Астролог Сергей Евтушенко  

Небо, календарь и ритуал.

 Ритуал должно рассматривать как символическую форму поведения живых организмов, связанную с их адаптацией к условиям окружающей среды, направляющую и упорядочивающую их жизненную активность, способствующую возникновению коммуникативных и ценностных систем и служащую основным материалом для образования новых форм поведения, согласованных со своими образцами.
 
В. В.Емельянов «Ритуал в древней Месопотамии»

Жители древних цивилизаций считали, что наш мир – лишь тень или отражение мира горнего, где царят порядок и гармония. Наш мир несовершенен, но он может приблизиться к совершенству через постоянное поддержание связи с высшим небесным миром. И главным «средством связи» во все времена и у всех народов был календарный ритуал.

 Календарный ритуал не просто содержит устойчивое число элементов – он имеет совершенно определенную цель, которой все эти элементы подчинены: недопущение хаоса в мире. Каждый последующий месяц является [диалектическим] отрицанием и преодолением предыдущего и, в свою очередь, вытесняется из мира новым, исправляющим его недостатки.
 
В. В.Емельянов «Ниппурский календарь и ранняя история зодиака»

Главная задача календаря – организовать жизнь людей в соответствии с небесным ритмом. Поскольку годовой календарный цикл содержит в себе историю мироздания в свернутой символической форме, то следование календарному ритму позволяет каждому приобщиться к духовным ценностям своей цивилизации, ощутить свою сопричастность к мировой истории и наладить связь со своим личным богом или высшим «Я».

Иначе говоря, календарь дает возможность каждому человеку посредством участия в ритуальных действиях постоянно синхронизировать свою бытовую жизнь с общими провиденциальными задачами своей цивилизации, а также со своим собственным высшим предназначением.

Основным выражением ритуала является ПРАЗДНИК. Главные праздники связаны с прохождением Солнца по угловым точкам эклиптики и представляют собой наиболее важные, кульминационные точки года. Они задают и определяют ход развития событий в тех или иных сферах жизни (в зависимости от сокровенного смысла праздника).

При этом каждый человек, принимающий участие в празничных ритуалах, лично сопереживал священнодейству, символически отождествлял себя с персонажем мифа, вследствие переносил символические события природно-космического календарного цикла в свой внутренний духовный космос.

 Получается, что ритуал — это и праздник, и скорбь, и церемония, а если обобщить, то это выстраивание событий жизни в определенном порядке и забота о том, чтобы этот порядок никогда не нарушался. А почему нам так необходимо, чтобы он не нарушался? Потому что есть какое-то внутреннее ощущение справедливости, правильности этого порядка, и правильность эта заключается в том, что наши действия (как внешние жесты, так и душевные движения) должны максимально соответствовать внешней ситуации, т.е. они должны быть ответной реакцией на нее и одновременно содержать некий элемент ее предварения. Человек, участвующий в ритуале, — наполовину губка, впитывающая и оставляющая в себе вещество события, и наполовину маг, заклинающий событие наступить и воплотиться благоприятно для его участников.
 
В. В.Емельянов «Ритуал в древней Месопотамии»

Иными словами, участие в ритуале позволяет человеку проецировать свое сознание в мифологическое пространтсво – пространство идеальных образцов-эйдосов.