ГЛАВНАЯ
УСЛУГИ
СУДЬБА
ОТЗЫВЫ
Астролог Сергей Евтушенко

СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО

Кощей Бессмертный - важный персонаж русских сказок, без участия которого не обходится практически ни один сказочный сюжет.

Он играет роль злодея и одного из главных антигероев, в борьбе с которым главный герой получает возможность проявить удаль молодецкую, а также храбрость, мужество и отвагу.

Согласно моей реконструкции в русском мифе Кощей играет роль осеннего бога, т.е. персонажа, олицетворяющего осеннее Солнце. На мой взгляд, именно эта роль является ключом к его огромной популярности.

Обусловлено это тем обстоятельством, что осень в климатических условиях России - крайне неприятное время года, особенно в северных регионах. Связано это с затяжными холодными дождями и туманами, способствующими развитию различных простудных заболеваний, а также с ранними ночными заморозками, приносящими большой вред сельскому хозяйству.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Будучи демоном осени, Кощей ярко проявлятся в конце самого мрачного и темного времени года, которое является временем его набольшей силы.

В этот период Кощею есть где разгуляться, поскольку он, очевидно, как любая нежить, питается жизненной энергией людей и поэтому, очень радуется, когда люди страдают и болеют, поскольку в именно в таком состоянии они наиболее уязвимы для воздействия темных чар злодея и пакостника.

Ведь главным оружием Кощея является именно СТРАХ, заставляющий людей буквально ТРЕПЕТАТЬ под влиянием кощеевых чар.

Однако, день его рождения, очевидно, должен приходиться на время его наибольшей слабости.

Поэтому логично считать, что КОЩЕЙ РОДИЛСЯ В ЛЕТНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ, когда природа расцветает и не помышляет об осенних холодах.

Очевидно, что в этот момент года младенец-Кощей совершенно безвреден и даже забавен.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА

В русском мифе осенний бог получил имя Кощей, славянская этимология которого происходит от глагола касть - вредить, портить. В современном русском языке этот корень сохранился в глаголе пакостить.

Таким образом, наши предки считали, что Кощей буквально портит им жизнь, укорачивая лето и зачастую превращая осень в самое неприятное время года.

Поскольку в славянских языках термин касть созвучен слову кость, то в имени Кащея звук "а" постепенно перешел в "о", а самого пакостника и злодея стали изображать костлявым стариком.

ВАСИЛИСК - ОТЕЦ КОЩЕЯ

КОЩЕЕВО ОТЧЕСТВО в некоторых русских сказках звучит как ТРЕПЕТОВИЧ, т.е. злодей буквально является СЫНОМ ТРЕПЕТА, Т.Е. ДРОЖИ ОТ УЖАСА.

И здесь необходимо вспомнить, какой мифологический персонаж является олицетворением СМЕРТЕЛЬНОГО СТРАХА, т.е. страха, который вызывает такой жуткий ТРЕПЕТ, от которого, в свою очередь, может случиться сердечный приступ и наступить скоропостижная смерть.

Таким персонажем в мифологии народов Европы и средней Азии является ВАСИЛИСК, которого изображали как ЧЕРНОГО ПЕТУХА со змеиным хвостом и орлиным клювом.

При этом, согласно традиции, главным оружием Василиска является особый парализующий ВЗГЛЯД, вызывающий насколько сильный приступ панического страха, что любое существо, имевшее неосторожность заглянуть в глаза Василиску, немедленно умирает.

Таким образом, можно предположить, что отцом Кощея является именно Василиск. Поэтому, кстати, совершенно не случайно зооморфной ипостасью Кощея является некий гибрид черной хищной птицы и змеи, который очень похож на Василиска и может быть отождествлен с грифоном.

На птичье-змеиное происхождение Кощея также намекает известный сюжет, в котором злодей прячет крестстраж со своей жизненной силой не куда-нибудь, а именно в ЯЙЦО, из которого он, возможно, в свое время и вылупился.

Ведь согласно легенде о происхождении Василиска, этот монстр вылупляется из яйца, которое сносит СТАРЫЙ ЧЕРНЫЙ ПЕТУХ в тот момент, когда утрачивает свою мужскую силу и перестает топтать кур.

СЕМЬЯ

МАРЬЯ МОРЕВНА - ЖЕНА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА

На роль жены бессмертного злодея лучше всего подходит МАРЬЯ МОРЕВНА - героиня одноименной сказки, которая имеет с Кощеем весьма непростые отношения.

Причем сама Марья Моревна также весьма сложный и амбивалентный персонаж, поскольку, судя по всему, она является хозяйкой царства мертвых, которую германские народы называли ХЕЛЬ.

Такое предположение я строю на том основании, что матерью Марьи, очевидно, является славянская богиня МОРЕНА, чье имя буквально означает несущая мор - вредоносная, которое, в свою очередь, является буквальным переводом ИМЕНИ МАТЕРИ богини ХЕЛЬ - великанши АНГБОДЫ, - несущая горе.

КОЩЕЙ - ПЛЕННИК СВОЕЙ ЖЕНЫ

У хозяйки царства мертвых и хозяина тридевятого царства сложились весьма напряженные и трагические отношения, изобилующие взаимными изменами, упреками и прочими прелестями сложной семейной жизни. Понятное дело, что подобные персонажи просто не могут спокойно жить вместе.

Оказавшемуся в такой ситуации Кощею не остается ничего другого, как впадать в состояние САМАТИ и терпеливо ждать удачного случая для освобождения.

В этой связи уместно вспомнить тюркскую этимологию имени Кощей, согласно которой оно происходит от термина, которым обозначали ПЛЕННИКОВ И РАБОВ.

Таким образом, получается что страшный Кощей, наводящий ужас на всех окружающих, в семенной жизни оказывается подкаблучником и буквально рабом своей жены.

Причина подобного поведения Марьи Моревны, полагаю, очевидна и заключена в ужасном характере этого антигероя, жизнь с которым это - буквально сущий ад. Но, как говорится, любовь - зла, полюбишь и Кощея...

Однако, для того, чтобы отдохнуть от неудобного супруга и немного развеяться в объятьях молодого любовника, Марья Моревна периодически буквально убирает своего мужа в чулан, чтобы немного отдохнуть от его назойливого присутствия.

ДОЧЕРИ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО

Cогласно некоторым сказкам у Кощея было несколько дочерей, которые, скорее всего, появились на свет вполне естественным путем, будучи зачаты в утробе матери, ибо нигде в сказках нет даже намека на то, что Кощей, подобно своему папаше, сам несет яйца.

Первая это - ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ, вторая - ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ, и возможно, еще одна дочь - АНАСТАСИЯ ПРЕМУДРАЯ.

Судя по содержанию сюжетов русских сказок, Кощей питает к своим дочерям достаточно сильные чувства, причем не только отцовские, особенно к Василисе, на что есть указания в одноименной сказке.

Тяга Кощея к своим дочерям не будет вызывать удивления, если вспомнить о том, кто был их дед по материнской линии - Локи, - который вместе с умом и хитростью, очевидно, передал им по наследству и частичку своей огненной натуры, которая и привлекает царя навьев Кощея.

Другой известный антигерой русских сказок - Змей Горыныч, - ко всем кощеевым дочерям также проявляет большой интерес, вызывающий у Кощея жуткую ревность и, одновременно, ненависть к своему партнеру по опасному бизнесу.

Интересную версию об источнике подобной любвеобильности огнедышащего змея выдвинул известный реконструктор русского мифа Роман Папсуев.

Он предположил, что трехглавый змей является зооморфной ипостасью ТРЕХ БРАТЬЕВ-БЛИЗНЕЦОВ, которых он в своей книге Сказки старой Руси назвал Смог, Змий и Змей.

Подобное предположение отлично объясняет причину того, зачем Горынычу понадобились именно три девицы.

Однако, это уже другая история...

ЛЮБОВНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ КОЩЕЯ

В сказках и былинах не содержится прямых сообщений о законных сыновьях Кощея Трепетовича, которые могли бы унаследовать его власть над тридевятым царством.

Однако, в былине Иван Годинович содержится очень интересный сюжет о трагической любви Кощея Трепетовича и Марьи Дмитриевны, которая согласно одной версии, была дочерью купца, а другой - дочерью черниговского князя.

Причем вторая версия представляется более логичной, поскольку отец Марии отказался отдать свою дочь княжичу Ивану Годиновичу, сообщив ему, что она уже просватана за другого.

Купец вряд ли стал бы отказывать племяннику киевского князя Владимира. Такой поступок более уместен для князя, причем для князя равного по статусу князю киевскому.

ИВАН ГОДИНОВИЧ ПОХИЩАЕТ КНЯЖНУ МАРЬЮ

Дальнейший сюжет былины содержал неожиданный поворот. Иван Годинович, не смирившись с отказом, силой захватил Марью Дмитриевну и повез ее в Киев.

Однако, по дороге его перехватил Кощей Трипетович, которому эта девушка была обещана ее отцом.

В ходе короткого поединка темный властелин одолел княжича, но не убил, а лишь связал, не желая, видимо, излишней кровожадностью шокировать свою возлюбленную.

Далее влюбленная пара уединилась в шатре и занялась любовными утехами, которые был вынужден, кипя от гнева, слушать связанный Иван Годинович.

Дело шло к кульминации, когда прилетел ворон и начал вещать о том, что Марье не суждено жить с Кощеем, и она никогда не будет его женой. Причем каркал ворон столь настойчиво, что вывел Кощея из себя.

Трепетович решил расправиться с птицей и выстрелил в нее из лука, однако, стрела развернулась в воздухе и поразила его самого. Вследствие чего он потерял сознание и упал без чувств как мертвый.

Интересно, что чувствительный мужчина, когда происходит зачатье сына, переживает это именно как мини-смерть. Причем на зачатье дочери такой реакции нет.

БАСТАРД КОЩЕЯ

Поэтому можно предположить, что в этот момент Марья Дмитриевна понесла от Кощея именно сына, который впоследствии пошел по стопам отца и стал колдуном.

При этом отца своего он, скорее всего, не знал, ибо если бы о нем узнала бы Марья Моревна, то парень вряд ли долго прожил бы, учитывая то, кем была законная жена Кощея Бессмертного.

Возможно, что легенды о том, что Кощей это - бывший колдун, превратившийся после смерти в некроманта, связаны именно с внебрачным сыном хозяина тридевятого царства.