Астролог Сергей Евтушенко  

Легенда о Коловрате

Если кто-то считает, что мифология создавалась исключительно в глубокой древности, а в современную эпоху рационализма, объективизма и научного знания мифами интересуются исключительно антропологи, то он глубоко заблуждается.

Типичным примером современного мифотворчества, на мой взгляд, является фильм «Легенда о Коловрате», снятый совсем недавно в 2017 году.

Не могу сказать, намеренно или нет, но Джаник Файзиев, снявший этот фильм, а также написавший к нему сценарий, фактически воспроизвел в своем произведении древний миф о весеннем боге плодородия, рождающемся в момент зимнего коловрата, затем вступающего в поединок с богом холода и мороза, роль которого в русских сказках обычно играет Кощей Бессмертный, и в конце сюжета жертвующего своей жизнью ради спасения людей от ига темного властелина.

К сожалению, поскольку от русской мифологической традиции сохранились лишь обрывки, то можно лишь догадываться о том, какого бога древние русы считали весенним богом плодородия.

Однако, параллели с индийской мифологией позволяют предполагать, что, возможно, этим богом считался громовержец, который в ведической традиции носил имя Индра, а в русской традиции – Перун, т.е. молния.

Таким образом, получается, что в фильме Джаника Файзиева легендарный герой Евпатий Коловрат играет роль бога Перуна, а хан Батый, соответственно, должен являться воплощением Кощея Бессмертного. Однако, поскольку мифологический сюжет требует, чтобы роль Кощея играл старик, то в противостоянии с Коловратом молодого хана Батыя заменяет его старый «дядька» Хостоврул.

Таким образом, поединок главного героя фильма - Евпатия Коловрата, олицетворяющего молодого весеннего бога, с главным злодеем Хостоврулом, олицетворяющим старого зимнего бога Кощея, полностью соответствует главной сюжетной линии древнего мифа.

Более того, согласно следующему эпизоду этого мифа, бог плодородия, одержав победу над Кощеем, должен затем погибнуть подобно Иисусу Христу, пожертвовав собой ради спасения своего народа.

И Файзиев, опять же четко следуя мифологическому сюжету, убивает главного героя в неравной схватке с несметными полчищами темного властелина.

При этом выбор актеров, к сожалению, нельзя признать удачным.

Дело в том, что Илья Малаков, сыгравший роль Евпатия Коловрата, родился 2 октября 1990 года, т.е. вблизи осеннего равноденствия, когда, согласно мифу, родился противник его персонажа Кощей. При этом Георгий Пицхелаури, сыгравший роль темника Хостоврула, заменяющего фигуру Кощея, родился 31 января 1961 года вблизи зимнего солнцестояния, т.е. тогда, когда, согласно мифу, родился Коловрат.

Таким образом, актеры, сыгравшие главные роли в этом фильме, оказались, фигурально выражаясь, зеркально перевернутыми, поскольку их собственные характеры не соответствуют каноническим.

В результате, на мой взгляд, Коловрат в исполнении Ильи Малакова получился слишком истеричным и астеничным, а Кощей в исполнение Георгия Пицхелаури слишком благородным и стойким.

Однако, в целом фильм, как воплощение русской мифологической реальности, получился весьма впечатляющим, за что лично я благодарен Джанику Файзиеву.

Сергей Евтушенко
19 декабря 2020 года

Опубликовано
19 декабря 2020 года