I МЕСЯЦ НИСАНУ
«ЖЕРТВЫ ВРЕМЕНИ»

СОГЛАСНО КАЛЕНДАРЮ ШУМЕРСКОГО ГОРОДА НИППУРА

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ГОДА (21.03 — 19.04) в шумерской традиции назывался «МЕСЯЦЕМ ОБНОВЛЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ И СВЯТИЛИЩ», поскольку в это время во всех городах Шумера восстанавливались городские храмы и проводились ритуалы очищения алтарей, во время которых сжигались жертвы, призванные ускорить процесс формирования времени нового года.

АККАДСКОЕ НАЗВАНИЕ месяца - НИСАНУ, - происходит от шумерского термина NE.SAG - ЖЕРТВА, - и, вероятно, было выбрано потому, что согласно шумерскому ритуалу в этом месяце приносились жертвы, предназначенные для создания времени нового года.

Кроме этого в аккадском языке существовало несколько близких по звучанию понятий, семантическое содержание которых раскрывало дополнительные смыслы первого месяца года.

Во-первых, это понятие NISU, которым в ассирийскую эпоху обозначали ДОБРОВОЛЬЦЕВ, поступивших на службу в царскую армию. В то время как созвездие, маркирующие первый месяц года, называлось ДОБРОВОЛЕЦ.

Во-вторых, это глагол NISSATU, означавший стенать, рыдать, причитать, скорбеть, который, очевидно, описывал ситуацию, складывающуюся в первом месяце года, когда люди зачастую плакали от страха за свою судьбу.

АННОТАЦИЯ

Первый месяц года считался крайне неустойчивым и опасным, поскольку в этот период происходил разлив великих рек Междуречья, во время которого земля Шумера полностью затапливалась, а города, расположенные на искусственных возвышенностях, буквально превращались в острова посреди безбрежного озера.

Месяц курировался покровителем Вавилона — богом Мардуком, в честь которого в этом месяце торжественно справлялся праздник НОВОЛЕТИЯ — АКИТУ, - продолжавшийся в течение 12-ти дней, начало которого было приурочено к весеннему равноденствию.

Дилемма добра и зла в мифологеме этого месяца строится вокруг жертвоприношения. Добро в этом месяце отождествляется с добровольной жертвой человек во имя будущего народа, а зло — с нежеланием чем-то жертвовать ради общих интересов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

В сакральном календаре города Ниппура этот месяц назывался «месяцем обновления алтарей» или в буквально переводе «месяцем обновления престолов и святилищ».

Под «обновлением» понимались две вещи: во-первых, РЕМОНТ ХРАМОВ, который символизировал обновление Мира, и, во-вторых, жертвоприношения на алтарях, которые символизировали рождение времени нового года.

Здесь надо пояснить, что историческая память у древних людей функционировала иначе, чем у современных людей. Протяженность АКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ древних жителей Междуречья составляла ВСЕГО ОДИН ГОД, по прошествии которого события из разряда исторических переходили в разряд мифологических.

Поэтому важнейшим элементом мифологической картины мира древних шумеров являлось представление о том, что ежегодно Мир полностью разрушался и рождался заново.

Причем ключевой момент этого представления состоял в том, что новое время зарождается не само по себе. Для формирования нового времени была необходима ЭНЕРГИЯ ЖИЗНИ, которую необходимо было где-то взять.

В Вавилоне, согласно Энума Элиш и текстам дворцового ритуала, Новый год отмечался следующим образом:

Вначале в Бит Акиту (Доме Новолетия) происходила ритуальная битва, в ходе которой царь, олицетворявший бога Мардука, побеждал Тиамат - хтоническое чудовище, олицетворявшее БЕЗДНУ ИЗНАЧАЛЬНОГО ХАОСА.

После победы над Хаосом вельможи, изображавшие богов, славили победителя, целовали ему ноги, валялись перед ним в пыли и, наконец, отдавали ему все свои божественные функции.

Царь, олицетворявший бога Мардука, устанавливал свой престол прямо на теле поверженной Тиамат, символизировавшей ИЗНАЧАЛЬНУЮ БЕЗДНУ.

После этого царь восходил на престол и милостливо отдавал их функции назад, а также подтверждал их властные полномочия и наделял их правом действовать от его собственного имени.

На пятый день месяца в жертву приносился БЕЛЫЙ БЫК. Восьмой и одиннадцатый дни предназначались для определения судьбы страны собранием богов под председательством Мардука.

Согласно представлениям древних шумеров, единственным источником энергии, подходящей для формирования нового времени, были живые существа, поскольку энергия времени это — та самая особая БИОЭНЕРГИЯ, благодаря которой живые существа живут.

Поэтому для формирования нового времени необходимо было совершить ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ достаточного количества животных, чтобы из содержащейся в них биоэнергии образовалось новое ВРЕМЯ или, иначе, новый ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ КОНТИНУУМ, поскольку все древние народы воспринимали время как ОСОБУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ СУБСТАНЦИЮ, а не просто как некую «шкалу» для определения последовательности событий.

Поскольку символом и материальным воплощением времени считался алтарь городского храма, то именно в это время во всех шумерских городах проводились ритуалы очищения алтарей, призванные ускорить процесс формирования времени нового года.

В это же время также производился ремонт всего здания храма, который перестраивался и восстанавливался не только потому, что обветшал, но потому, что старый храм символизировал старое время, умершее, подобно живому существу, в предыдущем месяце после того, как ЕГО ВРЕМЯ ИСТЕКЛО, когда закончилась его ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ.

Согласно представлениям древних шумеров, акт восстановления храма одновременно и предварял рождение нового времени, и магически стимулировал его.

После перестройки храма его алтарь должен был быть заново освящен путем жертвоприношения, которое было призвано дать новому времени энергию, необходимую для его рождения.

При этом сохранились упоминания о том, что на ранних этапах формирования шумерской культуры лучшей жертвой считался старый царь, который олицетворял ушедшее время старого года. Вероятно, подобная жертва приносилась лишь в исключительных случаях, но, тем не менее, упоминания о подобных жертвоприношениях сохранились.

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ

Месяц курировался покровителем Вавилона — богом Мардуком, в честь которого в этом месяце торжественно справлялся праздник НОВОЛЕТИЯ — АКИТУ., - продолжавшийся в течение 12-ти дней, начало которого было приурочено к весеннему равноденствию.

Поэтому главный мифологический сюжет этого месяца может быть назван «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МАРДУКА», являющийся важной составной частью вавилонского мифа о сотворении Мира и человека.

Суть этого сюжета состоит в том, что после победы над воинством хаоса, бог Мардук сперва принес в жертву саму прародительницу Тиамат, создав новый мир из частей ее плоти.

Далее Мардук создал НОВОЕ ВРЕМЯ и разместил на небе ЛУМАШУ — живые образы богов-хронократоров, известных нам как ЗНАКИ ЗОДИАКА, которые стали играть роль ХРАНИТЕЛЕЙ созданного им времени и всего миропорядка в целом.

Затем он принес в жертву главного военноначальника сил хаоса - демона Кингу, кровь и жизненную энергию которого затем использовал в процессе создания людей.

Поскольку в первый месяц происходит обновление времени, то, очевидно, большую роль в этом месяце должен играть бог, олицетворяющий время.

Однако, в шумерскую эпоху осмысления такого достаточно абстрактного понятия, каким является время, еще не произошло, и в шумерском языке даже не было термина для его обозначения. Время воспринималось предельно конкретно в форме отдельных квантов, роль которых играли дни, месяцы и годы.

Появление специального бога времени – ЗУРВАНА, – произошло гораздо позднее уже в персидскую эпоху.

ДИАЛЕКТИКА ДОБРА И ЗЛА

Поскольку главная мифологема Овна связана с добровольной жертвой, приносимой ради создания нового времени (т. е. нового порядка вещей, нового мира), то дилемма добра и зла в мифологеме этого месяца строится вокруг жертвоприношения.

Если высший Овен жертвует собой (своими эгоистическими интересами) ради рождения нового миропорядка, то низший овен предпочитает приносить в жертву интересы окружающих людей во имя своих собственных эгоистических интересов.

Поэтому диалектика добра и зла в мифологеме этого знака предельно проста, и сводится к непосредственному отказу от своего эго во имя воплощения в жизнь высшей идеи.

Высший Овен, несомненно, является пассионарием и первопроходцем, бросающим вызов неизвестности и жертвующим собой ради рождения идеи нового мира, даже если сама эта идея в итоге оказывается иллюзорной или ложной.

В этом смысле концепция пассионарности, как одного из высших проявлений человеческой натуры, связана непосредственно с этим знаком.

В этом смысле одним из ярких примеров высшего Овна является советский писатель Алексей Максимович Горький (28 марта 1868), положивший весь свой талант и состояние на алтарь революции.

И хотя идея, ради которой он принес в жертву все свое достояние, оказалась ложной, тем не менее, его жертва была искренней и добровольной. Горький свято верил в истинность того, ради чего он жертвовал многим.

А вот в качестве примера низшего Овна, готового идти по головам ради достижения личного успеха, можно привести Джона Пирпонта Моргана I-ого (17 апреля 1837).

Биография этого человека является ярким примером крайнего эгоизма, беспринципности и жертвования чужими интересами. Этот человек положил начало своему состоянию, спекулируя оружием во время гражданской войны в США, т.е. буквально наживался на крови своих соплеменников.

Сергей Евтушенко
08 февраля 23