Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Сириус – путеводная звезда человечества.

(Определение даты создания авестийского гимна Тиштрии путем анализа обстоятельств видимости Сириуса.)

Астрономия – наиболее древняя из всех наук. Еще на заре своей истории, которая теряется в глубине веков, люди взирали на ночное небо, усеянное бесчисленными звездами, пытаясь понять свои судьбы. Устойчивая повторяемость небесных явлений служила наглядной иллюстрацией существования единого универсального закона Вселенной, которому подчиняются все без исключения существа. Клавдий Птолемей, великий математик и астролог писал так:

 Только Математика… доставляет своим воспитанникам прочное и надежное знание…В этом также причина, заставляющая нас заниматься со всем усердием этой превосходной наукой… в особенности той ее ветвью, которая касается знания божественных небесных светил. Поскольку одна только эта наука посвящена изучению вечно неизменного мира.
 
Альмагест. Введение

Иными словами, небесная сфера является ‹вечным календарем›, по которому человечество может различать ‹знаки времен› и ‹знамения›. В библейской книге Бытия (1: 14) об этом написано так: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов». Человеческие цивилизации могут рождаться и исчезать, а звезды будут вечно кружить в небе Земли до тех пор, пока существует сама Земля.

Однако, надо уметь пользоваться небесным календарем, т.е. надо уметь различать хотя бы главные знамения, касающиеся всего человечества или, по крайней мере, отдельных человеческих цивилизаций. Поскольку далее в статье речь пойдет об особенностях арийского звездного календаря и той роли, которую играл в нем Сириус, то вначале необходимо кратко описать основные принципы, на которых построен звездный календарь или звездные часы. Проще говоря, необходимо объяснить какие основные «стрелки» есть на этих часах и как с их помощью можно читать небесные письмена.

Прецессия.

Предварение равноденствий (лат. praecessio aequinoctiorum) — историческое название для постепенного смещения точек весеннего и осеннего равноденствий (то есть точек пересечения небесного экватора с эклиптикой) навстречу видимому годичному движению Солнца. Другими словами, каждый год весеннее равноденствие наступает немного раньше, чем в предыдущем году. Это происходит потому, что земная ось, подобно оси вращения волчка, медленно вращается в сторону противоположную суточному вращению Земли, совершая полный оборот, примерно, за 25.776 лет. При этом наклон земной оси сохраняется неизменным.

Траектория движения северного полюса Земли
Рисунок 1
Траектория движения северного полюса Земли

Одним из главных последствий существования прецессии является постоянное смещение относительно звезд точек равноденствий и солнцестояний, поскольку, поворот земной оси смещает всю связанную с Землёй систему астрономических координат, включая небесный экватор, примерно на 50, 3 в год. В результате точка весеннего равноденствия, считающаяся точной отсчета небесных координат, ежегодно смещается на 50.3 секунды угловой дуги. Вследствие этого зодиакальные созвездия одно за другим оказываются в точке весеннего равноденствия, т.е. становятся «главными» созвездиями на определенный период времени, образуя «зодиакальные эпохи», т.е. периоды времени, когда Солнце в момент весеннего равноденствия находится в пределах данного зодиакального созвездия. Нетрудно рассчитать, что продолжительность такой эпохи составляет 2148 лет, если делить эклиптику на 12 зодиакальных созвездий, и 1983 года, если использовать 13-ти знаковый зодиак.

Таким образом, точку весеннего равноденствия можно считать главной стрелкой космических часов, положение которой показывает текущее состояние земного Мира в целом, и человеческой цивилизации, в частности. При этом из глубокой древности к нам пришла информация об этих состояниях, закодированная в символике небесной сферы.

Зодиакальные эпохи
Рисунок 2
Зодиакальные эпохи

Поскольку в рамках данной статьи я не ставлю задачи полного изложения всей информации, касающейся зодиакальных эпох, то остановлюсь лишь на одном эпизоде, связанном со всемирной катастрофой или всемирным потопом, который произошел в IX тыс. до н.э., когда главная стрелка космических часов указывала на границу созвездий Льва и Рака. Эта точка в зодиаке связана с глобальными катастрофами. В частности, об этом говорил халдейский астролог Беросс, сочинения которого не дошли до наших дней, но выдержки из них сохранились в произведениях греческих авторов [цитируется по Б.Ван-дер-Варден «Пробуждающаяся наука. Рождение Астрономии», М, Наука, 1991]:

 когда все звезды собираются вместе в 30-м градусе Рака или первом градусе Льва, то происходит исполнение всего; но когда они встречаются в Раке, то в одной части Мира будет потоп…

Таким образом, граница созвездий Рака и Льва традиционно считается точкой мировых катастроф. Кстати, эта информация вполне актуальна и в наши дни. Дело в том, что в настоящее время Солнце ежегодно проходит эту точку в период с 19 по 22 августа, который, по крайней мере, в России считается временем разного рода трагедий и катастроф. При этом на рисунке 2 хорошо видно, что точка весеннего равноденствия находилась в этом месте зодиака около 8700 г до н.э., что совпадает с датой всемирного потопа [подробнее «Великий потоп»].

Видимость неподвижных звезд.

В процессе формирования астральной мифологии наряду с явлением прецессии учитывались также и периоды видимости звезд. В этом смысле, очевидно, что наибольшее внимание уделялось наиболее ярким звездам небесной сферы, общее число которых находится в пределах от 21 до 26, а также звездам, лежащим на пути главных светил: Солнца и Луны. И в этой связи особого внимания, очевидно, удостаивалась самая яркая звезда небесной сферы – Сириус.

При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что звезда, подобная Сириусу, которая видна неполный год, появляется впервые в определенный день на утреннем небе. Это появление называется утренним (гелиакическим) восходом. Затем в каждую последующую ночь звезда появляется немного раньше до тех пор, пока ее восход не придется на начало ночи после сумерек. Это событие называется вечерним (акроническим) восходом. В последующие дни восход звезды приходится на светлое время суток, поэтому она появляется на вечернем небе над горизонтом после захода Солнца. Причем каждый день она появляется все ближе и ближе к заходящему светилу до тех пор, пока полностью не исчезнет в его лучах. Это событие называется вечерним (гелиакическим) заходом звезды.

В древних мифологических системах каждое из вышеперечисленных событий имело глубокий сакральный смысл. Так первый утренний восход звезды символизировал рождение, а последний вечерний заход – смерть. Поскольку каждая звезда была символом одного из богов, то ее утренний восход символизировал рождение бога, а вечерний заход – смерть. «Один декан умирает, один декан оживает каждые десять дней», утверждается в египетском «Карлсбергском» папирусе [P] .. Очевидно, что «смерть» здесь означает вечерний заход, исчезновение звезды в преисподней, а «жизнь» – утренний восход, первое появление звезды на утреннем небе. Каждый египетский декан бывает невидим в течение 70 дней между вечерним заходом и утренним восходом. Звезда остается «в подземном мире в доме Геба» в течение 70 дней. Там «она очищает себя и восходит над горизонтом подобно Сотис [Сириусу]». По-видимому, Сириус, который на самом деле остается невидимым в течение 70 дней, был взят за образец для всех деканов.

Если звезда остается невидимой в течение 70 и более дней, то она, очевидно, должна, как и Сириус, располагаться к югу от эклиптики, поскольку звезды на эклиптике бывают невидимы в течение только 30 или 40 дней, а звезды к северу от нее даже более короткое время. При этом в высоких широтах порядок восхождения звезд, находящихся в южной (нижней) полусфере небесной сферы, становится еще более сложным. Так, например, в районах, находящихся севернее 55-й параллели, после утреннего (ночного) восхода Сириуса наблюдается не вечерний восход этой звезды, а утренний заход, т.е. звезда в течение ночи успевает не только взойти, но и зайти за горизонт.

 Такие события, происходящие исключительно в высоких широтах, позволяют точно локализовать места формирования культур, в которых сложилась астральная мифология, соответствующая именно такому порядку видимости звезд.

Миф Тиштара в Авесте.

В авестийской мифологии Сириус традиционно отождествлялся с одним из Изедов [в иранской мифологии – ангел] – Тиштаром, которому посвящен большой гимн [авест. – яшт]. Очевидно, что анализ этого текста позволит нам определить время (эпоху) и место возникновения этого произведения, если мы будем исходить из того, что древние арии, создавая гимн Тиштару, НАБЛЮДАЛИ звезду Сириус. [Далее анализируется текст в переводе И.М.Стеблин-Каменского].

Звезде блестящей Тиштрии
Помолимся счастливой,
Высокой и могучей,
Хранящей семя вод,
По славе высочайшей,
От Внука Вод снишедшей.
 

Первое, на что следует обратить внимание в этом отрывке, так это на связь Сириуса с Мировыми водами, распорядителем которых, согласно авестийской традиции был Апам-напад (внук вод), от которого снизошел Тиштар-Сириус. При этом сразу прослеживается параллель с египетской мифологией, в которой Сотис-Сириус, также был распорядителем вод, и чье рождение (утренний восход) знаменовало собой разлив Нила.

Далее необходимо найти в тексте какие-либо указания на время и обстоятельства видимости звезды Тиштара, дабы иметь возможность определить широту местности, где мог сложиться его культ. Подобно тому, как 70-ти дневный период невидимости Сириуса в египетской мифологии был связан с 70-ти дневным пребыванием Осириса в подземном мире, вероятно, и Авеста должна содержать аналогичный сюжет. И такой пассаж действительно есть в Тиштар-яште. Когда Тиштрия обещает людям прийти и освободить воды, то он говорит:

Приду на ночь, или на две,
Или на пятьдесят.
 

Приход Тиштрии мы, очевидно, можем связать с самой яркой фазой синодического цикла любой звезды – с ее утренним восходом. А указанный срок, очевидно, с периодом утренней видимости звезды, т.е. с периодом от ночного (предрассветного) восхода до утреннего захода [Здесь необходимо учитывать большую продолжительность зорь в приполярных областях, в связи с чем предрассветный восход звезды может происходить за час и более до восхода Солнца]. Поэтому нам остается лишь вычислить на каких широтах период утренней видимости Сириуса составляет указанные интервалы времени. Результаты расчетов, выполненных с помощью программы Zet9Geo показывают, что звезду Тиштрии в течение одной или двух ночей в условиях утреннего восхода можно наблюдать на 73(!)-й широте, т.е. далеко на Севере за полярным кругом. Если исходить из того, что арийская прародина находилась на территории современной Архангельской области, то единственной обитаемой землей, расположенной на такой широте, будет остров Новая Земля, на юге которого и будет наблюдаться описанная в авестийском гимне одно или двух дневная утренняя видимость Сириуса. Утреннюю видимость продолжительностью 50 ночей можно наблюдать южнее – на 67-й широте, на которой располагается север Архангельской области и Кольский полуостров. При этом, надо иметь ввиду, что реальные условия видимости звезд отличаются от рассчитанных вследствие существования различного рода помех при наблюдении звезд вблизи горизонта, даже в том случае, если небо не закрыто облаками. Поэтому можно несколько сместить к югу полученный нами диапазон широт, однако размер этого смешения, очевидно, целесообразно определить опытным путем, т.е. наблюдая восходы и заходы Сириуса в этой местности.

Далее для определения эпохи сложения традиции почитания Тиштрии нам надо определить время года, когда древние арии наблюдали утренний восход Сириуса.

Основным лейтмотивом Тиштар-яшта является борьба Тиштрии с демоном Апаошей, который всячески вредит водам, т.е. вызывает засухи, засаливание вод, а также сковывает воды льдом. В этом смысле битва Тиштрии с Апаошей аналогична битве Индры с демоном Вритрой, описанной в индийских мифах. Профессор Тилак в книге «Арктическая родина в Ведах» (2) убедительно доказывает, что изначальный миф рассказывал о том, как Индра весной освобождал воды ото льда, обеспечивая таким образом процветание земле Ариев. Поэтому мы можем, пусть с небольшой натяжкой, отождествить эти два мифологические сюжета, предположив, что главная битва Тиштрии с Апаошей должна происходить весной, когда реки освобождаются от льда и наступает половодье. Косвенно об этом свидетельствует следующий пассаж из гимна:

И море он вздымает,
И море он волнует,
Он море проливает,
Он море заливает,
Он море изливает,
Он море разливает,
И все края волнуются
У моря Ворукаша
И середина вся
 

При этом следующий пассаж является самым информативным, поскольку четко связывает восход Сириуса с весенними дождями, которые приносит южный ветер!

Восходит он оттуда,
Спитама-Заратуштра,
Блестящий, славный Тиштрия
Из моря Ворукаша;
И вот взошел оттуда
Блестящий Сатаваэса
Из моря Ворукаша;
И облака вздымаются
Усхинду над горой,
Стоящей посредине
На море Ворукаша.

И облака те гонит,
Сбирающие влагу,
Передний ветр, что дует
Путями Хаомы светлой,
Что продвигает мир;
А после гонит Ветер
Могучий, данный Маздой,
Дождь, и туман, и град
К обителям, к селеньям,
Ко всем семи кашварам.

Внук Вод все эти воды,
Спитама-Заратуштра,
В мир плотский по селеньям
Долями разделяет,
Совместно с мощным Ветром,
В воде лежащим Хварно
И праведных фраваши.
 

Таким образом, в этом отрывке ясно говориться о том, что Тиштрия-Сириус поднимался из моря Ворукаша в тот период, когда сильный южный ветер [в иранской традиции южный ветер называется передним], приносил в землю Ариев весеннее тепло и обильные дожди. Описанные погодные условия наблюдаются только в северных районах России, когда весной атлантические циклоны, двигающиеся с юго-запада, прорывают завесу зимних арктических антициклонов и приносят на север тепло и обильные дожди. При этом при соприкосновении холодных и теплых фронтов и возникают все вышеописанные явления, такие как: обильные холодные дожди, зачастую с мокрым снегом и градом, сильные туманы, шквалистые ветры и плотную облачность. Вообще об арктических туманах издревле ходят страшные легенды, согласно которым туман поглощает людей, отбирает их жизненные силы и сводит с ума. Известный полярный исследователь Эдуард Толь в конце лета 1901 года писал в дневнике о неблагоприятных густых туманах, таких, что «можно было десять раз пройти мимо Земли Санникова, не заметив ее... Как будто злой полярный волшебник дразнил нас...». Подобная погода в настоящее время наблюдается в Архангельской области в конце апреля – первой половине мая. Но, если в период возникновения гимна Тиштрии утренний восход Сириуса приходился на это время, то мы должны отнести эпоху его (гимна) возникновения примерно к VII-му тысячелетию до новой эры, когда утренний восход Сириуса в северных областях современной России наблюдался именно весной, примерно через месяц после весеннего равноденствия или чуть раньше. Эта гипотеза хорошо коррелирует с данными исследований палеоклимата [подробнее: Изменения климата в последние 12 тысяч лет.], согласно которым в VII-м тысячелетии до н.э. Земля переживала теплый бореальный период, для которого в поле температур выделяются области, разделяемые линией, проходящей от Кольского полуострова на Урал, к широте 60° с.ш. и далее на Байкал. К северу от этой линии в указанный период было теплее (местами более чем на 5°С), чем теперь, к югу – холоднее. Таким образом, в то время даже на Новой Земле были вполне приемлемые условия для жизни, по крайней мере, на южном острове этого архипелага. Интересно, что когда в 20-х годах прошлого века началось исследование этих островов, то местные ненцы рассказывали, что их деды находили возле обрывов или осыпавшихся курганов черепки красивой глиняной посуды, бронзовые женские украшения и прочие расписные бытовые изделия, что косвенно указывает на существование в тех краях в доисторические времена развитой культуры бронзового века. А голландский географ и юрист Николас Корнелиссон Витсен после пребывания в Москве издал в 1692 году книгу «Северная и Восточная Татария». Голландец сообщает о давнем освоении Новой Земли: «Русские, плавающие по Северному морю, открыли около 107 лет назад остров, дотоле неизвестный, обитаемый славянским народом и подверженный... вечной стуже и морозу... Он превосходит величиной остров Кипр и показывается на картах под названием «Новая Земля»». Правда, непонятно о каких славянских обитателях «Новой земли» писал голландский путешественник в XVII, которых открыли русские мореходы в XVI веке, ибо трудно себе представить, что потомки древних арьев могли дожить на «Новой Земле» до XVI-ого века, оставаясь неизвестными поморам. Однако, русский север хранит много тайн…Так вплоть до середины XX-ого века на севере бытовали легенды о «шарашутах» – потомках древнего народа Арктики и таинственных обитателях пещер Новой Земли, где есть теплые озера.

Далее следует упомянуть о том, что Тиштрия сражается с Апаошей не один раз, а дважды, причем один раз он проигрывает бой и покидает землю ариев, предвещая беды и несчастья. Вот как об этом говорится в яште:

И вот они схватились,
Спитама-Заратуштра,
Блестящий, славный Тиштрия
И страшный дэв Апаоша.
Они вдвоём боролись,
Спитама-Заратуштра,
Подряд три дня, три ночи,
И вот одолевает,
Вот Тиштрью побеждает,
Блестящего и славного,
Ужасный дэв Апаоша.

И гонит прочь оттуда,
От моря Ворукаша,
На путь длиною в хатру.
Несчастие и горе
Тогда пророчит Тиштрия
Блестящий, благодатный:
«Несчастье мне, Ахура!
Беда, Растенья-Воды!
Благая Вера, горе! »
 

Если следовать логике построения астральных мифов, то победу Апаоши над Тиштрией и его изгнание из благой земли арьев, надо соотнести с периодом вечерней видимости Сириуса, завершающейся его вечерним заходом, т.е. исчезновением в лучах заходящего Солнца. В VII тысячелетии до н.э. вечерний заход Сириуса происходил осенью, примерно через 200-230 дней (в зависимости от широты места) после утреннего восхода. Таким образом, если исходить из того, что в VII тыс. до н.э. утренний восход Сириуса наблюдался весной, во второй половине апреля, то его вечерний заход, символизирующий наступление зимы и победу демона Апаоши, происходил в первой половине ноября, когда наступали холода и начиналась зима. Этот результат хорошо коррелирует с теми данными, которые получил Тилак, анализируя миф о поединке Индры и Вритры (2). Индийский ученый пришел к выводу, что их поединок происходил ежегодно на 40-й день осени, т.е. 10 ноября, когда в земле ариев начиналась зима. При этом надо особо отметить, что полярная ночь на 73-й широте также начинается, примерно, в это время – 12-14 ноября.

Выводы:

Анализ текста Тиштар-яшта, основанный на отождествлении звезды Тиштара с Сириусом, показал:

1) Описанные в гимне условия видимости звезды Сириус существуют только в высоких широтах в области с 67-ого по 73-й градус северной широты.

2) Утренний восход Сириуса, связанный в яште с победой Тиштрии над демоном Апаошей и с весенними погодными условиями, наблюдался в VII-м тысячелетии до н.э..

3) Вечерний заход Сириуса, связанный с поражением Тиштрии в поединке с демоном Апаошей, который в рамках принятой гипотезы был связан с наступлением зимы, наблюдался в VII-м тысячелетии до н.э. в первой половине ноября.

4) В условиях теплого бореального периода голоцена (VII тыс. до н.э. ) в приполярных областях современной России (Архангельская и Мурманские области, а также южный остров архипелага Новая Земля) могла существовать развитая цивилизация древних ариев, создавших Тиштар-яшт.

Сергей Евтушенко
15 апреля 2011
Аримойя

 

Обновлено
22 апреля 2011

Комментарии.

[P]

Карлсбергский папирус I находится сейчас в Копенгагенском университете. Был обнаружен в Фаюме, плодородном оазисе к югу от Каира, часто посещавшемся во втором веке н.э. христианами-гностиками. Во многом представляет собой космологический текст, переписанный с потолков и стен усыпальниц Сети I и других Рамессидов (ок. 1300-1150 года до н.э. ), является довольно подробным трактатом по трансформации человека в звездную душу Дуата.

Литература.

1. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост., общ. ред., примеч., справ. Разд. И.В.Рака. – СПб.: Журнал «Нева» – РХГИ, 1997.

2. Тилак Б.Г. Арктическая родина в Ведах/ Пер. с англ. Н.Р. Гусевой. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2001.

3 Ван-дер-Варден. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. Пер. с англ./Под ред. А.А.Гурштейна. – М.: Наука. 1991.

4. Бурлак В.Н. Хождение к морям студеным. «АиФ Принт». 2004.