Ангел
Аримойя
Проект астролога Сергея Евтушенко.
Роза Мира

Добро и зло через призму шумеро-вавилонского зодиака.

В данной статье речь пойдет о добре и зле, не как об абсолютных трансцендентальных понятиях, а о чисто человеческой бытийной диалектике этих категорий.

Иными словами, в статье будут рассмотрены дилеммы добра и зла, в том виде, как они актуализированы в бытии представителей каждого из знаков зодиака, т.е. людей, при рождении которых там находилось Солнце. Проще говоря, в статье делается попытка дать ответ на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо» для представителей каждого из знаков зодиака.

При этом надо иметь в виду, что во многих случаях бытие каждого человека является многоуровневым по своему содержанию, т.е. имеющим множество смыслов. Поэтому жизнь далеко не каждого человека раскладывается по столь простой схеме, изложенной в статье. Тем не менее, нижеописанная схема вполне подойдет для первичной оценки намерений любого человека, что, в свою очередь, позволит составить первичное представление о том, что следует ожидать от конкретного человека, с которым Вас столкнет судьба, т.е. ответить на вопрос: что он привнесет в Вашу жизнь? Это будет благо или разрушение, добро или зло?

Овен

Поскольку главная мифологема Овна связана с добровольной жертвой, приносимой ради создания нового времени (т. е. нового порядка вещей, нового мира), то дилемма добра и зла в мифологеме этого знака строится вокруг этой жертвы.

Если высший Овен жертвует собой (своими эгоистическими интересами) ради рождения нового миропорядка, то низший овен предпочитает приносить в жертву интересы окружающих людей во имя своих собственных эгоистических интересов. Поэтому диалектика добра и зла в мифологеме этого знака предельно проста, и сводится к непосредственному отказу от своего эго во имя воплощения в жизнь высшей идеи.

В этом смысле концепция пассионарности, как одного из высших проявлений человеческой натуры, связана непосредственно с этим знаком. Высший Овен, несомненно, является пассионарием и первопроходцем, бросающим вызов неизвестности и жертвующим собой ради рождения идеи нового мира, даже если сама эта идея в итоге оказывается иллюзорной или ложной.

В этом смысле одним из ярких примеров высшего Овна является советский писатель Алексей Максимович Горький (28 марта 1868), положивший весь свой талант и состояние на алтарь революции. И хотя идея, ради которой он принес в жертву все свое достояние, оказалась ложной, тем не менее, его жертва была искренней и добровольной. Горький свято верил в истинность того, ради чего он жертвовал многим. Еще одним Овном, принесшим себя в жертву тому, во что он верил, был Петр Аркадьевич Столыпин (14 апреля 1862) – министр внутренних дел российской империи, практически в одиночку бросивший вызов демонам русской революции и геройски погибший в этой неравной борьбе. Оба они являются героями, хотя и стоявшими по разные стороны революционных баррикад.

А вот в качестве примера низшего Овна, готового идти по головам ради достижения личного успеха, можно привести Джона Пирпонта Моргана I-ого (17 апреля 1837). Биография этого человека является ярким примером крайнего эгоизма, беспринципности и жертвования чужими интересами. Этот человек положил начало своему состоянию, спекулируя оружием во время гражданской войны в США, т.е. буквально наживался на крови своих соплеменников. Далее после смерти своего делового партнера он стал полновластным хозяином совместно созданного банковского дома. Далее банкирский дом Моргана получил огромные прибыли, кредитуя правительство Великобритании во время англо-бурской войны.

В качестве яркого примера еще одного низшего Овна можно привести еще одного гражданина США, советника по стратегическим вопросам при нескольких американских президентах Збигнева Бжезинского (28 марта 1928), который всю свою сознательную жизнь занимался и продолжает заниматься разработкой планов уничтожения России (принесения ее в жертву) геополитическим интересам США.

Телец.

Мифологема знака Тельца связана с утверждением и упорядочиванием в мире различных форм жизни. Это знак, под которым боги справляют свои свадьбы и зачинают законное потомство будущих правителей цивилизации.

Поэтому высшие представители этого знака любят и ценят жизнь во всех ее проявлениях, проводя в жизнь принцип: пусть расцветает множество цветов, давая каждому из них возможность занять свое место в мире. Однако, надо иметь заметить, что Телец – знак порядка, поэтому высшие тельцы очень ревностно следят за тем, чтобы в их жизни все было правильно и красиво, начиная от помидоров и домашних животных и заканчивая детьми.

Низшие тельцы стремятся создать приоритетные условия одним жизненным формам за счет других, провоцируя кровавые социальные столкновения, жестокую классовую и расовую борьбу и утверждая социальную тиранию. По мнению низшего тельца, всегда существует дефицит материальных ресурсов, борьба за которые является смыслом существования человека и человечества. При этом многие подобные тельцы видят свое призвание в том, чтобы распределять эти скудные материальные ресурсы среди «достойных» и правильных за счет «недостойных» и ущербных.

В качестве примера высшего Тельца можно привести великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (15 мая 1848), который любил жизнь такой, как она есть, по-дружески относился ко всем людям, не взирая на их социальный статус, имел большую, дружную и счастливую семью, а также постоянно дарил красоту и гармонию людям, воплощая в своих картинах нравственные принципы, лежащие в основе русской цивилизации.

К низшим тельцам, сеющим вражду, ненависть и пропагандирующим непримиримую борьбу за хлеб насущный, можно отнести, во-первых, Карла Маркса – создателя учения о классовой борьбе, как о движущей силе развития цивилизации, и, во-вторых, лидера русской революции Владимира Ульянова, воплотившего в жизнь это учение в отдельно взятой стране – России. Однако, наиболее показательным примером подобного низшего тельца является, несомненно, Адольф Гитлер, который довел идею классовой и расовой борьбы до своего логического завершения и полного предела, перешагнув в своем стремлении к уничтожению всего «неправильного» и «недостойного» жизни все божественные и человеческие законы, стремившегося ради воплощения своей идеи абсолютного порядка уничтожить большую часть человечества.

Близнецы.

Мифологема знака Близнецов связана со строительством и защитой своего родного дома, и также с установлением в этом доме порядка, соответствующего небесному закону. Поэтому добрая ипостась Близнецов связана с ответственностью, любовью к родине и, как говорили в Риме, преданностью родным пенатам [духам предков, являющимся покровителями домашнего очага]. Высший близнец чувствует глубокую связь со всеми своими кровными родственниками, испытывая особую привязанность к братьям и сестрам, а также претворяет в жизнь принцип: «мой дом – моя крепость». В трудную минуту он всегда готов прийти на помощь своим кровным близким.

В этом смысле высшие близнецы являются патриотами своего отечества. Поэтому недаром Святой и благоверный князь Александр Невский – защитник русской земли, родился под этим знаком. Примером подобного защитника финского народа является Карл Густав Маннергейм (04 июня 1867), сумевший отстоять независимость Финляндии в борьбе со сталинским режимом. Еще в качестве примера высшего патриотизма и любви к родине можно привести русского поэта Александра Пушкина (06 июня 1799), фактически создавшего современный русский литературный язык.

В противоположность этому низшие близнецы являются нигилистами, анархистами и интернационалистами, презирающими национальную культуру. Они безответственны, инфантильны и эгоистичны в том смысле, что собственные интересы являются для них главным приоритетом. Они не считаются с интересами своих родных в процессе удовлетворения собственного любопытства. Одним из наиболее ярких примеров подобного близнеца является Михаил Бакунин (30 мая 1814) – русский революционер, главный теоретик анархизма, пропагандировавший полное разрушение всех традиционных общественных институтов.

Рак.

Мифологема знака Рака, связанная с погружением в инобытие и с далекими путешествиями в поисках утраченных частей души, предполагает следующую дилемму добра и зла: добрую ипостась этого знака воплощает тот, кто отважно идет навстречу неизведанному, одновременно погружаясь в чужеродную для него среду и в глубины собственной души, а злую ипостась – трус, сидящий на одном месте, подобно «мудрому пескарю», отгородившемуся щитами от внешнему мира и не желающему ни при каких обстоятельствах покидать свой любимый диван. [В широком смысле под понятием «диван» в данном случае я полагаю родину человека.]

Связана эта дилемма с тем, что основным семантическим содержанием знака Рака является познание всех аспектов своей души и обретение ее целостности. А поскольку познание души возможно исключительно в условиях погружения личности в инобытие, то далекие путешествия с погружением в чуждую социальную среду являются необходимым условием подобного познания. Поэтому страх перед погружением в инобытие и отказ от подобного погружения для представителей этого знака равносилен отказу от познания (спасения) своей души, что априори ведет на темную сторону. Такие «раки» становятся мнительными, подозрительными, у них вырабатываются разного рода фобии и страхи, что в итоге ведет к моральной деградации. В противоположность этому те «раки», которые не страшатся далеких странствий и с интересом испытывают себя в разных социальных средах, получая опыт необходимый для духовного развития, в конечном итоге, поднимаются на следующую ступень духовной эволюции.

В качестве примеров высшего и доброго проявления этого знака можно назвать великого русского путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая (17 июля 1847), изучавшего коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Этот ученый никогда не задерживался на Родине более одного года и всю жизнь провел в странствиях. Более того, он был основателем политического движения среди папуасов Новой Гвинеи за создание собственного государства, лидером которого он намеревался стать.

В качестве примера низшего и злого проявления этого знака можно назвать Вольфрама Зиверса (10 июля 1905) – генерального секретарь Аненербе, оберфюрера СС, заместителя председателя управляющего совета директоров Научно-исследовательского совета Третьего Рейха. Этот ученый, в отличие от Николая Маклая, всю свою жизнь посвятил не столько изучению, сколько поиску доказательств превосходства германской нордической расы над остальными расами и народами. Всю свою жизнь он не покидал территории Германии, даже в тот период, когда политическое господство Рейха простиралось над большей частью Европы.

Лев.

Мифологема знака Льва связана с активизацией инобытия и выходом мертвых из преисподней, что влечет за собой опасность распространения болезней, вызванных взаимодействием людей с призраками потустороннего мира. С этим же месяцем связана активизация разного рода колдунов-некромантов, использующих мертвую материю в своей практике и наносящих вред людям.

В связи с этими обстоятельствами высший Лев является защитником людей от всего вышеперечисленного, т.е. от порчи и болезней, вызванных взаимодействием с мертвой разлагающейся материей. В шумерской мифологии идеальным примером подобного защитника был царь Гильгамеш, который отправился в опасное путешествие с целью найти траву, дающую бессмертие, намереваясь оживить своего умершего друга. После своей смерти царь Гильгамеш стал героем и хозяином подземного чистилища, куда прибывают души умерших после завершения своего земного пути. В этом смысле высший лев является альтруистом, бескорыстно действующим в интересах окружающих людей.

В противоположность этому низший лев является самовлюбленным эгоцентриком, заботящимся исключительно о самоутверждении и об удовлетворении своих собственных желаний. При этом он стремится подчинить своему влиянию, как можно большее число людей, заставляя их обслуживать себя и исполнять свои прихоти.

Несомненно, самым ярким примером высшего льва является Святой Серафим Саровский (30 июля 1754), который полностью отказался от своего эго и всю свою жизнь посвятил служению Богу и исцелению людей от грехов. Также в качестве подобного примера можно привести великого русского врача Ивана Михайловича Сеченова (13 августа 1829), который всю свою жизнь изучал психические расстройства и, в конечном итоге, создал достаточно эффективную методику лечения подобных заболеваний.

В качестве примера низшего льва можно привести Жаклин Кеннеди-Онассис (28 июля 1929), которая была женой сначала американского президента Джона Кеннеди, убитого в Даласе, а затем вышла замуж за самого богатого человека на тот момент времени – Аристотеля Онассиса, согласно заявлению которого, даже у него было недостаточно средств для оплаты ее счетов. Также в качестве примера низшего льва можно привести революционного писателя Николая Чернышевского (24 июля 1828), воспевшего «разумный» эгоизм в своей работе «Что делать?», в резолюции на которую император Александр III справедливо написал: «руду копать».

Дева.

Мифологема знака Девы связана с очищением человеческой души от всякой скверны, а также с самоотверженным трудом на благо общества, как с наиболее эффективным способом подобного очищения.

Соответственно, высшая дева самоотверженно, вплоть до полного пренебрежения собственной жизнью, пытается спасать людей, нуждающихся в помощи, спасая не только тела, но и души. В этом смысле образ высшей девы – это сестра милосердия, самоотверженно пытающаяся облегчить чужие страдания и служащая тем, кто пострадал, исполняя свой долг перед отечеством.

Низшая дева, наоборот, является изворотливой приспособленкой, прислуживающей тем, от кого она может получить хорошее вознаграждение за свои услуги. Однако, самой низкой разновидностью девы является подлая и продажная шлюха, не только готовая за 30 серебренников продать друзей, но и получающая выгоду от растления чистых душ и предательства доверившихся ей людей.

В качестве примера вышей девы можно привести доктора Сергея Петровича Боткина (17 сентября 1832), основавшего российское эпидемиологическое общество и предложившего эффективные меры по борьбе с эпидемиями чумы, холеры, оспы, тифа, скарлатины, который также являлся членом главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах. Сын Сергея Боткина – Евгений, будучи лейб-медиком Николая II-ого, принял мученическую смерть вместе с царской семьей летом 1918 года.

В качестве яркого примера низшей девы можно привести организатора и провокатора турецкой и русской революций – Парвуса (Израиля Гельфанда) (27 августа 1867), который сколотил свое состояние, беря комиссионные за посредничество в деле организации революционного движения в Турции и России. Также в качестве примера подобной низшей девы можно привести Феликса Дзержинского (11 сентября 1877) – организатора и руководителя ВЧК, душегуба, насильника и убийцу.

В качестве примера двойственной девы можно привести русского царя Иоана Грозного (26 августа 1530), который, с одной стороны, вычищал русскую аристократию от предателей, а, с другой, растлевал служилое сословие многочисленными оргиями.

Весы.

Мифологема Весов связана с высшим судом и социальной справедливостью, поэтому представители этого знака должны тем или иным образом принимать участие в общественной жизни.

Высшие представители этого знака чутко чувствуют, насколько справедливым или несправедливым образом происходит распределение социальных благ, и должны всячески стремиться к тому, чтобы своими личными усилиями по возможности восстанавливать социальную справедливость, т.е. производить заслуженное распределение социальных благ в соответствие с общественной ценностью труда каждого человека.

Низшие представители этого знака, наоборот, считают социальную справедливость утопией и уверены в том, что единственным социальным законом является право сильного на захват имущества слабого. Наихудшие представители этого знака считают, что законы написаны для слабых, и что сильные люди имеют право брать всё, что считают нужным. Эти люди любыми способами стремятся утвердиться в роли лидеров общественных групп, видя в подобном положении ключ к реализации собственных амбиций.

В качестве примера «весов» достаточно высокого уровня можно привести Савву Мамонтова (15 октября 1841) – русского купца и мецената, который жертвовал огромные деньги на развитие искусства в России. При этом его предпринимательская деятельность от этого увлечения пострадала настолько, что в 1899 году он обанкротился и прекратил свою коммерческую деятельность. При этом интересно, что при судебном разбирательстве его дела оказалось, что он лично не присвоил себе ни копейки денег, в то время как все социальные обязательства перед рабочими своих предприятий он полностью выполнил.

Можно привести следующие примеры низших весов. Во-первых, это – Сергей Нечаев (2 октября 1847), – один из первых русских революционеров-террористов, написавший вместе с Бакуниным «Катехизис революционера», в котором оправдывал любое зло, если оно полезно революции. Вернувшись в Россию, он попытался создать террористическую организацию с жесткой дисциплиной. Стал известен тем, что убил своего товарища по революционному кружку за то, что тот отказался признать его лидером группы. Послужил прообразом беспринципного революционера-террориста Петра Верховенского в романе Достоевского «Бесы».

Во-вторых, это Генрих Гимлер (7 октября 1900) – создатель СС, – организации, которая в 1944 году фактически захватила власть в Германии и установила террористический режим управления страной. Организовал уничтожение «слабых» людей, не вписывающихся в созданный им социальный порядок, в невиданных в человеческой истории масштабах. Созданные им организации фактически занимались грабежом ценностей на захваченных Рейхом территориях. Иными словами, этот человек воплотил в жизнь «право» сильного не только на грабеж, но и на жизнь слабого.

Скорпион.

Мифологема знака Скорпиона связна с отказом от всех земных привязанностей с целью обретения небесной (божественной) мудрости. Этот трудный путь неизбежно сопровождается глубокой трансформацией человеческой души, а подчас и тела, поскольку небесное знание может воспринять только тот, кто уже обрел целостность своей души и очистил тело (личность) от большинства земных привязанностей. Иными словами, с этим знаком связаны те небесные сокровища, которые призывал собирать Иисус Христос.

В этой связи яд скорпиона является тем средством, которое необходимо для умерщвления мирских привязанностей и последующей трансформации плоти в светоносное тело знания или в оболочку осознания, по терминологии Кастаньеды.

Таким образом, дилемма добра и зла в мифологеме знака Скорпиона связана с готовностью человека к подобным трансформациям. Высший Скорпион, отказываясь от мирских страстей, постоянно тренирует собственную безупречность и готовит свое тело к последующим преобразованиям с помощью различных духовных практик. В итоге такой «скорпион» получает возможность воспринимать мудрость в свое преобразованное тело и становится живым носителем подобной мудрости. Иными словами, высший Скорпион не разбрызгивает свой яд на окружающих, а сам постоянно пьет его, глубоко принимая в себя горести и страдания этого мира, не касающиеся его лично. В этих страданиях душа скорпиона очищается от земных пут и итоге воспаряет ввысь.

Низший же «скорпион», наоборот, причиняет страдания, разрушая жизнь и души окружающих людей. В этом смысле Скорпион может стать величайшим злодеем и мучителем, поскольку его разрушительный потенциал не знает границ.

В качестве примера высшего скорпиона можно привести Федора Михайловича Достоевского (11 ноября 1821), который испытывал физические страдания от переживания чужих горестей, и который в своих книгах описывал, как человеческая душа может очиститься от греха, претерпевая буквально адские муки.

В качестве примера низшего Скорпиона можно привести Льва Троцкого (7 ноября 1879), который был одержим буквально демоническими страстями, испытывал инфернальный экстаз от разрушения, перепробовал все мыслимые сексуальные извращения и приложил все возможные силы для разрушения русской культуры.

Стрелец.

Мифологема знака Стрельца связана с нашествием врагов. В роли незримых врагов здесь выступают демоны инобытия, временно вырвавшиеся из преисподней. В роли зримых врагов выступают дикие кочевники пустыни, предпринимавшие в это время года нашествия на цивилизацию Междуречья.

В этой связи дилемма добра и зла в период, когда Солнце проходит по этому знаку, заключается в противостоянии, с одной стороны, разрушителей и захватчиков существующего порядка, с другой стороны, защитников цивилизованного и божественного порядка на земле.

В этом смысле низшие Стрельцы, воплощающие злую ипостась этого знака, проявляются как активные экспансионисты и захватчики, пытающиеся распространить свое влияние на максимально возможное пространство.

Добрую ипостась Стрельца воплощают те из представителей этого знака, которые активно защищают какие-либо ценности (как духовные, так и материальные) цивилизации от нападок врагов, разрушения и деградации.

Причем один и тот же человек, имеющий Солнце в этом знаке, в разные периоды жизни мог воплощать, как добрую, так и злую ипостаси этого знака. Например, Иосиф Сталин в период с 1917 по 1941 годы выступал в роли активного разрушителя духовных ценностей российской цивилизации, ее нравственных устоев и уклада жизни народа. Также в период с 1939 по 1941 годы он проводил политику активной военной экспансии, стремясь включить в сферу своего влияния окружающие страны. В период Великой Отечественной Войны он, наоборот, выступал в роли защитника ценностей той цивилизации, которую перед этим активно разрушал.

Козерог.

Мифологема Козерога связана с осознанием высшей истины, воплощением в жизни принципов идеального общества. Именно такой смысл несет в себе этот зодиакальный знак, сочетающий в себе сразу два символа высшей истины: рыбу-мудреца и козленка — жертвенного животного, в печени которого сокрыта истина.

Поэтому высший Козерог должен искать и воплощать в жизнь высшие идеалы, т.е. высший Козерог должен быть идеалистом в полном смысле этого слова, воплощающим в жизнь вечные и нетленные идеалы любви и красоты, над которыми время не властно.

Низший Козерог является деспотом, попирающим любые нравственные нормы в своем стремлении к достижению поставленной цели – абсолютной власти, и уничтожающим всё, что пытается оказывать сопротивление его тирании.

В качестве примера высшего Козерога можно привести известного английского писателя-идеалиста Джона Толкиена (3 января 1892), написавшего серию произведений о высших проявлениях человеческого духа.

В качестве примера низшего Козерога можно привести также известного лидера мафии Альфонсо Капоне (18 января 1899), который «прославился» своими изощренными методами ликвидации своих конкурентов по преступному бизнесу. Имя Капоне стало нарицательным именем главы мафии, стремящегося не только утвердиться в качестве авторитета в уголовной среде, но ставящего себе цель занять лидирующие позиции в политической элите страны, став не просто бандитом – человеком вне закона, но олигархом – человеком над законом.

Водолей.

Знак жизни и хаоса. Поэтому мифологема этого знака предусматривает различного рода эксперименты с живой материей. В этом смысле греческий миф об Уране, наплодившем в своей неуемной жажде размножения разного рода монстров, хорошо описывает мифологему этого знака.

Поэтому высший Водолей предстает в образе экспериментатора, воплощающего разного рода проекты и отпускающего их в жизнь. При этом выжить смогут только жизнеспособные формы. В этом смысле высший водолей является естественным приверженцем теории Чарльза Дарвина (12 февраля 1809) о межвидовой борьбе, как о механизме естественного отбора, а также сторонником эгалитаризма (общества равных возможностей). В качестве примера ученого, пытавшегося создать в российской экономике условия для честной конкурентной борьбы, следует назвать Дмитрия Ивановича Менделеева (8 февраля 1834), более известного сейчас в качестве выдающегося химика. К сожалению, его вклад в создание рыночной экономики в Российской империи незаслуженно предан забвению.

При этом низший Водолей является революционером и сторонником элитаризма, т.е. создания для отдельных классов тепличных социальных условий существования и особого статуса в социальной среде. Ярким примером подобного низшего Водолея является Георгий Гапон (17 февраля 1870), создатель рабочего общества просвещения, ставший фактическим провокатором первой русской революции 1905 года, мечтавший занять место рядом с царем для того, чтобы созданная им организация составила новый правящий класс.

Ярко выраженным элитаристом, создавшим в современной России целый паразитарный класс олигархов, был Борис Ельцин (31 января 1931).

Рыбы.

Мифологема этого знака зодиака наиболее сложна в связи с тем, что этот знак фактически лишен божественного покровительства, поскольку в роли его потусторонних кураторов выступают семь демонов(асуров)-разрушителей, уничтожающих порядок уходящего года. Это обусловлено тем обстоятельством, что согласно шумерской мифологии в этот период боги порядка, управляющие городами шумера, отправляются в далекое путешествие к своим предкам за МЕ – божественными силами, необходимыми им для того, чтобы управлять Эндором. В силу этого обстоятельства, а также вследствие того, что в конце месяца Водолея «Таблицы судеб» оказываются похищенными демонами хаоса, этот период оказывается «временем без богов».

Основным следствием данного обстоятельства является тот факт, что люди в это время лишаются божественного покровительства, а рожденные в это время несут на себе это бремя в течение всей жизни, постоянно нуждаясь во внешнем духовном водительстве, т.е. в постоянном руководстве со стороны духовного наставника. Это единственный знак, для которого внешняя духовная поддержка является необходимым условием духовного Пути.

В этом смысле дилемма добра и зла для данного знака заключается в следующем: зло в этом знаке связано с бесконтрольными и ничем не сдерживаемыми эмоциями, с буйством неутолимых страстей, забвением моральных и нравственных норм, а добро – с верностью своим духовным учителям, умеренностью и даже аскезой, подавлением своих страстей и со смирением в широком смысле этого слова.

В качестве примера высшего проявления этого знака можно привести Николая Бердяева (18 марта 1874) – религиозного философа, посвятившего всю свою жизнь изучению православного учения.

В качестве примера низшего проявления этого знака можно назвать Йозефа Менгеля (16 марта 1911) – нацистского врача-убийцу, который полностью отказался от каких-либо нравственных принципов, ставя абсолютно бесчеловечные эксперименты над заключенными концлагерей и не испытывая при этом никаких угрызений совести.

Сергей Евтушенко
19 ноября 2013
Аримойя

 

Обновлено
19 ноября 2013