![]() |
Аримойя
Историко-философский портал.
|
![]() |
В каждой науке можно обнаружить как мистическое (иррациональное) ядро, являющееся ее мифом, так и рациональную часть, представленную ее парадигмой. Известный русский философ А.Ф.Лосев в своей работе «Миф, число, сущность» пишет об этом следующим образом:
  | …доказуемое и выводное основывается на недоказуемом и самоочевидном; и мифология только тогда и есть мифология, если она не доказывается, если она не может и не должна быть доказываемой. – Итак, под теми философскими конструкциями, которые в новой философии призваны были осознать научный опыт, кроется вполне определенная мифология. |
Однако, большинство современных ученых считает объективно существующей только рациональную часть учения. Такое положение вещей является следствием доминирования позитивистского подхода в современной науке. Характерно, что сама философия позитивизма проистекает из индивидуального бессознательного ее основателя Декарта, т.е. базируется на его личной мифологии. Вот как пишет об этом Алексей Лосев:
  | …И вот оказывается, что под этим позитивизмом лежит своя определенная мифология. Декарт начинает свою философию с всеобщего сомнения. Даже относительно Бога он сомневается, не является ли Он также обманщиком. И где же он [Декарт] находит опору для своей философии, свое уже несомненное основание? Он находит его в Я, в субъекте, в мышлении, в сознании, в «ego», в «cogito». Почему это так? Почему вещи менее реальны? Почему менее реален Бог, о котором Декарт сам говорит, что это яснейшая и очевиднейшая, простейшая идея? Почему не что-нибудь еще иное? Только потому, что таково его собственное бессознательное вероучение, такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и философии. Декарт – мифолог, несмотря на весь свой рационализм, механизм и позитивизм. Больше того, эти последние его черты только и объяснимы его мифологией; они только и питаются ею. |
Однако, наука как одна из форм деятельности сознания, содержит в себе оба начала, поскольку последние являются двумя формами существования сознания. Как правое и левое полушария человека образуют единое тело его мозга, также едины рациональная и мистическая части его сознания. Как писал Лосев: «наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична».
Мистическое и рациональное взаимодействуют в сознании каждого, как ИНЬ и ЯН в символе Дао. Причем мистическое выступает в качестве первичного начала данной диады.
Здесь необходимо пояснить, что термин «мистика» в рамках атеистической и материалистической науки приобрел ярко выраженный негативный оттенок. Современные ученые употребляют его не иначе как с определениями «туманная», «запутанная», «пугающая», «обманчивая», «иллюзорная». Таким образом, мистическому познанию в современной научной среде отказано не только в праве на какую-либо объективность, но и в праве на существование вообще. Понятие мистика стало синонимом понятий иллюзия, фантазия, галлюцинация и другим терминам, обозначающим разные виды психических расстройств.
Николай Бердяев высказался об этом аспекте современной науки следующим образом:
  | Господствующее сознание этого мира видит в мистике или психологическую ненормальность, или индивидуальное, неинтересное для людей жизни чудачество. |
Однако, даже элементарный исторический анализ показывает, что Мистическое откровение является первопричиной любой науки или учения. Так Менделееву в откровении открылась периодическая система элементов. Ньютон в откровении постиг закон всемирного тяготения. Этот список можно продолжать. Однако, в современной науке эти факты обычно умалчиваются или просто забываются, как несущественные или случайные явления. Поэтому только действительно гениальные ученые не только помнят об источнике своих идей, но и не стесняются открыто говорить об этом. Вот что пишет Альберт Энштейш в своей книге «Физика и реальность», М. 1967:
  | Я верю в интуицию и воображение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует процесс [познания] и является источником его эволюции. Строго говоря, воображение – это реальный фактор в научном исследовании. |
Сергей Евтушенко
Обновлено
Copyright © 2003-2025, «Аримойя»
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.