Ангел
Аримойя
Роза Мира
Индивидуальные Консультации
Почему общество не признает астрологию наукой, признает ли когда-нибудь и, если «да», то когда?

Астрология является одним из методов исследования судьбы. Однако, сложность ситуации заключается в том, что этот предмет (судьба) не воспринимается в настоящее время большинством людей, как нечто реальное. Подавляющее число людей воспринимает судьбу лишь на склоне лет, т.с. постфактум, когда жизнь уже прожита. Только тогда некоторые из людей, путем логического анализа событий своей жизни, приходят к выводу о том, что вся их жизнь определялась некой изначальной программой. Большинство же молодых людей считают, что никакой судьбы нет, и все находится в их собственных руках. Тем более, что официальная «научная» позиция по этому вопросу именно такова: «человек хозяин своей судьбы». Вследствие этого ложного мнения у многих возникает ощущение того, что судьба это фикция, придуманная астрологами-шарлатанами для того, чтобы обманывать людей.

В силу подобного положения вещей все науки, изучающие судьбу, оказываются в маргинальной области социальной жизни. Однако, следует различать официальное и неофициальное общественное признание астрологии. Согласно многим социологическим опросам, около 80% населения России считают астрологию заслуживающей доверия системой знаний. Правда, ради справедливости необходимо отметить, что согласно тем же опросам конкретным астрологам доверяют лишь 15% людей. О причинах такого большого разрыва между доверием к самой астрологии и к людям, называющих себя астрологами, следует написать отдельно. Однако, так или иначе, большинство людей признает астрологию, если не наукой, то вполне работоспособной системой знаний.

Другое дело, что официальные общественные инстанции, например, научные и религиозные институты не только не признают астрологию легитимной наукой, но и последовательно критикуют астрологию, как неприемлемую форму исследовательской и социальной деятельности. Таким образом, астрология развивается в условиях жесткого прессинга отдельных социальных институтов, и во многих случаях выступает в роли альтернативного мировоззрения для большого числа людей. Можно выделить следующие причины подобного положения дел:

  1. Базовые принципы астрологии лежат вне рамок современной научной парадигмы, представляющей собой, по сути, «субъективный гностицизм», т.е. утверждающей, что реальны и познаваемы лишь те феномены, которые существуют в границах человеческого восприятия. Астрология же изучает судьбу, т.е. феномен, находящихся за рамками восприятия современного человечества и в силу этого обстоятельства "невидимый" современной наукой. В силу действия этой причины официальная современная наука не располагает инструментами для адекватной оценки принципов и возможностей астрологии. В официальных научных кругах предпринималось множество попыток «проверить» результативность астрологии современными научными методами. Однако, подавляющее число подобных экспериментов были изначально обречены на провал в силу неверной постановки эксперимента. Поскольку подобные проверки обычно проводили люди практически незнакомые с астрологией, то проверки обычно заключались в том, что брался какой-то один астрологический параметр, например, нахождение Солнца в определенном знаке тропического зодиака, и исследовалось процентное число людей, рожденных под этим знаком в различных социальных группах. Естественно, что никаких статистически значимых отклонений в ходе подобных проверок не было выявлено. Подобный результат является совершенно очевидным для любого человека, серьезно изучавшего астрологию. В ходе экспериментов другого рода проверялись прогностические навыки отдельных астрологов. Однако, поскольку число реальных специалистов не превышает 1% от общего числа людей, называющих себя астрологами, то подобные эксперименты были также обречены на неудачу. Однако, именно по результатам подобных некорректных экспериментов и было сформировано официальное мнение современной науки относительно астрологии. Подробнее читайте об этом в статье «Астрологическая парадигма».
  2. Негативное отношение большого числа руководящих работников современных христианских церквей обусловлено, в основном, историческими причинами. Дело в том, что астрология является продуктом ассиро-вавилонской культуры. Цивилизация, породившая эту культуру, выступала в определенный исторический период в роли главного врага иудейской цивилизации, на базе которой в дальнейшем возникло христианство. В свою очередь, эта вражда было обусловлена кардинальным различием мировоззренческих парадигм этих цивилизаций. Так основой шумеро-вавилонской цивилизации был, условно говоря, «объективный гностицизм», т.е. такое мировоззрение, в котором признается существование реальности за границами человеческого восприятия и при этом констатируется принципиальная познаваемость этой реальности. Основой же иудейской и, соответственно, христианской цивилизаций является «объективный агностицизм», т.е. мировоззрение, в котором признается существование реальности за границами человеческого восприятия, но при этом констатируется принципиальная непознаваемость этой реальности. Таким образом, христианская цивилизация восприняла от иудейской в качестве элемента духовного наследия негативное отношение к астрологии, как к порождению враждебной культуры. Кроме этого, мировоззренческая база ассиро-вавилонской цивилизации содержит большое число фаталистических элементов, противоречащих христианской концепции очищения от греха и изменения судьбы через покаяние и милосердие Божие. Эта проблема до сих пор не имеет приемлемого концептуального решения. Подробнее читайте об этом в статье «Астрология в свете христианского учения».
  3. В астрологи до сих пор не сформулированы реальные критерии достоверности прогнозов, и не создана внятная модель человеческой судьбы. В результате при столкновении с реальными прогностическими задачами подавляющее число астрологов не располагает эффективными методами их решения и вынуждено использовать либо мантические методы, либо, при наличии таланта, прибегать к ясновидению. В свою очередь такое положение вещей размывает границы между астрологией, как объективной наукой, и мантическими субъективными практиками. Помимо этого не сформулирована и сама концепция прогнозирования, в которой в равной мере учитывались бы и фатальные факторы и свободная воля человека. В результате действия этой причины половина астрологов смещает свою деятельность в область психологии, т.е. вообще отказывается от какого-либо прогнозирования, а другая половина делает фаталистические прогнозы, которые, естественно, имеют низкий процент сбываемости. Обе эти крайности дискредитируют астрологию в глазах общественности. Именно поэтому, кстати, общественное доверие к отдельным астрологам находится на очень низком уровне.

В силу действия вышеперечисленных причин, астрология не сможет стать официально признанной наукой в ближайшем обозримом будущем. Однако, при этом следует ожидать постепенного смещения общественного интереса от газетных «гороскопов» к деятельности профессиональных астрологов. Этот процесс будет идти медленно, но устойчиво. Следует ожидать, что постепенно сформируется определенная социальная ниша, в которой астрология будет существовать вполне легально.

Сергей Евтушенко
18 ноября 2005 года