ОЧЕРК ОБ ИСТОРИИ АСТРОЛОГИИ

Астрология возникла В ДООСЕВУЮ ЭПОХУ, когда религия, наука и искусство являлись единым целым, вследствие чего сейчас невозможно дать однозначное определение искусству чтения небесных знаков в рамках современной научной парадигмы.

История астрологии началась в те времена, когда высшие вавилонские жрецы одновременно являлись и «наблюдателями небес», и учеными-исследователями, и священнослужителями, и врачами. Т.е. универсальными специалистами во всех областях науки и культуры.

Поэтому ранние этапы развития астрологии весьма сложны для понимания современными историками, которые зачастую просто не могут понять, какую социальную функцию выполняла астрология в древних обществах.

С целью пролить свет на эту неизвестную страницу истории была написана эта статья.

ОГЛАВЛЕНИЕ

АСТРОЛОГИЯ

ДРЕВНЕЙШАЯ СИСТЕМА ЗНАНИЙ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АСТРОЛОГИИ

Астрология в своем развитии прошла 3 основных этапа:

  1. Создание астрономической календарной модели и сопутствующей символико-мифологической системы.
  2. Разработка теорий движения небесных тел и системы астрологических трактовок.
  3. Разработка МОДЕЛИ СУДЬБЫ и создание КНИГИ СУДЕБ.

ДРЕВНИЕ КАЛЕНДАРИ

Есть основания полагать, что для создания древних календарей использовались т.н. мегалитические пригоризонтные обсерватории, которые позволяли определять время, когда то или иное созвездие занимало значимую позицию на небе. Таким образом, было выделено несколько пространственных зон, в которых влияние звезд наиболее активно.

Во-первых, это - горизонт, который является линией соприкосновения неба и земли, и, во-вторых, это - зенит, являющейся наивысшей точкой неба с точки зрения земного наблюдателя. Поэтому влияние созвездий, находящихся либо на горизонте, либо в зените, является наиболее значимым.

Эта концепция до сих пор является одной из основополагающих концепций современной астрологии, в которой линия АСЦ-ДСЦ, связана с личностью человека. Именно от этой линии происходит отсчет сфер жизни человека. Во вторую очередь это середина неба, как наивысшая точка небесной сферы, контролирующая все поднебесное пространство.

На базе наблюдений движения неподвижных звезд были созданы первые сельскохозяйственные календари, некоторые из которых используются до сих пор.

КНИГА СУДЕБ

Согласно мифологии древней Месопотамии ТАБЛИЦЫ СУДЕБ являлись самым важным артефактом шумерской цивилизации, поскольку с их помощью боги устанавливали и поддерживали порядок Мире.

В вавилонском космогоническом мифе изначально этим артефактом владела титанида Тиамат, олицетворявшая первозданный хаос.

В великой битве богов и титанов эти таблицы находились в руках командующего силами хаоса титана Кингу, который с помощью них успешно громил армию богов.

Однако, бог Мардук в тяжелом поединке сумел одолеть Кингу и вырвать из его ослабевших рук заветный артефакт, с помощью которого переломил ход битвы в пользу богов.

С тех пор этот магический предмет силы является главным сокровищем богов и основой их власти над людьми.

Власть эта основывается на том, что с помощью этих таблиц царь богов осведомлен о всех мыслях, словах и действиях своих подданных, причем как людей, так и богов, ясно видя их прошлое, настоящее и будущее.

В дальнейшем образ великой книги судеб укоренился во всех античных культурах, в том числе и в иудейской культуре, где зажил собственной жизнью под именем Книги Жизни, откуда затем попал и в христианскую мифологию.

Согласно вавилонской традиции подлинная Книга Судеб была записана на небесах, и каждая звезда является буквой [точнее клинописным знаком] этой книги.

Эти НЕБЕСНЫЕ ПИСЬМЕНА могут быть прочитаны с помощью астрологии, что и является высшим смыслом науки о звездах.

Таким образом, конечной целью развития астрологии является составление земной копии великой небесной Книги Судеб, которая, конечно, будет уступать оригиналу в точности предсказаний, но, тем не менее, позволит, хотя бы в общих чертах, буквально читать судьбы людей.

АСТРОЛОГИЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Каждый народ видел небо над своей ойкуменой по-разному, в соответствии с собственной мифологией. Однако, во всех культурах неизменно соблюдался принцип подобия макрокосма микрокосму. В герметической традиции он был сформулирован следующим образом: «то, что внизу, подобно тому что наверху».

После завершения последнего этапа носители традиции обычно прекращали работу по совершенствованию системы, из-за чего она останавливалась в своем развитии и теряла связь с реальностью, т.е. свои описательные и прогностические возможности.

Восстановление эффективности астрологии как науки о единстве Мира, так и мантического исскуства, возможно в несколько этапов: восстановление принципов, реконструкция методов и коррекция книги судеб.

ВАВИЛОН

𒐕

Первый этап вавилонской астрологии начался с формирования сложной календарной системы. Отличные условия для наблюдений за звездным небом позволили месопотамским жрецам найти множество циклов, которые легли в основу теории мировых периодов, сформировавшейся в рамках данной культуры.

В древней Месопотамии практически с самого начала ее истории строились большие ступенчатые пирамиды-зиккураты, выполнявшие, в частности, функцию обсерваторий. Поэтому месопотамская цивилизация располагала всеми возможностями для создания сложных календарей.

При этом в древнем Вавилоне математика развивалась более интенсивно нежели в древнем Египте. Причем более быстрыми, по историческим меркам, темпами, особенно такой ее раздел как алгебра.

В распоряжении вавилонских ученых оказался мощный математический аппарат, позволивший им создать значительно сложные и точные планетные теории. С свою очередь, высокая точность астрономических расчетов позволила им исследовать более сложные взаимосвязи небесных объектов, их видимости и движения.

В месопотамской астрологии большую роль стали играть планеты, которые вавилоняне называли блуждающие звезды или дикие овцы.

Теория планетного движения в Вавилоне достаточно рано отделились от календарной системы и стала самостоятельным разделом астрологии, которая не была так сакрализирована, как в древнем Египте. Таким образом, вавилонская астрология изначально изначально формировалась как наука, практически в современном понимании этого слова.

Данный этап вавилонской астрологии отмечен созданием такого фундаментального сборника астрологических трактовок астрономических наблюдений как серия «Энума элиш».

𒐖

Второй этап развития вавилонской астрологии наиболее хорошо известен и изучен, и представляет для нас несомненный интерес, поскольку разработанные на данном этапе принципы трактовок легли в основу всех существующих в настоящее время астрологических школ и направлений.

И это не случайно, ведь вавилоняне разрабатывали свою астрологию на базе, как минимум, тысячелетних наблюдений. Известно, что дневники, содержащие описания астрономических явлений и их астрологических трактовок, вавилоняне вели вплоть до падения селевкидской империи и полного разрушения великого города.

Причем, даже утрата Вавилоном политической самостоятельности и включение его в персидскую империю Ахеменидов, произошедшее за два века до греческого завоевания под предводительством Александра Македонского, не прервала этой традиции.

Более того, с приходом к власти персов, бурное развитие получила натальная астрология, поскольку в персидской культуре большое значение придавалось индивидуальной судьбе человека.

𒐗

Насколько я могу судить, вавилонская астрология только подошла в своем развитии к этапу создания полноценной книги судеб, хотя сама ИДЕЯ существования подобной КНИГИ возникла именно в рамках месопотамской культуры еще в шумерский период ее истории. Так еще в шумерской мифологии существовал сюжет, связанный с ТАБЛИЦАМИ СУДЕБ.

Эти таблицы, согласно старовавилонской версии мифа, таблицы судеб были украдены птицей Анзуд у бога Энлиля, в результате чего нарушился божественный порядок во всей Месопотамии. Боги, потеряв на время контроль над судьбами людей, были не в состоянии обеспечить исполнение своих законов, и страна погрузилась в хаос. Однако, бог Нинурта сумел победить птицу и отобрать у нее скрижали судеб.

Вместе с этим пока не найдено каких-либо документов, свидетельствующих о существовании вавилонской «книги судеб» в виде какого-то корпуса или сборника табличек.

ЕГИПЕТ

𓍢

Первый этап развития египетской астрологии скрыт от нас в глубине веков, и мы можем только предполагать, каким он был. Если допустить, что развитие звездной науки в Египте началось одновременно с возникновением цивилизации в долине Нила, то получиться, что этот период начался около 7 тыс. лет назад.

В Египте археологи пока не обнаружили останков каких-либо специальных сооружений, которые могли бы играть роль древних обсерваторий. Ни мегалитических сооружений, аналогичных Стоунхенджу, характерных для периода развития ранней астрологии, ни пирамид-зиккуратов, аналогичных месопотамским, на территории Египта пока необнаружено.

Несмотря на то, что в Египте подобные мегалитические обсерватории не обнаружены, тем не менее, точно известно, что египтяне имели очень точный и сложный календарь и относились к нему с большим трепетом.

Так фараон, всходя на престол, давал клятву не вносить изменения в календарь. Поэтому можно утверждать, что данный этап египетская астрология каким-то образом успешно прошла.

Также сохранилось множество египетских астральных мифов, характерных для данного этапа развития астрологии. Так центральный сюжет египетской мифологии, связанный с убийством и воскрешением Озириса имеет четкое звездное соответствие.

Например, смерть Озириса символизируется сокрытием звезды Сириус в лучах Солнца, а его воскрешение связано с новым появлением звезды в утренние часы. Знаменитые египетские деканы являются слугами Озириса и выполняют его функции в его отсутствие.

Таким образом, в источниках лучше всего отражен именно этот этап египетской астрологии. Иллюстрации данного мифологического сюжета часто наносились на саркофаги.

𓍣

От второго этапа Египетской астрологии практически ничего не осталось. Единственными свидетельствами его существования являются упоминания Клавдием Птолемеем египетских астрологических папирусов, с которыми ему удалось познакомиться, несмотря на их плохое состояние.

В «Тетрабиблос» из этих папирусов Птолемей включил египетские термы, принцип построения которых греческий ученый не смог до конца понять.

Однако, по данной технике невозможно точно сказать, были ли эти разработки полностью оригинальными, т.е. созданными в традиции древней египетской астрологии, или же они представляли собой переосмысленные в египетском стиле вавилонские техники.

𓍤

О последнем этапе не известно практически ничего, разве что упоминание Платона о том, что египетские жрецы имеют книги, где записаны судьбы мира и каждого человека.

ГРЕЦИЯ

ʹΑ

На ранних этапах своего развития греческая культура создала собственный звездный календарь. Его изложил поэт Гесиод в поэме «Труды и дни». Как и многие из древних календарей он представлял собой расписание сельскохозяйственных работ в соответствии с гелиакическими восходами наиболее заметных звезд и звездных скоплений небесной сферы.

Трактовки ярких звезд, использованные в данном календаре, позволяют предположить, что основы данного календаря сформировались еще во время арийской общности.

Однако, в 4-м веке до н.э. вследствие успешных походов Александра Македонского греческая цивилизация вступила в контакт с вавилонской, в результате чего греческая астрология получила мощный толчок в своем развитии.

Греческая мифология обогатилась большим количеством месопотамских сюжетов, а греческая астрология заимствовала из Вавилона систему деления небесной сферы на отдельные созвездия и соответствующие им мифы.

В дальнейшем эти заимствования были переосмыслены греческими учеными в традициях своей культуры, однако это переосмысление не затронуло базовых архетипических основ вавилонских мифологических сюжетов.

В результате традиционная греческая мифология была вытеснена значительно более развитой вавилонской мифологией. Календарная система также претерпела существенные изменения под этим воздействием.

ʹΒ

На втором этапе своего развития греческая наука не ограничилась одними лишь заимствованиями, а сумела усовершенствовать вавилонские астрономические модели.

Так греческий ученый Гиппарх открыл явление прецессии, что позволило как повысить точность астрономических расчетов, так и ввести понятие тропического зодиака.

Наконец, греческий ученый Птолемей уже на закате эпохи эллинизма сумел создать наиболее совершенную на тот момент теорию движения планет, которая стала использоваться во всех частях известной тогда ойкумены.

Наряду с разработкой астрономической модели Птолемей предпринял попытку систематизировать и астрологическое наследие эпохи эллинизма, которое в основе своей представляло собой модернизированную вавилонскую систему. Результаты своих изысканий он изложил в «Тетрабиблосе».

В этой работе содержится как пересказ древних астрологических методов, так и изложение разработанных самим Птолемеем прогностических техник. В первую очередь это, конечно, изложение принципов расчета прямой и обратной экваториальных дирекций.

Дело в том, что до появления тригонометрии точно рассчитать положение планет относительно горизонта было очень трудно, поэтому астрологи применяли упрощенные методы.

Так для расчета дирекционного движения планет, находящихся вблизи восхода, применялся метод восхождений, а для расчета дирекции кульминирующих планет метод кульминаций. Предложенная Птолемеем система экваториальных дирекций позволила объединить эти два метода, что, в свою очередь, позволило существенно повысить точность астрологических расчетов.

ʹΓ

О третьем этапе греческой астрологии практически ничего не известно, поскольку с принятием Римской Империей христианства в качестве государственной религии, научные исследования в астрологии были прекращены.

В результате греческая цивилизация не смогла накопить достаточно материала для создания книги судеб.

ИНДИЯ

Первый этап индийской астрологии, был похож на аналогичные этапы в других древних культурах. Суть его состояла в том, что на данном этапе в Индии был создан сельскохозяйственный звездный календарь, в котором начало каждого сезона было связано с восходами определенных звезд.

Однако, индийская мифология развивалась практически изолировано. Ее основу, несомненно, составляет арийское мифологическое наследие. Т.е., в отличие от греческой культуры, в индийской не произошло полного замещения арийской мифологической основы на месопотамскую.

Индийская культурная традиция лишь обогатилась сюжетами разрушенной и полностью ассимилированной ей дравидской (харрапской) цивилизации, являвшейся частью большой древней цивилизации, в состав которой входила и Месопотамия.

Наряду с этим индийский календарь оказался наименее точным и неустойчивым на длительных периодах. Заложенная в него модель солнечного года была настолько примитивной, что по прошествию нескольких десятков лет невозможно было установить даже точный год какого-либо исторического события.

В результате индийская цивилизация так и не сумела разработать собственную теорию движения небесных тел и заимствовало греческую модель, разработанную Клавдием Птолемеем.

Второй этап индийской астрологии начался с обширных заимствований сначала из вавилонской, а затем из греческой астрологии.

Из Вавилона в более ранний период, в эпоху правления династии Ахеменидов (VI - IV вв. до н.э.), была заимствована теория великих периодов или юг, теория движения Луны и соответствующие трактовки лунных станций, а также сидерический зодиак и вавилонская теория движения планет. В более поздний период из греческой астрологии была заимствована более точная птолемеевская теория движения небесных тел.

Однако, индусы заимствовали все весьма избирательно. Так взяв на вооружение греческую планетную теорию, в которой положения планет рассчитывались в тропическом зодиаке они сохранили приверженность вавилонскому сидерическому зодиаку, введя понятие айанамши для пересчета тропических координат в сидерические.

Однако, индийские астрологии на данном этапе сумели создать уникальную систему трактовок, усовершенствовав такой оригинальный метод, как варги.

Например, в эллинистической астрологии использовалось в основном только 12-ти частное деление зодиака, в то время как индусы сохранили и усовершенствовали вавилонские методики работы практически со всеми возможными видами делений зодиака, вплоть до 60-ти частного.

Характерной особенностью индийской астрологии, являющейся ее оригинальной разработкой, были йоги – трактовки часто встречающихся планетарных конфигураций. Важно отметить, что именно эту технику можно считать подготовительной стадией для разработки книги судеб.

Поскольку с точки зрения индийской религии астрология - джиотиш, - является божественной наукой, то в рамках именно этой цивилизации создались благоприятные условия для развития звездной науки.

Поэтому, несмотря на низкое качество расчетной части, о котором, в частности, писал Бируни, индийские астрологи имели возможность спокойно работать, накапливая базу экспериментальных данных.

В результате индийская астрология, в отличие от своей прародительницы – астрологии Вавилона, - сумела создать свою оригинальную книгу судеб, которая в настоящее время используется некоторыми современными индийскими астрологами.

По сообщения очевидцев, эта книга написана на пальмовых листьях, каждый из которых представляет собой рамочное описание какой-то определенной судьбы. По дате рождения и по конфигурации линий руки нади-астролог находит лист с описанием судьбы обратившегося к нему человека.

Однако, поскольку данный раздел индийской астрологии является наиболее закрытым, то индийская книга судеб до сих пор недоступна для изучения.

КИТАЙ

Первый этап развития китайской астрологии был отмечен созданием достаточно точного лунно-солнечного календаря, который широко используется в Китае до сих пор, являясь, по сути, вторым неофициальным календарем этой страны.

Поэтому известная у нас «восточная астрология» является календарной астрологией. Более того, есть все основания полагать, что эта традиция была заимствована древними китайцами из культуры великой степи в период активного функционирования великого шелкового пути в IV—IX веках.

Здесь следует отметить, что в китайском астрологическом календаре положения Луны приводятся весьма усреднено и не соответствуют реальному положению ночного светила среди звезд.

Таким образом, мы можем утверждать, что китайский календарь, достаточно точно показывая движение солнца и лунные фазы, тем не менее, крайне неточен в показаниях положения Луны на небесной сфере. Это говорит о том, что в Китае уже давно не проводилась коррекция этого календаря.

К сожалению, китайская астрономия, не создала собственной развитой планетной теории, которая является фундаментом для развития астрологии в данный период.

В результате, в Китае значительное развитие получили не астрологические, а мантические (гадательные) системы прогнозирования, наиболее известной из которых является система книги перемен - И-Цзин. Были созданы очень сложные и эффективные технологии анализа и прогнозирования ситуаций с помощью этой системы.

При этом мы не располагаем сведениями о существовании в Китае развитой планетной астрологии, подобной вавилонской. Также с большой долей вероятности мы можем предполагать, что оригинальная интерпретационная система китайской астрологии была уничтожена между V и III в. до н.э., когда, по окончанию эпохи сражающихся царств, по приказу Императора Цинь Шихуанди были уничтожены все астрологические сочинения.

Существует несколько версий, объясняющих причины подобного поступка главы китайского государства. Согласно одной Император уничтожил все научные и исторические документы для того, чтобы заново начать писать историю своей страны. Согласно другой астрологические книги были уничтожены для того, чтобы примирить все астрологические школы, существовавшие в разных китайских царствах, объединенных в единую империю.

Таким образом, развитие оригинальной китайской астрологической традиции было насильственным образом прервано, и в дальнейшем данная традиция не смогла восстановиться.

Тем не менее, существуют незадокументированные сведения о том, что, несмотря на низкий уровень развития расчетной части, китайским астрологам удалось создать книгу судеб, которая до сих пор используется для предсказаний.

Однако, в отличие от индийского варианта, китайская книга предполагает 3 варианта реализации судьбы человека, в зависимости от его социальной роли. Иначе говоря, в рамках китайской цивилизации человек может выбирать свою судьбу в зависимости от того, какую общественную роль ему доведется играть: земледельца, воина или чиновника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, уважаемый читатель, в качестве выводов предлагаю запомнить несколько очень важных мыслей:

Во-первых, астрология, как система знаний, позволяющая выявляться циклы эволюции Мира, изначально возникла во всех древних цивилизациях, и играла там большую роль, являясь основой сельскохозяйственных календарей.

Во-вторых, астрология древней Месопотамии развивалась гораздо быстрее, чем ее сестры в других цивилизациях древнего Мира, и достигла самого высокого уровня из всех.

В-третьих, к середине античной эпохи все без исключения древние цивилизации, включая и эллинистическую, практиковали именно вавилонскую астрологию, приспособив ее символы, принципы и методы к своим культурам.

В итоге к концу античной эпохи вся духовная жизнь общества была буквально пронизана вавилонской астрологией, которая фактически играла роль ее культурной матрицы.

Сергей Евтушенко
31 января 02