Ангел
Аримойя
Проект астролога Сергея Евтушенко.
Роза Мира

Краткий очерк об истории астрологии.

  • Древняя картина мира.
  • Гора Эльборц (Хара).
  • Этапы развития астрологии в древних цивилизациях.
  • Ранняя астрология. Создание астральных мифов.
  • Мегалитические обсерватории и календари.
  • Развитие астрологии в отдельных цивилизациях.
  • Египет.
  • Вавилон.
  • Греция.
  • Индия.
  • Китай.
  •  

    Древняя картина мира.

    Для начала давайте посмотрим на мир глазами наших далеких предков. Разница будет существенной. Чтобы понять их картину мира необходимо отбросить все современные знания по географии и астрономии. В наши дни составлены подробнейшие карты практически всей поверхности земного шара. Именно на этих представлениях мы и строим свои заключения относительно расположения различных объектов на поверхности Земли. Однако, так было не всегда. Большую часть своей истории человечество опиралось на совершенно иную систему восприятия мира и на базе этих представлений строило географические описания. Начнем с того, что древние считали Землю плоской и на этом фундаменте строили свое восприятие мира. Таким образом, чтобы понять дошедшие до нас описания географических объектов, необходимо воспринимать мир также как и древние географы.

    На первый взгляд может показаться, что система восприятия не имеет принципиального значения при анализе древних текстов. Однако, здесь корениться серьезное заблуждение, мешающее современным ученым правильно понимать древние тексты. Покажем это на следующем примере.

    В настоящее время мы судим о высоте отдельных возвышенностей по их абсолютной высоте над уровнем моря. Причем в 20-м веке были составлены подробные карты, где характер ландшафта определен достаточно точно, особенно с помощью спутниковой съемки. Однако, попробуйте посмотреть на мир глазами наших предков. Как Вы будете определять относительную высоту местности, если у Вас нет под рукой карт и спутниковых снимков? Более того, представьте, что Вы не знаете о том, что Земля представляет собой шар. Вобщем, Вы можете оперировать только той информацией, которую можете получить с помощью своих чувств. Как в этом случае Вы будете определять высоту окружающей Вас местности? В этом случае в Вашем распоряжении останется только один способ: изучать течение воды. Ведь в результате простого эксперимента Вы можете убедиться в том, что вода всегда течет с более высокого места в более низкое. Таким образом, то место, где берут начало реки, и будет самым высоким местом той местности, в которой Вы проживаете. Это место Вы будет считать самой высокой вершиной, даже если она поросла лесом и не покрыта ледниками. Именно в этом кроется загадка, которую не могут разгадать современные ученые, пытаясь анализировать тексты, которые говорят о том, что величайшая вершина Мира - Хара покрыта лесами и изобилует дичью.

    Гора Эльборц (Хара).

    «…О горе Эльборц провозглашено, что вокруг мира и горы Терак, которая является серединой мира, происходит круговорот солнца, как по крепостному рву вокруг мира; оно возвращается по кругу, благодаря ограждению горы Эльборц вокруг Терака. Сказано, что есть Терак Эльборца, из-за которого солнце и луна возвращаются. Ибо есть 180 проходов с востока и 180 – с запада через Эльборц, и солнце каждый день входит через один из проходов и выходит через один проход; и вся связь и движение луны, и созвездий, и планет происходят вместе с ним: каждый день оно всегда освещает три с половиной кашвара (области); как это очевидно взгляду. И в каждом году дважды день равен ночи, ибо при первоначальном выступлении, когда солнце отправляется от своего первого градуса, день и ночь равны, приходит пора весны; когда оно достигает первого градуса Рака продолжительность дня – наибольшая, начинается лето; когда оно доходит до знака Весы день и ночь равны, наступает осень; когда оно добирается до Козерога бывает самая долгая ночь – наступает зима. А когда оно достигает Овна, ночь и день становятся снова равны, как и когда оно выходит из него. Так что, когда оно возвращается в Овен за 360 дней и пять гатха-дней, оно входит и выходит через одни и те же ворота. Эти проходы никогда не упоминаются, потому что будь они однажды упомянуты, демоны узнали бы секрет и смогли бы впустить (через них) несчастье…».

    Этот отрывок из «Бундахишна» описывает один из самых важных географических объектов Ирана – гору Эльборц. Современные ученые предпринимали попытки отождествить к горой Эльборц существующие в настоящее время горные массивы, однако эти попытки заканчивались неудачей, поскольку на планете не существует горной гряды, которая бы опоясывала достаточно большое пространство, на котором могла бы разместиться земля ариев. Теоретически таким местом мог бы быть кратер огромного вулкана или кратер от падения крупного метеорита, однако ничего подобного не наблюдается не только на территории расселения ариев, но и вообще на Земле. Поэтому пытаться связать гору Эльборц с каким-то конкретным горным массивом бессмысленно. Однако, поскольку эта гора занимает важное место в индоевропейской мифологии, причем не только иранской, то понять, что она собой представляет необходимо для правильного понимания все мифологической картины древних ариев. В данной работе предлагается следующая трактовка данного объекта.

    Попробуем увидеть гору Эльборц глазами наших предков. Нашим взорам предстанет земля, подобная вогнутой чаше, края которой соприкасаются с небом. Причем, то, что Вы привыкли воспринимать как линию горизонта, будет восприниматься Вами как высокие горы, опоясавшие весь мир, подобно крепостному валу. Причем, где бы Вы не находились, куда бы Вы не пошли, картина будет одной и той же. Более того, любая возвышенность, расположенная на достаточном удалении от Вас будет восприниматься Вам, как гора на краю мира. Причем реальная высота гор над уровнем моря не имеет принципиального значения, поскольку все воспринимается визуально, относительно наблюдателя. В таком ключе небольшая возвышенность, находящаяся вблизи Вас, будет восприниматься Вам равной по высоте и размеру значительно большей возвышенности, но находящейся на большом удалении от Вас. Вот примерная картина мира древнего человека и именно она зафиксирована в виде описания горы Эльборц, опоясавшей весь мир. Поэтому гора Эльборц это не реальная горная цепь, а способ восприятия мира в древности, она существует везде и нигде.

    Таким образом, гору Эльборц иначе можно назвать границей известного мира (греческой ойкумены), причем древние греческие географические представления были примерно такими же. Края ойкумены были отмечены либо высокими горами или широководным океаном. Причем такая трактовка горы Эльборц находит подтверждение в тексте Бундахишна: «…Эльборц стоит вокруг этой земли и связан с Небом…». Ключевая фраза: «связан с небом». Древние люди не обладали развитым абстрактным мышлением, которое начало формироваться только греческими философами, поэтому они должны были реально воспринимать/наблюдать связь Эльборца с Небом.

    Этапы развития астрологии в древних цивилизациях.

    Согласно археологическим данным у каждой из древних цивилизаций существовал свой вариант астрологии. Каждый народ видел небо над своей ойкуменой по-разному, в соответствие с собственной мифологией. Однако, во всех культурах неизменно соблюдался принцип подобия макрокосма микрокосму. В герметической традиции он был сформулирован следующим образом: «то, что внизу, подобно тому что наверху». Поэтому эволюция астрологии любого из древних народов, создавших первые цивилизации, включала в себя 3 основных этапа:

    1. Создание астрономической календарной модели и сопутствующей символико-мифологической системы.
    2. Разработка теорий движения небесных тел и системы астрологических трактовок их конфигураций.
    3. Создание Книги Судеб.

    После завершения последнего этапа носители традиции обычно прекращают работу по совершенствованию системы, из-за чего она останавливается в своем развитии и теряет связь с реальностью, т.е. свои описательные и прогностические возможности. В результате древняя мудрость окостеневает и превращается в суеверие. Зачастую такой плачевный итог многотысячелетнего развития звездной науки возникает в том случае, если цивилизация по каким-либо причинам теряет свои жизненные силы и погибает в Эндоре.

    Ранняя астрология. Создание астральных мифов.

    Всемирный потоп, произошедший в IX тыс. до н.э. и уничтоживший большую часть населения земли, также уничтожил и всякие следы цивилизации. Население Земли сократилось (по разным оценкам от 100 тыс. до 1 мл. человек). В момент катастрофы в атмосферу Энрофа было выброшено огромное количество взвешенных частиц. Это породило эффект «ядерной зимы», о котором достаточно много писалось во времена «холодной войны». Суть его состоит в том, что, вследствие сильного загрязнения, атмосфера теряет свою прозрачность, и солнечное тепло перестает согревать нижние слои атмосферы в должной степени. В результате наступает резкое похолодание. Именно такое длительное похолодание, по данным современной науки, наступило в IX тыс. до н.э.. В дальнейшем наблюдалось постепенное потепление климата [1] .

    Таким образом, можно себе представить какой безрадостный мир предстал перед глазами немногочисленных людей, выживших в этой катастрофе. Холодные, безжизненные пространства. Безжизненные потому, что в катастрофе погибла большая часть флоры и фауны. Археологи находят целые огромные кладбища доисторических животных, которые погибли мгновенно, утонув в гигантских селевых потоках, которые образовались после падения метеорита. Растительный мир серьезно обеднел и измельчал, поскольку теплолюбивые растения вымерзли вследствие наступившего похолодания.

    При этом ноосфера Энрофа после его запечатывания стала очень плотной, и любая ментальная деятельность требовала огромных усилий. Вербализация знаний и в наши дни, когда проницаемость ноосферы существенно возросла, тоже является нелегким делом, а уж в те времена она являлась практически непосильной для людей задачей. Любая мысль вязла в ноосфере Эндора, как в болоте. Потребовалось несколько тысяч лет и титанические усилия десятков поколений подвижников для того, чтобы накопить достаточный объем знаний, адоптированных к использованию в нашем мире.

    Как уже писалось выше, атмосфера после катастрофы потеряла свою прозрачность, поэтому даже в безоблачные ночи были видны только самые яркие звезды неба. Первым лучом надежды зажегся Сириус (Сотис). Именно с ним связан древнеарийский цикл змееборческих мифов, древнеегипетский миф об умирающем и воскрешающемся Озирисе, а также первые мифы других народов. Сюжетное ядро этого мифа совпадает практически у всех индоевропейцев: герой освобождает из плена воды и скот, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности общества.

    Следом за Сириусом стали видны яркие звезды, которые мы сегодня называем звездами первой величины. Этих звезд около 25. С ними были связаны базовые мифы, которые можно реконструировать, исследуя современные произведения литературы и искусства. Эти мифы, воплощенные в ритуалах, структурировали жизнь, и быт людей того времени. До нашего времени дошли богослужебные гимны, которыми сопровождались эти ритуалы. Они зафиксированы, в частности, в Ведах и Авесте. К сожалению, до нас не дошла система астральной привязки этих мифов и ритуалов. Однако, на ее существование указывает множество свидетельств, благодаря которым она может быть восстановлена.

    Мегалитические обсерватории и календари.

    Когда каждый из древних народов после долгих скитаний обрел свою «землю обетованную» и занялся сельским хозяйством, то возникла острая потребность в создании точных календарей сельскохозяйственных работ. И такие календари были созданы во всех древних цивилизациях. Исторически этот период продолжался с V по II тыс. до н.э.

    Этот период отмечен повсеместным распространением мегалитических комплексов на всей территории Евразии. Современная археология только в последние десятилетия приступила к серьезному изучению этих объектов. Поэтому условно этот исторический период можно назвать «эпохой мегалитов». Это одна из наиболее загадочных для современной науки эпох в развитии человеческой цивилизации. Для тех, кто впервые соприкасается с этой темой, поясним, что термин мегалит означает «огромный камень».

    Для начала надо отметить, что подавляющее число мегалитических сооружений, отнюдь не такие уж древние, как может показаться на первый взгляд. Согласно данным современной археологии, активное строительство мегалитических сооружений началось в начале III-е тыс. до н.э. и продолжалось около тысячи лет. завершившись в начале II-ого тыс. до н.э. Для ориентировки сравним этот интервал с известными историческими событиями. Зарождение первых крупных цивилизаций древности произошло примерно на рубеже V-ого и IV-ого тыс. до н.э. Таким образом, к моменту начала, говоря современным языком, «мегалитического бума» цивилизации Месопотамии, Индии (Хараппы), Египта уже завершили путь своего начального становления. Окончание же эпохи мегалитов совпало по времени с Троянской войной. А это уже достаточно близкая нам эпоха. Таким образом, мегалитические сооружения являются такой же неотъемлемой частью нашей культурной традиции, как и поэзия Гомера. Они не являются какими-то артефактами древней эпохи или иной цивилизации - они неотъемлемая часть нашей истории и культуры [2] . Поэтому не стоит воспринимать их как нечто принципиально чуждое нашему миру. Да, культурная традиция, связанная с этими сооружениями по большей части утеряна, но она незримо живет в нашем культурном наследии, периодически пробуждаясь в людской памяти.

    В рамках данной статьи мы не будем углубляться в подробный анализ и классификацию этих сооружений. Скажем лишь, что все они могут быть разделены на несколько больших групп, которые условно можно обозначить, как «лабиринты», «порталы» и «пригоризонтные обсерватории». Поскольку данная статья посвящена астрологии, то речь пойдет о пригоризонтных обсерваториях, поскольку именно они использовались на ранних стадиях развития астрологии. Термин «пригоризонтный» означает, что для исследования движения небесных тел применялись визиры-указатели, позволяющие использовать линию горизонта в качестве шкалы для астрономических измерений. В принципе, если правильно подобрать место для расположения обсерватории, то этот метод позволяет делать астрономические наблюдения с очень высокой точностью, учитывая размеры «измерительного прибора». Поэтому не стоит считать наших предков примитивными. Да, технологии того времени не позволяли изготовлять оптических астрономических приборов, однако, наши предки с лихвой компенсировали этот недостаток за счет увеличения размеров своих обсерваторий. Поэтому точность их измерений не на много уступала современной.

    Согласно нашей концепции, основное русло развития цивилизации определяется ходом ее духовной эволюции, которым, в свою очередь, руководят небесные покровители и народоводители. Поэтому любое культурное явление не возникает спонтанно, а проявляется в строго определенный момент времени с конкретной целью. Любой культурный феномен мы рассматриваем как проект светлых сил, призванный улучшить условия духовного развития человечества. Если посмотреть на данную эпоху с метаисторической точки зрения, то мы увидим, что ее возникновение связано с началом очередного грандиозного проекта Планетарного Логоса и Синклита Мира. Здесь можно отметить, что эволюция человечества предполагает несколько таких проектов. Некоторые из них уже реализованы, а некоторые еще находятся в стадии разработки. Суть того проекта заключалась в том чтобы, говоря современным языком, улучшить качество связи между людьми,, живущими в Эндоре, и их небесными покровителями. Это было необходимо для того, чтобы обеспечить более четкую координацию действий народов и их затомисов. Ведь, как мы уже говорили, люди пришли в этот мир для того, чтобы сражаться с Неназываемым. Поэтому, после того как последствия катастрофы были преодолены, и люди закрепились в этом мире, пришло время для следующего этапа просветления нашего слоя, который подразумевал переход человеческой цивилизации на качественно новый культурный уровень, который бы обеспечил условия для успешной реализации последующей миссии Спасителя в Эндоре.

    Рассматриваемая эпоха сыграла ключевую роль в становлении и развитии астрологии, поскольку задачи проекта предполагали ее широкое применение во всех областях человеческой культуры. В эту эпоху астрология достигла таких высот развития, до которых не поднималась никогда до этого и не поднимется после. Каждая наука переживает свой «золотой век» в определенную эпоху. Подобно тому, как «золотой век» физики начался в 17-ом веке новой эры и продолжается до сих пор, так «золотой век» астрологии пришелся на рассматриваемую эпоху. Астрология была органична той эпохе ровно настолько, насколько физика органична современной эпохе. Подобно тому, как сегодня достижения физики находят свое применение во всех областях жизнедеятельности общества, так и в те времена каждая культура строилась на астрологической базе. Это сейчас астрологи мучительно пытаются найти свое место в современном мире, а в те времена без знания астрологии нельзя было адекватно организовать ни одну из сфер человеческого бытия.

    В чем же заключались особенности той эпохи, которые обеспечили астрологии ведущее положение среди других наук? Главная причина бурного развития астрологии в ту эпоху заключена в самой сущности проекта, реализуемого тогда провиденциальными силами. С началом реализации проекта ноосфера Эндора стала настолько проницаемой, что небо распахнулось для восприятия выдающихся провидцев той эпохи. Узрев иерархию надстоящих над Эндором миров и сонм Небожителей, провидцы той эпохи вспомнили свое изначальное предназначение и те цели, с которыми они прибыли в этот мир. У каждого из индоевропейских народов существовали свои провидцы. В ведической традиции это были риши, в друидической - скальды, в иранской - маги. Всех их объединяло умение прозревать своим внутренним зрением те области мира, которые скрыты от остальных людей. Для того, чтобы активизировать и стабилизировать свое внутреннее зрение древние провидцы использовали специальный напиток. В ведической и иранской традициях этот напиток назывался Сомой или Хаомой. В традиции друидов он фигурирует как особый мед, который проясняет внутреннее зрение и наделяет людей поэтическим вдохновением. Этот же напиток использовали воины для того, чтобы обрести бесстрашие в битве и не терять самообладания перед лицом смерти.

    Таким образом, древние риши стали обладателями трансфизического зрения. Создание традиции видящих являлось сущностью проекта. Видящие стали выполнять роль связующего звена между людьми, населяющими Энроф, и высшими мирами Шаданакара. Однако, второй характерной особенностью Шаданакара является его космическая протяженность. Как пишет Даниил Андреев, далеко не все слои нашей Брамфатуры обладают вселенской протяженностью, некоторые из них локализованы только в пределах Шаданарака, некоторые солнечной системы и т.д. Благодаря космической протяженности нашего слоя, мы имеем прямой доступ практически ко всей Вселенной, что позволяет жителям Энрофа накапливать уникальный эволюционный опыт. Оборотной стороной такого положения вещей является открытость Энрофа всем без исключения духовным влияниям Вселенной, как светлого, так и темного характера. Поэтому первые риши, получив дар видения, стали активно использовать его для исследования Вселенной. Ведь для взора видящего не существует пространственно-временных барьеров. Поэтому даже самые отдаленные галактики становятся доступны исследованию во втором внимании.

    Вот здесь мы подходим к моменту рождения в Энрофе настоящей астрологии, как науки изучающей различные миры Вселенной, и их духовное влияние на земную жизнь.

    Поскольку наш мир представляет собой поле битвы, на котором идет сражение между провиденциальными и богоборческими силами, то знание духовной географии вселенной становиться необходимым условием построения правильной стратегии жизни. Каждый момент времени отмечен уникальным набором различных духовных влияний, совокупное действие которых создает условия для реализации определенных стратегических сценариев. Именно этот принцип лежит в основе астрологического влияния небесных миров на земные дела. Суть этого влияния проявляется в том, что текущая интерференционная картина духовных излучений разных миров создает условия для реализации определенной кармы (событийных сценариев). Характерно, что концепция кармы была разработана примерно в это же время, т.е. явилась непосредственным философским обобщением накопленного опыта исследования духовных влияний Космоса на сознание людей. Эффективная стратегия, в свою очередь, немыслима без знания времени реализации определенной кармы, т.е. событийных сценариев.

    В процессе исследования риши разделили небесную сферу на определенные участки, каждый из которых обладал определенным духовным влиянием. Эти участки мы в настоящее время называем созвездиями. Духовное содержание каждого из созвездий было сформулировано в виде мифа.

    Пригоризонтные обсерватории, о которых шла речь в начале раздела, позволяли определять время, когда влияние того или иного мифа было либо доминирующим, либо, наоборот, отсутствовало. Отсюда проистекают базовые принципы астрологии. Таким образом, было выделено несколько пространственных зон, в которых влияние звезд наиболее активно. В первую очередь это горизонт, который является линией соприкосновения неба и земли. Поэтому влияние созвездий, находящихся на горизонте является наиболее значимым. Эта концепция до сих пор является одной из основополагающих концепций современной астрологии, в которой линия АСЦ-ДСЦ, связана с личностью человека. Именно от этой линии происходит отсчет сфер жизни человека. Во вторую очередь это середина неба, как наивысшая точка небесной сферы, контролирующая все поднебесное пространство.

    На базе наблюдений движения неподвижных звезд были созданы первые сельскохозяйственные календари. В качестве примера, можно привести несколько выдержек из поэмы Гесиода «Труды и дни», в которой изложен один из вариантов этого календаря.

    Когда Зевс завершает шестьдесят зимних дней после солнцестояния, тогда звезда Арктур покидает священные струи Океана и впервые восходит, сверкая в сумерках.

    Но когда Орион и Сириус приходят в середину неба, и тронутый румянцем Рассвет лицезреет Арктура, тогда срезай виноградные кисти, О Перс, и неси их домой.

    Развитие астрологии в отдельных цивилизациях.

    Египет.

    1.

    Первый этап развития египетской астрологии скрыт от нас в глубине веков, и мы можем только предполагать, каким он был. Если допустить, что развитие звездной науки в Египте началось одновременно с возникновением цивилизации в долине Нила, то получиться, что этот период начался около 7 тыс. лет назад. Однако, в Египте археологи не обнаружили мегалитических обсерваторий, характерных для аналогичного периода развития друидической (европейской) астрологии [3] . В Египте не сооружались огромные обсерватории, подобные английскому Стоунхенджу [4] .

    Однако, несмотря на то, что в Египте подобные мегалитические обсерватории не обнаружены, тем не менее, точно известно, что египтяне имели очень точный и сложный календарь и относились к нему с большим трепетом. Так фараон, всходя на престол, давал клятву не вносить изменения в календарь. Поэтому мы можем утверждать, что данный этап египетская астрология успешно прошла.

    Также сохранилось множество египетских астральных мифов, характерных для данного этапа развития астрологии. Так центральный сюжет египетской мифологии, связанный с убийством и воскрешением Озириса имеет четкое звездное соответствие. Например, смерть Озириса символизируется сокрытием звезды Сириус в лучах Солнца, а его воскрешение связано с новым появлением звезды в утренние часы. Знаменитые египетские деканы являются слугами Озириса и выполняют его функции в его отсутствие. Таким образом, в источниках лучше всего отражен именно этот этап египетской астрологии. Иллюстрации данного мифологического сюжета часто наносились на саркофаги [5] .

    2.

    От второго этапа Египетской астрологии практически ничего не осталось. Единственными свидетельствами его существования являются упоминания Клавдием Птолемеем египетских астрологических папирусов, с которыми ему удалось познакомиться, несмотря на их плохое состояние. В «Тетрабиблос» из этих папирусов Птолемей включил египетские термы, принцип построения которых греческий ученый не смог до конца понять. Однако, по данной работе невозможно точно сказать, были эти разработки полностью оригинальными, т.е. созданными в традиции древней египетской астрологии, или же они представляли собой переосмысленные в египетском стиле вавилонские техники.

    3.

    О последнем этапе не известно практически ничего, разве что упоминание Платона о том, что египетские жрецы имеют книги, где записаны судьбы мира и каждого человека.

    Вавилон.

    1.

    Первый этап вавилонской астрологии также начался с формирования сложной календарной системы. Отличные условия видимости небесной сферы позволили месопотамским жрецам найти множество циклов, связанных с движением небесных тел. Эти циклы легли в основу теории мировых периодов, сформировавшейся в рамках данной культуры [6] .

    В древней Месопотамии практически с самого начала ее истории строились большие ступенчатые зиккураты, выполнявшие, в частности, функцию обсерваторий. Поэтому месопотамская цивилизация располагала всеми возможностями для создания сложных календарей. Однако, в древнем Вавилоне математика развивалась более интенсивно нежели в древнем Египте. Причем более быстрыми, по историческим меркам, темпами, особенно такой ее раздел как алгебра. В результате в распоряжении вавилонских ученых оказался мощный математический аппарат, позволивший им создать значительно более сложные и точные планетные теории, нежели их египетским коллегам. Высокая точность астрономических расчетов позволила им исследовать более сложные взаимосвязи небесных объектов, их видимости и движения.

    В результате развитие вавилонской астрологии пошло по несколько иному пути. Во-первых, в вавилонской астрологии, в отличие от египетской, значительно большую роль стали играть планеты солнечной системы. Во-вторых, теории планетного движения в Вавилоне достаточно рано отделились от непосредственно календарной системы и не были так сакрализированы, как в древнем Египте. В результате вавилонская астрономическая модель постоянно совершенствовалась и развивалась. Таким образом, вавилонская астрология изначально была более рационалистической нежели египетская.

    Данный этап вавилонской астрологии отмечен созданием такого фундаментального сборника астрологических трактовок астрономических наблюдений как серия «Энума Ану Энлиль». Причем характерно, что этот сборник также очень рационалистичен, а установить связь сюжетов вавилонской мифологии с астрономическими явлениями гораздо сложнее, нежели египетской. Все это говорит о том, что астрология в древнем Вавилоне изначально формировалась как наука, практически в современном понимании этого слова.

    2.

    Второй этап развития вавилонской астрологии наиболее хорошо известен и изучен, и представляет для нас несомненный интерес, поскольку разработанные на данном этапе принципы трактовок легли в основу всех существующих в настоящее время астрологических школ и направлений. И это не случайно, ведь вавилоняне разрабатывали свою астрологию на базе, как минимум, тысячелетних наблюдений. Известно, что дневники, содержащие описания астрономических явлений и их астрологических трактовок вавилоняне вели вплоть до нашествия Александра Македонского, который, стремясь создать империю, уничтожил большую часть культурного наследия региона. Причем, утрата Вавилоном политической самостоятельности и включение его в персидскую империю Ахеменидов, произошедшее за два века до нашествия Александра, не прервало этой традиции. Более того, с приходом к власти персов, бурное развитие получила натальная астрология, поскольку в персидской культуре большое значение придаволось индивидуальной судьбе человека.

    3.

    Насколько я могу судить, вавилонская астрология только подошла в своем развитии к этому этапу. В вавилонской мифологии существует сюжет, связанный с таблицами судеб. Эти таблицы, согласно старовавилонской версии мифа, таблицы судеб были украдены птицей Анзуд у бога Энлиля, в результате чего нарушился божественный порядок во всей Месопотамии. Боги, потеряв на время контроль над судьбами людей, были не в состоянии обеспечить исполнение своих законов, и страна погрузилась в хаос. Однако, бог Нинурта (аккад. Нингирсу) сумел победить птицу и отобрать у нее скрижали судеб. Вместе с этим не существует каких-либо исторических свидетельств, доказывающих существование вавилонской «книги судеб».

    Греция.

    1.

    На ранних этапах своего развития греческая культура создала собственный звездный календарь. Его изложил поэт Гесиод в поэме «Труды и дни». Как и многие из древних календарей он представлял собой расписание сельскохозяйственных работ в соответствии с гелиакическими восходами наиболее заметных звезд и звездных скоплений небесной сферы. Трактовки ярких звезд, использованные в данном календаре, позволяют предположить, что основы данного календаря сформировались еще во время арийской общности.

    Однако, в 4-м веке до н.э. вследствие успешных походов Александра Македонского греческая цивилизация вступила в контакт с вавилонской, в результате чего греческая астрология получила мощный толчок в своем развитии. Греческая мифология обогатилась большим количеством месопотамских сюжетов, а греческая астрология заимствовала из Вавилона систему деления небесной сферы на отдельные созвездия и соответствующие им мифы. В дальнейшем эти заимствования были переосмыслены греческими учеными в традициях своей культуры, однако это переосмысление не затронуло базовых архетипических основ вавилонских мифологических сюжетов. В результате традиционная греческая мифология была вытеснена значительно более развитой вавилонской мифологией. Календарная система также претерпела существенные изменения под этим воздействием.

    2.

    На втором этапе своего развития греческая наука не ограничилась одними лишь заимствованиями, а сумела существенно усовершенствовать вавилонские астрономические модели. Так греческий ученый Гиппарх открыл явление прецессии, что позволило как повысить точность астрономических расчетов, так и ввести понятие тропического зодиака. Наконец, греческий ученый Птолемей, уже на закате эпохи эллинизма, сумел создать наиболее совершенную на тот момент теорию движения планет, которая стала использоваться во всех частях известной тогда ойкумены.

    Наряду с разработкой астрономической модели Птолемей предпринял попытку систематизировать и астрологическое наследие эпохи эллинизма, которое в основе своей представляло собой модернизированную вавилонскую систему. Результаты своих изысканий он изложил в «Тетрабиблосе». В этих книгах содержится как пересказ древних астрологических техник, так и разработанных самим Птолемеем прогностических техник. В первую очередь это, конечно, изложение принципов расчета прямой и обратной экваториальных дирекций. Дело в том, что до появления тригонометрии точно рассчитать положение планет относительно горизонта было очень трудно, поэтому астрологи применяли упрощенные методы. Так для расчета дирекционного движения планет, находящихся вблизи восхода применялся метод восхождений, а для расчета дирекции кульминирующих планет метод кульминаций. Предложенная Птолемеем система экваториальных дирекций позволила объединить эти два метода, что, в свою очередь, позволило существенно повысить точность астрологических расчетов.

    3.

    О третьем этапе греческой астрологии практически ничего не известно, поскольку с принятием Римской Империей христианства в качестве государственной религии, научные исследования в астрологии были прекращены. В результате греческая цивилизация не смогла накопить достаточно материала для создания книги судеб.

    Индия.

    1.

    Первый этап индийской астрологии, был похож на аналогичные этапы в других древних культурах. Суть его состояла в том, что на данном этапе в Индии был создан сельскохозяйственный звездный календарь, в котором начало каждого сезона было связано с восходами определенных звезд. Однако, структура сюжетов индийской мифологии развивалась практически изолировано. Ее основу, несомненно, составляет арийское мифологическое наследие. Т.е., в отличие от греческой культуры, в индийской не произошло замещения арийской мифологической основы на месопотамскую. Индийская культурная традиция лишь обогатилась сюжетами разрушенной и полностью ассимилированной ей дравидской цивилизации. Наиболее известными индийскими астральными мифами являются миф о 12 братьях ашвинах, миф о 27 женах Сомы, миф о жертвоприношении Дакши, миф об усекновении головы Раху и т.д.

    Наряду с этим индийский календарь оказался наименее точным и неустойчивым на длительных периодах. Заложенная в него модель солнечного года была настолько примитивной, что по прошествию нескольких десятков лет невозможно было установить даже точный год какого-либо исторического события. В результате индийская цивилизация не сумела разработать собственную теорию движения небесных тел.

    2.

    Второй этап индийской астрологии начался с обширных заимствований сначала из вавилонской, а затем из греческой астрологии. Из Вавилона в более ранний период, в эпоху правления династии Ахеменидов (VI - IV вв. до н.э.), была заимствована теория великих периодов или юг, теория движения Луны и соответствующие трактовки лунных станций, сидерический зодиак и планетарная теория. В более поздний период из греческой астрологии была заимствована более точная птолемеевская теория движения небесных тел. Однако, индусы заимствовали все весьма избирательно. Так взяв на вооружение греческую планетную теорию, в которой положения планет рассчитывались в тропическом зодиаке они сохранили приверженность вавилонскому сидерическому зодиаку, введя понятие айанамши для пересчета тропических координат в сидерические.

    Однако, индийские астрологии на данном этапе сумели создать уникальную систему трактовок, усовершенствовав такой оригинальный метод, как варги. Например, в эллинистической астрологии использовалось в основном только 12-ти частное деление зодиака, в то время как индусы сохранили и усовершенствовали вавилонские методики работы практически со всеми возможными видами делений зодиака, вплоть до 60-ти частного. Характерной особенностью индийской астрологии, являющейся ее оригинальной разработкой, были йоги – трактовки часто встречающихся планетарных конфигураций. Важно отметить, что именно эту технику можно считать подготовительной стадией для разработки книги судеб.

    3.

    Поскольку с точки зрения индийской религии астрология является божественной наукой, то в рамках именно этой цивилизации создались благоприятные условия для развития звездной науки. Поэтому, несмотря на низкое качество расчетной части, о котором, в частности, писал Бируни, индийские астрологи имели возможность спокойно работать, накапливая базу экспериментальных данных. В результате индийская астрология, в отличие от своей прародительницы – астрологии Вавилона, сумела создать книгу судеб, которая в настоящее время успешно используется в нади-астрологии. По сообщения очевидцев эта книга написана на пальмовых листьях, каждый из которых представляет собой описание судьбы отдельного человека. По дате рождения и по конфигурации линий руки нади-астролог находит лист, с описанием судьбы, обратившегося к нему человека. Однако, данный раздел астрологии до сих пор является наиболее закрытым и недоступным для изучения.

    Китай.

    1.

    Первый этап развития китайской астрологии был отмечен созданием очень точного лунно-солнечного календаря, который широко используется в Китае до сих пор, являясь, по сути, вторым неофициальным календарем этой страны. Причем характерной особенностью китайского календаря является то, что в качестве его смысловой основы используются не мифологические сюжеты, а концепции даосской философии. Благодаря этому древний китайский календарь широко используется в современном обществе. По большому счету, известная у нас «восточная астрология» является календарной астрологией. Более того, есть все основания полагать, что эта астрология развивалась практически автономно на протяжении всей своей истории, и не содержит в себя явных заимствований из Вавилона, как, например, индийская. Так знаки китайского зодиака, получившие свои имена от соответствующих созвездий, принципиально отличаются от вавилонских. Вавилонскому овну соответствует китайский заяц, тельцу – дракон, близнецам – змея и т.д. Очертания китайских лунных станций также принципиально отличаются от индийских, которые, вероятно, были заимствованы из Вавилона [7] .

    Однако, здесь следует отметить, что в китайском астрологическом календаре положения Луны приводятся весьма усреднено и не соответствуют реальному положению ночного светила среди звезд. Таким образом, мы можем утверждать, что китайский календарь, достаточно точно показывая движение солнца и лунные фазы, тем не менее, крайне неточен в показаниях положения Луны на небесной сфере. Это говорит о том, что в Китае уже давно не делалась коррекция этого календаря [8] .

    2.

    К сожалению, китайская астрономия, не создала собственной развитой планетной теории, которая является фундаментом для развития астрологии в данный период. В результате, в Китае значительное развитие получили не астрологические, а мантические (гадательные) системы прогнозирования, наиболее известной из которых является система книги перемен. Были созданы очень сложные и эффективные технологии анализа и прогнозирования ситуаций с помощью этой системы. При этом мы не располагаем сведениями о существовании в Китае развитой планетной астрологии, подобной вавилонской. Также с большой долей вероятности мы можем предполагать, что оригинальная интерпретационная система китайской астрологии была уничтожена между V и III в. до н.э., когда, по окончанию эпохи сражающихся царств, по приказу Императора были уничтожены все астрологические сочинения. Существует несколько версий, объясняющих причины подобного поступка главы китайского государства. Согласно одной Император уничтожил все научные и исторические документы для того, чтобы заново начать писать историю своей страны. Согласно другой астрологические книги были уничтожены для того, чтобы примирить все астрологические школы, существовавшие в разных китайских царствах, объединенных в единую империю.

    Таким образом, развитие оригинальной китайской астрологической традиции было насильственным образом прервано, и в дальнейшем данная традиция не смогла восстановиться.

    3.

    Тем не менее, существуют сведения о том, что, несмотря на низкий уровень развития расчетной части, китайским астрологам удалось создать книгу судеб, которая применяется для предсказаний. Однако, в отличие от индийского варианта, китайская книга предполагает 3 варианта реализации судьбы человека, в зависимости от его социальной роли. Иначе говоря, в рамках китайской цивилизации человек может выбирать свою судьбу в зависимости от того, кем он будет в обществе: земледельцем, воином или чиновником.

    Сергей Евтушенко
    10 декабря 2006 года

    Комментарии.

    [1] Подробнее о всемирном потопе читайте в статье «Великий потоп – катастрофа всемирного масштаба».

    [2] Такая точка зрения является достаточно распространенной. Отдельные исследователи считают, что эти сооружения были построены кем угодно, начиная с космических пришельцев и заканчивая титанами прежних эпох, но только не нашими предками.

    [3] С помощью этих сооружений в древних цивилизациях были составлены сложные календари, содержащие в себе множество вложенных в друг друга циклов, связанных с движением Солнца, Луны, планет и наиболее ярких звезд.

    [4] Имеющиеся в Египте пирамиды являются археологическим артефактом и принадлежат к иной эпохе.

    [5] Кульминирующий декан являлся символическим управителем одного из часов египетских суток. При этом вследствие прецессии положение деканов постепенно менялось, и каждые 730 лет должна была происходить смена управителей часов. Однако подобные коррективы вносились в систему деканов лишь до XVII в до н.э., когда египетская цивилизация была практически полностью разрушена кочевыми племенами. В дальнейшем в период нового царства подобные коррекции не проводились и сюжеты просто копировались. Это свидетельствует о том, что второй этап завершился вместе с эпохой среднего царства.

    [6] Согласно этой теории мировая история воспринималась как замкнутое кольцо, в котором все ситуации и события повторяются. По окончанию мирового периода мир разрушается, погружаясь в хаос, из которого затем твориться вновь. Данная теория практически без существенных изменений была воспринята индийской цивилизацией.

    [7] К сожалению, это предположение нельзя проверить, поскольку оригинальные вавилонские созвездия лунных станций не сохранились, а их названия известны только в более поздних персидских и арабских переложениях.

    [8] Считается, что последняя коррекция календаря производилась в Китае в 1122 году до н.э.. Вероятнее всего, тогда же было сделано астрономическое деление Неба согласно семерке планет и четырех сезонов года, для чего были созданы 28 лунных стоянок-созвездий из уже существующих древних созвездий, лежащих на эклиптике.

    Литература.

    1. Б. Ван-дер-Варден. «Рождение астрономии».
    2. Энциклопедия мифов народов Мира.
    3. Бируни. «Индия».
    4. Китайский календарь.
    5. Птолемей. «Тетрабиблос».
    6. В.В. Емельянов «Древний Шумер».