Аримойя
Историко-философский портал.
|
Павел Глоба был, в первую очередь, талантливым видящим. Это качество его натуры принципиально отличало его от других людей, начавших свою астрологическую практику во время перестройки в 80-х гг. XX-ого века. Это качество позволило ему самостоятельно по доступным тогда книгам освоить астрологический язык. Однако, работа с астрологической картой была для него лишь дополнительным методом получения информации. Этим он принципиально отличался от всех известных астрологов времен перестройки. Своих учеников Глоба учил, в первую очередь, «включаться», т.е. непосредственно видеть ситуацию.
Хотя, ради справедливости, следует отметить, что Глоба часто на словах декларировал необходимость проводить перед актом «включения» аналитическое исследование карты. «Сначала Меркурий, а потом Уран» – говаривал мэтр. Однако, на практике, во-первых, он сам никогда не следовал этому правилу, а, во-вторых, аналитические методы АСППГ, говоря математическим языком, не обладают «сходимостью». Другими словами, результаты анализа разных показателей в АСППГ практически всегда противоречат друг другу, и, в силу этого обстоятельства, по результатам анализа совокупности показателей невозможно сделать какой-то однозначный вывод. Именно поэтому сам Глоба, когда приводил пример анализа карты, практически всегда сосредотачивал свое внимание только на одном, зачастую малозначительном показателе, интуитивно выбирая тот, который наиболее полно совпадал с его видением ситуации. Как-то раз он даже вынужден был прервать чтение курса лекций, когда зашел в тупик, анализируя карту царевича Алексея, сына Николая II-ого. Поэтому анализ никогда не был, и не мог быть сильной стороной АСППГ.
Наиболее ярким примером, иллюстрирующим эту характерную особенность Павла Глобы, является трактовка натальной карты Иосифа Джугашвили (Сталина), опубликованная в журнале «Наука и Религия» № 11 и 12 за 1989 и № 1 за 1990 год. В этой статье Глоба приводит трактовку карты, построенную на официальную дату рождения советского диктатора 21 декабря 1879 года. В рецензии на эту статью, опубликованной в том же журнале (№ 1 за 1990), историк А.А.Антонов-Овсеенко пишет буквально следующее:
«Мне, историку, к тому же занимавшемуся биографией Сталина, было интересно сопоставлять данные его гороскопов со свидетельствами моей науки. Я обнаружил совпадения, как говориться от Павла Павловича не зависящие, нашел расхождения, и существенные, но первых больше чем вторых».
Таким образом, профессиональный историк написал, что Глоба достаточно верно охарактеризовал особенности судьбы бывшего «отца народов». Главной интригой в этой истории является тот факт, что через некоторое время в архивах была обнаружена подлинная дата рождения Джугашвили: 18 декабря 1878 года. Таким образом, П. П.Глоба сделал верные заключения по неверной карте! Этот пример наилучшим образом характеризует его как медиума, не испытывающего потребности в астрологической карте для построения своих выводов. Справедливости ради надо сказать, что в дальнейшем Глоба объяснял правомочность этой трактовки тем, что «официальная дата рождения руководителя государства тоже играет большую роль», но как известно, Павел Глоба – мастер объяснений. При этом надо учесть, что «гороскоп Сталина» являлся продуктом совместного труда супругов Глоба, и он был практически единственной развернутой трактовкой астрологической карты, опубликованной ими в СМИ. Поэтому именно по этой публикации можно судить о том, какими астрологическими методами реально пользовался Павел Глоба в своей практике.
Никто из других астрологов того времени не обладал подобным талантом. Об этом факте сейчас многие забывают, или умышленно умалчивают, однако именно эта способность Павла Глобы дает ему право называть себя основателем современной российской астрологической традиции. В правильности этого тезиса легко убедиться на следующем примере. В начале 90-х годов, несмотря на острый дефицит астрологической литературы, были изданы большими тиражами такие астрологические трактаты, как «Тетрабиблос» Птолемея и несколько сборников Бируни. В этих трактатах были изложены основы эллинистической астрологии, методы которой принципиально отличались от методов гуманистической астрологии нового времени, на которые опирался Павел Глоба. Если бы среди астрологов, условно говоря, первого поколения нашлись бы люди, равные талантом Павлу Глобе, то, очевидно, они могли бы самостоятельно освоить методы, изложенные у вышеприведенных авторов, и в настоящее время в России существовало бы несколько самобытных школ, опирающихся на различные базовые астрологические традиции. Однако, в 90-х годах прошлого века этого не произошло. Все астрологи первого поколения опирались на одни и теже базовые методы гуманистической астрологии. Более того, во многих случаях имели место прямые заимствования не из Алана Лео или Дейна Радьяра, например, а из Павла Глобы. Иначе говоря, все астрологи первой волны, за исключением, возможно, Феликса Величко, так или иначе, использовали наработки Павла Глобы в своей практике. Методы же Птолемея и Бируни не использовались астрологами первого поколения вообще, и только в последнее время стали практиковаться астрологами второго поколения. Этот факт наглядно демонстрирует, что именно Павел Глоба первым сумел «оживить» и адаптировать для российского астрологического сообщества базовые астрологические техники.
Это очень важный аспект истории отечественной астрологии. Как показывает практика, только человек, обладающий особым талантом, может самостоятельно изучить звездную науку. И чем больше этот талант, тем более сложные методы доступны его пониманию. Способностью же понимать методы, созданные в рамках иных культур, зачастую уже мертвых, обладают единицы. Павел Глоба не только обладал этой способностью в полной мере, он также был талантливым популяризатором астрологии. Он, как никто другой, умел изложить сложные астрологические понятия современным и простым языком. Тот, кто пытался самостоятельно изучать астрологию даже современных школ, например, ГША, знают, как порой бывает сложно соотнести трактовки, созданные в Германии 20-30-хх годов XX-ого века, с современной российской действительностью. Так что тогда говорить о методах и трактовках, созданных, например, в древней Индии, Греции или Иране. Даже методы трактовки средневековых европейских астрологов сложны для понимания современников.
Таким образом, главной заслугой Павла Глобы перед отечественной астрологией является адаптация элементарных астрологических принципов к условиям российской культуры. Эти принципы, конечно, еще не соединены в какую-то стройную систему, которая бы могла претендовать на роль фундамента российской астрологической традиции, однако, именно супруги Глоба (Мы не должны забывать и о Тамаре Глоба) являются фактическими родителями российской астрологии. И, какими бы не были их ошибки и заблуждения, все российские астрологи должны быть благодарны им за это.
ППГ создавал свою астрологическую систему в условиях острого дефицита какой-либо астрологической литературы, с одной стороны, и ажиотажного спроса на астрологические знания, с другой. Поэтому система Павла Глобы содержит в себе как общеизвестные техники, так и его собственные разработки. Эти составные части сплелись в причудливый клубок, который Глоба назвал древней авестийской астрологией, доставшейся ему в наследство от персидских магов. Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что большая часть составных элементов его системы создана в рамках культур, отличных от древнеперсидской, и имеет достаточно позднее происхождение. Вот несколько примеров:
Таким образом, оригинальность астрологической системы Павла Глобы заключается, прежде всего, в том, что он, используя общеизвестные астрологические техники, создал для них собственные трактовки. Этот факт еще раз подтверждает тезис о том, что Глоба, в первую очередь, видящий. Именно поэтому он не испытывал нужды следовать какой-либо существующей астрологической традиции. Вместо этого он создал свою. Ведь известно, что астрологическая традиция это, в первую очередь, преемственность системы интерпретации. В этом смысле система Павла Глобы полностью оригинальна, поскольку является плодом его индивидуального творчества. Оценить же адекватность этой системы очень сложно, поскольку интерпретационная часть астрологических методик наиболее субъективна, и в наименьшей степени поддается систематическому анализу.
Поскольку Павел Глоба, в первую очередь, опирается в своей практике на интуицию, то его метод относится к классу медитативных, а не аналитических техник. Подобные системы имеют большое сходство с гадательными практиками. В них упор делается на работу с ассоциативным рядом, возникающим в процессе медитации на астрологические символы. Прогностические методы таких школ обычно представляют собой примитивные профекции, подобные календарным системам. Поэтому Глоба, наряду с натальной картой, широко использует различные календарные циклы. Также следует сказать, что субъективность интерпретаций в медитативных системах проявляется еще и в том, что они настолько сильно связаны с личностью их создателя, что практически непригодны для использования другими людьми. Поэтому передача навыков работы с этими техниками производиться только по линии прямого генетического наследования. Иначе говоря, как-то использовать трактовки Глобы может только сам Глоба и его биологические потомки.
В результате астрологическая техника ППГ представляет собой эклектичное сочетание элементов, взятых из разных астрологических традиций, и, главное, лишенных единого фундамента, который мог бы их объединить. Поэтому характерной особенностью АСППГ является то, что ее элементы, иногда работая по отдельности, не образуют стройной целостной системы. В этом смысле, Павлу Глобе, к сожалению, не удалось довести свою систему до необходимого уровня совершенства. Например, в АСППГ совершенно искажен смысл такого базового астрологического понятия, как сигнификатор. В АСППГ сигнификатор вместо того, чтобы указывать на что-либо, просто является еще одним виртуальным управителем дома, тогда как в астрологической традиции сигнификатор это указатель на исследуемый астрологом объект. Поэтому главный недостаток АСППГ, равно как и всех иных астрологических систем, возникших на постсоветском пространстве, это отсутствие внятной системы моделирования реальных ситуаций астрологическими методами. Это проявляется в том, что АСППГ практически непригодна для решения хорарных и элективных задач.
Далее, в АСППГ совершенно искажена базовая система управления. Во-первых, в нее введены совершенно чуждые элементы, например, астероид Хирон [В 1988 году у Хирона была зарегистрирована кома. После чего его сразу перевели в статус кометы (95P/Chiron)], что противоречит не только астрологической традиции, но и здравому смыслу. Если рассматривать солнечную систему как единое целое, то расположение орбит планет подчиняется закону гармонии, и этот закон базируется на золотом сечении [Правило Тициуса — Боде. Эмпирическая формула, приблизительно описывающая расстояния между планетами Солнечной системы и Солнцем (средние радиусы орбит). Правило было предложено И.Д.Тициусом в 1766 г.и. получило известность благодаря работам И.Э.Боде в 1772 г.]. Орбита же Хирона совершенно не вписывается в эту стройную систему, поэтому приписывать ему управление чем-либо просто абсурдно. Джон Фроули высказался о Хироне следующим образом:
... скажем несколько слов о Хироне. Странный объект. Мнение астрономов о том, что он такое, меняется каждые несколько месяцев. Однако, несмотря на полное отсутствие у него какой бы то ни было значимости, Хирон привлек внимание тех астрологов, которые считают себя особенно развитыми в духовном плане. Сразу после его открытия, в 1977 году, он был узурпирован крикливой группкой «астрологов-целителей». Им хочется верить, что человечество стоит на пороге новой эпохи, где всякий будет исцелять своего ближнего. Соответственно, новооткрытый Хирон должен быть планетой целительства. И поскольку у всех у нас было поистине ужасное детство, он не простой, а раненый целитель, что делает его, очевидно, еще лучше. Однако, если задуматься, все это звучит сомнительно. Во времена открытия Хирона происходили события поважнее, чем наступление эры исцеления. А именно: взлет яппи, материалистического игрока на финансовых рынках, который богатеет, ничего не делая. Но почему-то никто из астрологов пока не считает Хирона биржевым маклером (хоть раненым, хоть здоровым). Кроме того, не будем забывать, что целительство издавна существует в мировых религиях.
Более того, в Вавилоне использовалась теория семи небес, пространственное расположение которых относительно эклиптики таково, что на этой плоскости они образуют 12 знаков зодиака. Поэтому включение в управлении каких-то иных планет противоречит базовому принципу астрологии. Система аспектов также не стыкуется с базовой системой знаков. Например, в изначальных астрологических традициях аспекты рассматривались как одна из систем взаимодействия знаков, поэтому все аспекты были кратны 30 градусам. Использование же аспектов иного размера обязательно должно предполагать, либо отказ от активного использования знаков зодиака, либо изменение их числа, либо использование системы гармоник, как Джиотише и в ГША. Например, использование аспекта величиной в 40 градусов допустимо лишь в зодиаке, состоящем из 9 знаков и т.д..
Джон Фроули в своей книге «Подлинная астрология» высказался еще более категорично:
Включение новых планет в систему управителей ошибка, выдающая полное невежество. Традиционная астрология основывалась на свете и провиденциальной зримости Небес невооруженному глазу. Планета без света лишена силы. [Кстати, поэтому во время солнечного затмения слабо Солнце, а во время лунного затмения слаба Луна.] Мы не видим света многочисленных новых объектов. Чтобы их увидеть, нужны подзорная труба или телескоп (а с некоторыми и телескоп не поможет). Свет зримое проявление истины, сути творения. У этих же объектов его нет, а потому они для нас не важны. Разумеется, они существуют, эти Уран, Нептун и Плутон, но они не значимы для нас, подобно ультрафиолетовому и инфракрасному излучению, которое можно увидеть только с помощью специальных приборов.
Более того, в системе АСППГ искажен главный принцип трактовки аспектов. Если в классической астрологии аспект определяет лишь ФОРМУ взаимодействия планет, а его смысл (содержание) формируется образующими его планетами, то Глоба преподнес этот принцип с точностью до наоборот. В его системе характер аспекта определяет не форму, а качество (смысл) результата взаимодействия планет. Например, в классической астрологии любое взаимодействие Марса и Венеры является негативным, поскольку «вредитель» Марс повреждает Венеру – отношения человека с окружающим миром. И каким бы аспектом не взаимодействовали эти планеты, результат его будет неприятным для человека. Подобное взаимодействие всегда будет указывать на проблемный характер отношений, частые конфликты и непонимание между партнерами. Глоба же утверждает, что «хорошие» аспекты (трин, секстиль) дают хорошие результаты, в частности, делают человека привлекательным для противоположного пола, и лишь «негативные» аспекты (оппозиция, квадрат) разрушают отношения. Однако, элементарная практика показывает, что любой аспект между этими планетами указывает на дисгармоничный и сложный характер взаимоотношений обладателя подобного аспекта. Еще более надуманный характер носят трактовки «кеплеровских» аспектов, который Глоба назвал «феноменальными». Поскольку в этом случае мэтр пытается наделить взаимодействующие планеты такими свойствами, которые им вообще не присущи. Например, аспекты группы квинтиля (72 градуса) трактуются как «освобождающие» от «оков кармы», хотя реально жизнь людей с большим числом подобных аспектов по уровню обусловленности ничем не отличается от жизни людей, у которых аспекты этой группы отсутствуют.
Евтушенко СергейОбновлено
Copyright © 2003-2025, «Аримойя»
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.