МИФОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ НАУКИ

В каждой науке можно обнаружить как мистическое (иррациональное) ядро, являющееся ее мифом, так и рациональную часть, представленную ее парадигмой. Известный русский философ А.Ф.Лосев в своей работе «Миф, число, сущность» пишет об этом следующим образом:

…доказуемое и выводное основывается на недоказуемом и самоочевидном; и мифология только тогда и есть мифология, если она не доказывается, если она не может и не должна быть доказываемой. – Итак, под теми философскими конструкциями, которые в новой философии призваны были осознать научный опыт, кроется вполне определенная мифология.

Однако, большинство современных ученых считает объективно существующей только рациональную часть учения. Такое положение вещей является следствием доминирования позитивистского подхода в современной науке. Характерно, что сама философия позитивизма проистекает из индивидуального бессознательного ее основателя Декарта, т.е. базируется на его личной мифологии. Вот как пишет об этом Алексей Лосев:

…И вот оказывается, что под этим позитивизмом лежит своя определенная мифология. Декарт начинает свою философию с всеобщего сомнения.

Даже относительно Бога он сомневается, не является ли Он также обманщиком. И где же он [Декарт] находит опору для своей философии, свое уже несомненное основание?

Он находит его в Я, в субъекте, в мышлении, в сознании, в «ego», в «cogito». Почему это так? Почему вещи менее реальны? Почему менее реален Бог, о котором Декарт сам говорит, что это яснейшая и очевиднейшая, простейшая идея? Почему не что-нибудь еще иное?

Только потому, что таково его собственное бессознательное вероучение, такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и философии.

Декарт – мифолог, несмотря на весь свой рационализм, механизм и позитивизм. Больше того, эти последние его черты только и объяснимы его мифологией; они только и питаются ею.

Однако, наука как одна из форм деятельности сознания, содержит в себе оба начала, поскольку последние являются двумя формами существования сознания. Как правое и левое полушария человека образуют единое тело его мозга, также едины рациональная и мистическая части его сознания. Как писал Лосев: «наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична».

Мистическое и рациональное взаимодействуют в сознании каждого, как ИНЬ и ЯН в символе Дао. Причем мистическое выступает в качестве первичного начала данной диады.

Здесь необходимо пояснить, что термин «мистика» в рамках атеистической и материалистической науки приобрел ярко выраженный негативный оттенок. Современные ученые употребляют его не иначе как с определениями «туманная» , «запутанная», «пугающая», «обманчивая», «иллюзорная». Таким образом, мистическому познанию в современной научной среде отказано не только в праве на какую-либо объективность, но и в праве на существование вообще. Понятие мистика стало синонимом понятий иллюзия, фантазия, галлюцинация и другим терминам, обозначающим разные виды психических расстройств.

Николай Бердяев высказался об этом аспекте современной науки следующим образом:

Господствующее сознание этого мира видит в мистике или психологическую ненормальность, или индивидуальное, неинтересное для людей жизни чудачество.

Однако, даже элементарный исторический анализ показывает, что Мистическое откровение является первопричиной любой науки или учения. Так Менделееву в откровении открылась периодическая система элементов. Ньютон в откровении постиг закон всемирного тяготения. Список можно продолжать.

Однако, в современной науке эти факты обычно умалчиваются или просто забываются, как несущественные или случайные явления.

Поэтому только действительно гениальные ученые не только помнят об источнике своих идей, но и не стесняются открыто говорить об этом.

Вот что пишет Альберт Энштейш в своей книге «Физика и реальность», М. 1967:

Я верю в интуицию и воображение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует процесс [познания] и является источником его эволюции. Строго говоря, воображение – это реальный фактор в научном исследовании.

Сергей Евтушенко
17 сентября 2003