(от греч. demiurgos - мастер, ремесленник, творец), термин, означающий: в философии - созидающее начало вообще, в теологии - бог, творец мира. В философский оборот термин «Демиург» был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал.
В мифологии многих народов «демиург» изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т.д. Практически в архаических мифологиях функции демиурга и культурного выполняются одним персонажем – племенным (тотемным) зооморфным или антропоморфным первопредком-прародителем, который зачастую действует как трикстер [2] или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. В более развитых мифологических системах функции демиурга и культурного героя дифференцируются. Обитель демиурга переносится на небо, а культурный герой становится исполнителем его миссии на земле.
Рождение монад обеих иерархий — демиургов сверхнародов и Великих Сестер — предвечным Солнцем Мира не может быть нами ни понято, ни воображено, и любые логизирования на эту тему обречены оставаться пустою спекуляцией. Спекуляциями, на мой взгляд, останутся и попытки заполнить пробел в наших представлениях о тех ступенях космического становления этих монад, которые предшествовали их появлению в Шаданакаре. В каких брамфатурах, в каких формах, по каким ступеням странствовали и воплощались они, прежде чем вступить в пределы нашей планеты? Быть может, я заблуждаюсь, но мне кажется, что подобные инобрамфатурные тайны для нас трансцендентальны. В круг возможностей нашего постижения (и то пострижения не в виде метаисторического озарения, а лишь в форме пассивного восприятия сведений об этом из уст наших невидимых друзей) обе эти иерархии вступают в момент метаэфирного рождения. Таким термином условно обозначим событие, заключающееся в том, что их монады вступают в пятимерную материальность Шаданакара. От Планетарного Логоса, Который можно понимать и как Существо, ставшее высшим демиургом нашей брамфатуры, они получают некий импульс: этот импульс есть творческое воление к осуществлению и выражению себя в трехмерной и четырехмерной субстанциях грядущего сверхнарода, которого еще не было и которого без них не могло бы быть. Именно этот импульс влечет за собою их спуск, облечение их тканями более плотной материальности, уже четырехмерной, и начало, таким образом, их планетарного цикла [1] . Это есть их второе в Шаданакаре, их астральное рождение. Физического, конечно, они не испытывают никогда.
[1] В земной истории это событие проявляется как «пассионарный толчок», являющийся моментом рождения нового этноса.
[2] Термин трикстер происходит от английского «trick» - трюк, хитрость, фокус, розыгрыш. Введен в современную науку и публицистику Карлом Густавом Юнгом, которым он обозначил соответствующий архетип бессознательного. Само же название он позаимствовал у исследователя мифов североамериканских индейцев П. Радина. Трикстер у Юнга – это личность, пребывающая в первобытном состоянии. Это состояние, по Юнгу, характеризуется отсутствием сдерживающего влияния разума, как регламентирующей функции и соответствующей этому гиперактивной возможности чувствовать и проявлять интуицию. Отсутствие рамок и сдерживающих факторов, как считает Юнг, способствует выделению огромной «первобытной» энергии, которая делает носителя этого архетипа очень деятельным. Ярким примером трикстера в скандинавской мифологии является Локи, выступающий в роли помощника-дублера Одина в процессе творения им людей. Локи постоянно нарушает установленный Одином порядок, зачастую вступает во враждебные отношения с другими асами, насмехается над ними, проявляя злокозненный характер, хитрость и коварство.
Copyright © 2003-2025, «Аримойя»
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.