империи, так и в странах арабского халифата после падения империи Сасанидов.

В то время как в индийской культуре, не претерпевшей подобных глобальных трансформаций своей базовой идеологии, продолжали практиковать более ранний вариант эллинистической астрологии, базировавшийся на сидерическом зодиаке, которым адепты джиотиша продолжают пользоваться и по сей день.

Евтушенко Сергей
07 ноября 2013
Аримойя

 

Обновлено
07 ноября 2013