Астрология в кумранских рукописях.

Одной из сближающих ессеев и зороастрийцев чертой является практическое использование астрологии как ключа, позволяющего различать в человеке Добро и зло, Свет и тьму, рассматривать каждый гороскоп как поле их битвы, где свободный выбор человека имеет решающее значение.
С натальной астрологией евреи близко познакомились во времена Вавилонского пленения, у халдейских астрологов. Однако, в халдейской астрологии нет этической направленности. Это практическая, "приземленная" астрология, вне проблем Добра и зла. Конечно, сам астролог при интерпретации гороскопа вносит свои моральные установки, но это является исключительно его субъективной прерогативой и связано с его личным мировоззрением. Зороастрийская же астрология с самого начала, со времени зятя Заратуштры, главного советника и астролога царя Виштаспы по имени Джамасп была ориентирована на объективное различение в человеке поля битвы между силами Ахура-Мазды и Ангра-Манию (Ахриманом), между добром и злом. Как мы увидим, именно это считали в астрологии главным и ессеи, причем, большое внимание они уделяли внешним признакам (сигнатурам), метам на теле человека, признакам оскверненности или отмеченности.
Сначала приведем некоторые общие сведения о найденных с 1947 г. по настоящее время в Вади-Кумранских пещерах астрологических текстах. Основные документы Кумранской общины исследователи разделяют на три группы: (1) уставы, литургические произведения; наставления и поучения; тексты, связанные с вопросами календаря (календарь ессеев заметно отличался от зороастрийского); (2) комментарии на книги еврейской Библии и антологии; (3) апокалиптические сочинения; гороскопы; магические тексты. Астрологические тексты обнаружены в трех рукописях: гороскопы, составленные для членов общины (документы 4Q186, 4Q561), и гороскоп грядущего Мессии (4Q Mess ar), - все свитки из четвертой пещеры Кумрана.
Рассмотрим сначала тексты 4Q186 и 4Q561 - по работам И.Р. Тантлевского и К.Б. Старковой (Шифрованные астрологические документы из окрестностей Хирбет-Кумрана. Журнал "Палестинский сборник" 26(89), 1978. С. 124-132). Шифр составлен с помощью двух приемов: (1) каждая строка и каждое слово написаны не справа налево, как обычно в семитских языках, а слева направо; (2) наряду с обычным шрифтом применяются палеоханаанские и греческие буквы. Отличительной чертой кумранских гороскопов является то, что [b]констелляция момента рождения восстанавливается на основе внешних признаков наружности взрослого человека[/b].
Документ 4Q186 (2) представляет собой кусочек кожи с остатками двух колонок текста - 10 строк от одной колонки и начальные три слова от другой.

4Q186 (2)

Перевод 1-й колонки (К.Б. Старковой)

1... по порядку их. Глаза его (могут быть) как черные, так и карие. И борода его

2.окладистая, и она курчавится. И звук речи его кроткий и зубы его

3. мелкие и сидят ровно. и он не высок

4. и не низок. И он (соразмерен). И пальцы рук его тонкие

5. и длинные. И голени его гладкие и подошвы ног его...

6. сидят ровно. И дух у (него)

7. во второй колонне восемь (частей), а одна...

8...гороскоп его, (под которым) он рожден.

9...это его животное.

10...и вот...

Документ 4Q186 (1) также сохранил лишь отдельные строки: "Дух у него... в Доме Света шесть (долей) и три - в Яме Тьмы." И вот тот гороскоп, в котором он рожден: в "Ноге Тельца", бедным будет. И вот животное его: бык".

Судя по контексту документа 4Q186 (2), у "соразмерного человека с тонкими пальцами и окладистой курчавой бородой" восемь долей (Духа?) пребывало в Доме Света и лишь одна - в Доме Тьмы. В сохранившемся отрывке третьего гороскопа из этих документов сказано, что восемь долей Духа (некоторого общинника) пребывают в Доме Тьмы и лишь одна доля - в Доме Света.

И.Р. Тантлевский в "Истории и идеологии Кумранской общины" пишет далее (с. 294):

Итак, наряду с праведниками (или почти праведниками) в недрах Кумранской общины оказываются и люди с явно неблагоприятными для спасения состоянием духа, люди с почти "черной" душой,- восемь долей в Доме Тьмы и лишь одна - в Доме Света... Пребывание такого человека в конгрегации может быть объяснено лишь тем, что ее члены [руководители] допускают, что он (еще при земной жизни) сможет изменить (с помощью своих товарищей) это неблагоприятное отношение в пользу Света, - благодаря вере, молитвам, благим помыслам и деяниям, тяжкому умственному и физическому труду, а также по Благодати Божией.

К.Б. Старкова в своей статье пишет:

Известно, что не все было открыто даже правомочным общинникам. Так, в документе 1QSVIII сказано: "И всякое слово, сокрытое (от общины в целом), какое найдется у человека расследующего, пусть не скрывает от (руководства общины)". Вообще ничего нельзя было сообщить новообращенному, пока он не представал перед смотрителем организации. На этом основании можно допустить, что документ (гороскоп) предназначался для администрации секты. Он облегчал им задачи управления, указывая на степень доверия, которую заслуживало то или иное лицо, согласно своему гороскопу... Вместе с тем могли быть и такие случаи, когда безупречные поведение и преданности интересам общины лица по формальным признакам своей наружности и "свидетельств" гороскопа должны были вызывать настороженность среди сотоварищей, более счастливых в отношении внешности и соответствующей ей констелляции при рождении. Поводов для этого руководство должно было избегать в целях тесного сплочения общины, стремление к которому выступает во всех ее известных памятниках. Сам обладатель менее благоприятного гороскопа должен был успешней бороться с искушениями, если не знал степень своей предрасположенности к "делам Велиала" (прим. Б.С. Романова это спорная мысль). Так или иначе, но осторожность требовала избегать доступности подобных документов. В то же время несложность шифра показывает, что те, от кого зависело их хранение, не очень опасались злой воли членов общины. Их строгая самодисциплинированность вряд ли давала основания бояться злонамеренного любопытства, нужно было лишь помешать нечаянному проникновению в тайны содержания...
Борис Романов
(Астробиблос, Воронеж 1997 год)
Петербургские прогнозы
Размещено 28 января 2005 года

Copyright © 2003-2025, «Аримойя»

При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.