Судьба – самое реальное, что я вижу в своей и во всякой чужой жизни. Это не выдумка, а жесточайшие клещи, в которые зажата наша жизнь. И распоряжается нами только судьба, не кто-нибудь иной.
Алексей Лосев. «Диалектика мифа»
13. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14. §Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15. и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17. точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18. получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25. и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27. посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28. итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29. ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30. а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Люди не всегда могут делать то, что им хочется, и они знают об этом. Их жизни формируются – во всяком случае, до какой-то степени – силами, которые им неподвластны, и это представляется фактом столь же очевидным и универсальным, как и то, что они должны умереть. Поэтому у нас есть основания предполагать, что концепт судьбы или что-то в этом роде можно обнаружить во всех культурах и что он находит выражение во всех языках – подобно тому, как это происходит с концептом смерти.
(1) все, происходящее с человеком и определяющее его существование, что неподвластно воле человека и не может быть им изменено;(2) сила, которая руководит жизнью человека и определяет ее ход и которая не зависит от его воли.Таким образом, в рамках германской цивилизации судьба предстает как неотвратимая сила, неподвластная ничьей воле, которая ведет человека к неведомой цели, заставляя человека совершать поступки противоречащие нравственному закону. Иначе говоря, в рамках немецкой цивилизации судьба выше добра и зла. Именно отсюда проистекают трудности нравственного выбора, свойственные представителям данной цивилизации, наиболее ярким примером которых могут служить работы Фридриха Ницше, а примером реализации подобной судьбы – судьба Адольфа Гитлера, который не считал необходимый соблюдать нравственный закон на пути к «великой цели», к которой он вел немецкую нацию. Крах подобных взглядов дорого обошелся Германии.Характерно, что наиболее последовательное философское осмысление эта идея получила в доктрине Зуванизма [2] , разработанной в Эламе, ориентировочно в VIII-VI вв. до н.э. Эламская культура возникла на стыке иранской (одной из ветвей германской ) цивилизации и месопотамской (вавилонской). Кстати, именно в рамках данной культуры, в период Ахеменидской Империи, были сформулированы основы современной астрологии. Однако эта тема требует отдельного освещения.Кратко суть зурванизма может быть сформулирована следующим образом: Время (Зурван) является верховным божеством, стоящим выше духов добра и зла, персонифицированных как Спента-Манью и Ангро-Манью. Судьба, миг, случай являются выступают как аспекты/атрибуты Зервана.В дальнейшем, под воздействием зороастрийского учения, Спента-Манью был заменен Ахура-Маздой – «Добрым Владыкой», являющимся Творцом мира в доктрине пророка Заратуштры. Таким образом, германский концепт «Schicksal», существующий в рамках германской цивилизации в виде архетипа (в юнговском понимании этого термина) получил в доктрине зурванизма свое философское оформление.В результате германский концепт судьбы может быть сформулирован следующим образом:Вера в свое высшее предназначение, скрытое завесой времени, одновременная готовность нарушать ради этой цели нравственный закон, а также вера в то, что высшая сила может зачастую реализовать свои планы вопреки законам логики.Таким образом, все представители данной цивилизации, начиная с героя Зигфрида и заканчивая Адольфом Гитлером, реализуют свою судьбу именно в таких условиях. В этой связи весьма характерным является библейское описание царя Кира – основоположника династии Ахеменидов.пророк Исай (гл 45):(1) Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму пояса с чресел царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись;(4) Ради Иакова, раба Моего, Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты и не знал Меня.Таким образом, библейское предание особым образом подчеркивает, что Кир Великий не знал Отца Небесного, т.е. воспринимал Его как непостижимую безликую силу, движущую его судьбу. Характерно, что подобные крайне фаталистические настроения были свойственны большинству царей – представителей данной цивилизации в целом, и династии, в частности. Например, Дарий III-й практически без сопротивления отдавший Александру Македонскому власть над своей Империей и до самой своей кончины ожидавший, что каким-то чудом ему удастся победить. Причем характерно, что его ожидания частично сбылись. Ведь после того, как, говоря современным языком, Александр Македонский сменил свою цивилизационную принадлежность, он неожиданно для всех скончался и надежды Дария III-ого, таким образом, сбылись.Однако, наиболее ярким примером, демонстрирующим проявление германского концепта судьбы, является Адольф Гитлер. Его вера в то, что судьба реализуется вопреки законам логики наглядно проявилась в следующих эпизодах II-ой мировой войны. Во-первых, во время планирования операции «Барбаросса» было выяснено, что экономического ресурса Германии хватит лишь на период до февраля 1942 года. Однако, это не остановило фюрера. В результате план операции стал выглядеть просто фантастически. Ведь согласно нему полный разгром СССР необходимо было завершить к зиме 1942 года, что противоречило всем объективным расчетам. В итоге здравый смысл победил, и к декабрю 1941 года немецкая армия исчерпала свой наступательный ресурс, однако ожидаемого Гитлером чуда не произошло и Вермахт был с большими потерями отброшен от Москвы. Подобная история потом повторилась и под Сталинградом, и под Курском, и в проекте создания «оружия возмездия» и т.д..Индийская karma.
Семантический анализ кармы [3] – индийского (ведического) концепта судьбы показывает, что он во многом противоположен германскому. Во-первых, доктрина кармы постулирует наличие жестких причинно-следственных связей между всеми явления во Вселенной. В этом смысле данная доктрина практически полностью исключает какие-либо случайности. Каждое явление или событие является необходимым элементом жизни и появляется в строго определенный момент времени, который также определяется законом кармы.Поэтому совершенно не случайным является тот факт, что именно в рамках индийской культуры широкое развитие получила именно предсказательная часть астрологии. Поскольку культурный контекст данной цивилизации предполагает наличие как жестких причинно-следственных связей, так и инвариантных форм их событийной реализации. Ведь в рамках индийской культуры любая ситуация подразумевает строго определенную событийную реализацию/развязку. Именно эта особенность индийской культуры и послужила хорошей почвой для развития астрологии.Во-вторых, индийский концепт судьбы постулирует доминанту нравственного закона над социальным. Поэтому в рамках данной культуры, в отличие от германской конфликт между личностью и обществом по нравственным вопросам является широко распространенным явлением. В Индийской культуре сформировался целы институт риши – отшельников\мудрецов, являющихся маргиналами, с позиции социума, однако обладающих большим духовным авторитетом.Более того, грех – нарушение нравственного закона, согласно кармической концепции ухудшает судьбу человека (утяжеляет его карму), что в свою очередь, ведет к немедленному ужесточению событийного ряда человека. Поэтому именно в индийской культуре было разработано множество методов отработки кармы, т.е. очищения от греха путем, в первую очередь, разных форм паломничества, либо строительства культовых сооружений.Таким образом, если рассматривать реализацию судеб в рамках индийской культуры, то она будет обусловлена двумя вышеизложенными положениями. Поэтому поведение, например, такого известного политического лидера Индии как Махатма Ганди вполне обусловлено и объяснимо в рамках индийского концепта судьбы. Он действительно сумел избежать насилия в период своей политической деятельности. В этом смысле характерна судьба его невестки – Индиры Ганди, которая, в отличие от своего свекра, в период своего правления санкционировала применение войск при подавлении беспорядков в штате Пенджаб. В результате она была убита в результате заговора, возникшего в рядах ее личной охраны. Причем характерно, что это покушение и его трагический результат были предсказаны несколькими индийскими астрологами, однако это не повлияло на исход данного события.Таким образом, данный пример наглядно демонстрирует как событийную инвариантность судьбы в индийской культуре, так и ее жесткую связь с нравственным законом.Русская судьба.
Главным отличием концепта русской судьбы от всех остальных является то, что ее можно найти, потерять, создать, обрести, связать и т.д.. Судьбу у человека могут украсть, купить и т.д.. Иначе говоря, отношение к судьбе как к некой вещи, находящейся в распоряжении человека является уникальным феноменом русской культуры. В этом смысле, с одной стороны, представитель российской цивилизации, обладает гораздо большей свободой выбора в плане использования возможностей своей судьбы, чем представители других цивилизаций, а, с другой, на нем лежит гораздо большая личная ответственность за реализацию своей судьбы.Ведь подобный концепт предполагает, что человек должен сам (!) заботиться об условиях реализации своей судьбы. Подобного феномена не знает ни одна иная цивилизация. Более того, русский концепт судьбы предполагает как позитивное, так и негативное влияние общества на судьбу. Именно поэтому этимологически термин судьба происходит от слова «суд», что в данном контексте можно трактовать как «мнение общества». В контексте известной русской фразы: «Мир судил и решил».В результате возможность реализации человеком своей судьбы в рамках российской культуры во многом зависит от мнения окружающих. Иначе говоря, успешность реализации индивидуальной судьбы во многом зависит от того, позволит ли общество человеку реализовать его судьбу или предложит ему такой вариант жизни, который исключает эту реализацию.Эта особенность российской культуры предопределяет частый конфликт между личностью и обществом, причем независимо от текущего политического строя.С другой стороны российская цивилизация предоставляет человеку возможность реализовывать свою судьбу в локальных вариантах. Например, в период царствования династии Романовых, аристократы (сначала бояре, потом дворяне) имели возможность в своем собственном имении создать практически любые условия для реализации своей судьбы. Данный эпизод обыгран в фильме «Формула любви», где один из персонажей рассказывает о том, как его бывший барин воссоздал у себя в имении атмосферу Древнего Рима и заставил крестьян изучать латынь. Эту же возможность имеет и Чацкий в «Горе от ума», когда после конфликта с московским обществом восклицает: «уеду к тетке, в глушь, в Саратов». Иными словами, он собирается реализовать свое право частной жизни в имении своей тетки.Однако, только лишь малая часть российского общества имеет эту возможность – реализовать свою судьбу в локальных условиях. Основная часть населения, к сожалению, не имеет своей судьбы, т.е. находится в рабстве. Ведь только свободный человек обладает правом иметь свою судьбу. В этом смысле в Индии люди живут гораздо более счастливо, поскольку индийская цивилизация гарантирует каждому из своих членов право на индивидуальную судьбу.Именно об этой трагедии русской культуры писал Лермонтов:«Прощай немытая Россия, страна рабов, страна господ. И Вы мундиры голубые и ты им преданный народ.»Поэт не видит какой-либо возможности изменить данную ситуацию с помощью земных средств, и поэтому апеллирует к небесному суду в поисках справедливости:«Но есть и Божий Суд, наперстники разврата...
Он недоступен звону злата и все дела и мысли Он знает наперед.»В результате в рамках русской культуры зачастую встречается сюжет о тяжести участи человека, о бессмысленности судьбы, о ее принципиальной непредсказуемости. Следствием подобного отношения к судьбе стала известная пословица: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся». Ведь в рамках российской действительности, не только современной, человек может оказаться в сложной ситуации без всяких видимых причин.Характерно, что аспект принципиальной непредсказуемости русского концепта судьбы, нашел свое отражение в негласной доктрине православной церкви. Когда митрополита Кирилла (в мае 2002 года) спросили об отношении к астрологии, то он ответил, что церковь нормально относится к астрологии, как к науке, подразумевая под этим предсказания атмосферных явлений, катастроф и т.д., однако негативно относится к предсказанию человеческой судьбы. В то время, как в Индии, например, астрология входит в состав ведического священного предания и считается божественной наукой.Подобное отношение РПЦ к астрологии во многом объясняется характером русского концепта судьбы, который подразумевает возможность тотальных изменений в ней, не обусловленных внутренней логикой ее развития, что совершенно невозможно в рамках, например, индийской культуры.Таким образом, индивидуальный прогноз, особенно событийный, в рамках российской цивилизации крайне сложен вследствие того, что, во-первых, существенное влияние на ее реализацию оказывают внешние факторы, находящиеся вне контекста индивидуальной судьбы человека, а, во-вторых, российская культура отличается крайне негативным и неуважительным отношением к человеческой личности, и в частности, к личной судьбе. Действие этих факторов зачастую приводит к нарушению внутренней логики эволюции личности и процесса реализации его судьбы. Иначе говоря, каждый россиянин в любой момент времени рискует потерять свою свободу и, соответственно, свою судьбу. Поэтому роль астролога в российских условиях зачастую состоит в том, чтобы, образно выражаясь, помочь человеку удержать собственную судьбу в своих руках.Примеров подобных ситуаций можно привести множество. Например, в советские времена большое число ученых, деятелей культуры, священников оказалось в тюрьмах и лагерях. Причем, подавляющее число этих людей не совершало никаких преступлений, которые могли бы стать причиной подобных наказаний. Далее, в наши дни, несколько наиболее одиозных олигархов оказались либо за решеткой, либо в изгнании, а еще большее их число, имеющее не менее длинный список нарушений земного закона, не говоря уже о небесном, сохранили свое положение. Чем, спрашивается, обусловлено подобное положение вещей? Далеко не только, и не столько их роковыми личными судьбами, а, в первую очередь, своеобразием российского концепта судьбы, в рамках которого зачастую происходит ситуация «Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло».Выводы.
- Предопределенность индивидуальной судьбы человека проявляется в ее смысловом контексте, который остается неизменным в течение всей жизни человека, а свобода выбора человека состоит в праве распоряжаться данными судьбой возможностями по своему усмотрению.
- Каждая цивилизация обладает уникальным концептом судьбы, определяемым ее базовой концепцией и локальной историей.
- Все формы реализации индивидуальных судеб зависят от соответствующих цивилизационных концептов. Иначе говоря, смысловое наполнение каждой индивидуальной судьбы будет иметь различные ментальные, событийные и иные проявления в рамках различных цивилизаций.
[1] Определение цивилизации читайте в Глоссарии.[2] Подробнее о Зурванизме читайте в Глоссарии.Сергей Евтушенко
30 июня 2006 годаКАНАЛЫ В СОЦСЕТЯХ
![]()
Copyright © 2003-2025, «Аримойя»
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.