ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ

Если кто-то считает, что мифология создавалась исключительно в глубокой древности, а в современную эпоху рационализма, объективизма и научного знания мифами интересуются исключительно антропологи, то он глубоко заблуждается.

Типичным примером современного мифотворчества, на мой взгляд, является фильм «Легенда о Коловрате», снятый совсем недавно в 2017 году.

БОЙ ПЕРУНА С ДЕМОНОМ ЗИМЫ

Не могу сказать, намеренно или нет, но Джаник Файзиев, снявший этот фильм, а также написавший к нему сценарий, фактически воспроизвел в своем произведении древний сезонный миф, связанный с зимним солнцестоянием.

Согласно этому мифу накануне зимнего коловрата происходит битва между героем-защитником и главным злодеем, в которой побеждает злодей.

Подобный исход зимней битвы символизирует временную победу зимы над летом, кратким выражением которой, очевидно, является пословица, связанная с этим периодом: солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз.

Поскольку от русской мифологической традиции, к сожалению, сохранились лишь обрывки, то можно лишь предполагать, какой персонаж накануне зимнего коловрата сражался с олицетворением агрессивного зла, в роли которого в русском мифе обычно выступает огнедышащий ЗМЕЙ, известный в русских сказках как ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ, а в русских былинах как ЗМЕЙ ТУГАРИН.

Однако, исходя из того, что в индо-европейской мифологии со змеем обычно сражается громовержец, то можно предположить, что этим богом был ПЕРУН, чье имя означает молния.

БОЙ АЛЕШИ ПОПОВИЧА С ТУГАРИНОМ ЗМИЕВИЧЕМ

При этом в русских былинах, которые складывались уже христианские времена, древние боги уже не могли фигурировать в качестве персонажей, поэтому роли поединщиков играли персонажи богатырских легенд.

Поскольку в былинах противником Тугарина Змиевича, олицетворяющего злое начало, чаще всего выступает Алеша Попович, олицетворяющий доброе начало, то , соответственно, именно эти герои замещали изначальных персонажей древнего мифа.

В этом смысле, в фильме Джаника Файзиева также происходит аналогичное замещение, когда легендарный герой Евпатий Коловрат играет роль бога Перуна, а хан Батый, соответственно, является воплощением его противника.

Но поскольку мифологический сюжет требует, чтобы роль Змея играл пожилой человек, то в непосредственном поединке с Коловратом молодого хана Батыя заменяет его старый «дядька» Хостоврул. Подобное сценарное решение надо признать очень удачным.

Таким образом, поединок главного героя фильма - Евпатия Коловрата, олицетворяющего молодого громовержца, с антигероем Хостоврулом, олицетворяющим древнего Змея, полностью соответствует содержанию одного из русских сезонных мифов, связанного с зимним коловратом.

СМЕРТЬ КОЛОВРАТА

Согласно этому мифу, громовержец должен погибнуть в зимней битве со своим противником, пожертвовав собой ради спасения своего народа, для того, что впоследствие воскреснуть и победить своего противника в битве накануне летнего коловрата.

Более того, поскольку вторжение Батыя на Русь состоялось зимой, то произошло полное совпадение исторической канвы и мифологического сюжета, что усиливает выразительность кинокартины.

И Файзиев, опять же четко следуя мифологическому сюжету, убивает главного героя в неравной схватке с несметными полчищами змеевых воинов, служащих темному властелину.

ИЛЬЯ МАКЛАКОВ И ГЕОРГИЙ ПИЦХЕЛАУРИ

При этом выбор актеров, к сожалению, нельзя признать удачным.

Дело в том, что Илья Малаков, сыгравший роль Евпатия Коловрата, родился 2 октября 1990 года, т.е. вблизи осеннего равноденствия, когда, согласно мифу, родился противник его персонажа - Змей Тугарин.

При этом Георгий Пицхелаури, сыгравший роль темника Хостоврула родился 31 января 1961 года вблизи зимнего солнцестояния, т.е. тогда, когда, согласно мифу, родился Коловрат.

Таким образом, актеры, сыгравшие главные роли в этом фильме, оказались, фигурально выражаясь, зеркально перевернутыми, поскольку их собственные характеры не соответствуют каноническим.

В результате, на мой взгляд, Коловрат в исполнении Ильи Малакова получился слишком истеричным и астеничным, а Змей в исполнение Георгия Пицхелаури слишком благородным и принципиальным. В то время как главной чертой змея в русской мифологии является КОВАРСТВО.

Однако, в целом фильм, как воплощение русской мифологической реальности, получился весьма впечатляющим, за что лично я благодарен Джанику Файзиеву.