Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Мифы Петербурга: Лабиринт и Королевская кровь.

В мире существует только Амбер и его бесконечные отражения...

Летопись Янтарного королевства.

Роджер Желязны
Роджер Желязны

Роджер Желязны, известный американский писатель, создал роман «Хроники Амбера» или, в дословном переводе, «Летопись Янтарного королевства». Сюжет романа базируется на идее существования некоего праобраза-архетипа страны, воплощение которого во времени порождает целый Мир (королевство), в котором все является отражением этого прообраза, который Желязны называет «Лабиринтом».

По большому счету это очень древняя идея об изначальном божественном ПЛАНЕ, который лежит в основе всей ойкумены (обустроенной части Мира или космоса). Именно благодаря этому плану космос возникает из первозданного хаоса. Причем в древних мифологиях силы Порядка и Хаоса персонифицированы. Так, например, в вавилонской мифологии, главой сил порядка – космократором, – становится Мардук – гений Вавилона. Именно он побеждает в бою Тиамат – предводительницу сил Хаоса. Одержав победу, Мардук отбирает у Тиамат ТАБЛИЦЫ СУДЕБ, и основывает свой город – Вавилон, – который становится центром новой цивилизации.

Мардук и Тиамат
Мардук и Тиамат

Именно этот древний миф лежит в основе сюжета «Хроник Амбера», но Роджер Желязны, подобно Джону Толкиену, переосмысливает этот миф в категориях современной культуры и адаптирует его к нынешнему мировоззрению. Также он вводит в сюжет множество деталей, отсутствующих в древнем вавилонском мифе, транслируя этот миф в мифологическое пространство европейской культуры. В принципе, аналогичные космогонические мифы лежат в основе любой цивилизации, однако, в произведении Желязны акценты расставлены таким образом, что этот миф очень органично встраивается в контекст нашей повседневной жизни, т.е.. Желязны описывает очень важный процесс слияния мифологической и бытовой реальности.

Лабиринт
Лабиринт

Если кратко изложить сюжет Хроник, то суть его состоит в том, что некий маг по имени Дворкин решает создать свой Мир. Для реализации своей цели он берет «Камень провидения» и своей кровью создает ЛАБИРИНТ – основу мироздания, который начинает порождать расходящиеся (энерго-информационные) волны, структурирующие окружающее пространство, согласно закону (принципу) лабиринта. Эти волны порождают ОТРАЖЕНИЯ (тени) – локальные пространственно-временные континуумы, организованные в соответствии с законом лабиринта. При этом чем дальше от центра отстоит то или иное отражение, тем менее оно совершенно, т.е. тем больше в нем присутствует нарушений изначального порядка, задаваемого лабиринтом.

При этом самым первым и совершенным отражением лабиринта является Амбер – великий город, стоящий на берегу моря, в котором расположен королевский дворец – резиденция королей Амбера, являющихся прямыми потомками Дворкина и Единорога – тотемического (геральдического) животного, порожденного лабиринтом, и являющимся его главным хранителем.

Таким образом, между лабиринтом и королевской семьей (кровью) существует неразрывная связь – симбиоз. С одной стороны, королевская семья поддерживает физическое существование лабиринта, а, с другой, лабиринт наделяет членов королевской семьи магической силой, которую он аккумулирует из подконтрольного ему пространства.

Особенности русской монархии.

Король Артур
Король Артур

Этот принцип лежит в основе любой монархии – мистическая связь между королевской кровью и землей. Именно эта связь делает королевскую власть легитимным и необходимым элементом государственности.

Дело в том, что в рамках этой модели Король выступает не только и не столько в роли, говоря современным языком, главного менеджера или главы правительства, сколько в роли главного хранителя страны, которая без короля сразу приходит в упадок, т.е. возвращается в первозданное хаотическое состояние. Поскольку залогом ее благосостояния является королевская кровь. Однако, это европейский, в первую очередь, германский взгляд на королевскую власть, зафиксированный в мифах о короле Артуре и святом Граале, который в одном из прочтений означает «святая кровь».

Ведь изначально цикл легенд о Граале возник в кельтской среде и его центральным сюжетом был мотив кровной мести. Обычно герой мстил за убийство своего отца и успокаивался только тогда, когда в его руках оказывалась голова поверженного врага. В дальнейшем под влиянием христианства мотив кровной мести заменяется мотивом поиска «крови Христа», т.е. речь идет о переосмысленном христианском обряде причастия, в котором вино превращается в кровь Спасителя, обладающую способностью смывать человеческие грехи.

Волхв
Волхв

В русских же традициях существует принципиально иное восприятие королевской власти, обусловленное тем обстоятельством, что у славянской ветви ариев хранителями законов были не короли (князья), как у кельтов и германцев, а жрецы (брахманы, волхвы). Поэтому королевская (царская) власть у славян не вызывала того уважения и священного трепета, как у наших европейских собратьев. Ведь с точки зрения славянина, равно как и руса, и угра, король (князь) это, прежде всего, военный вождь, т.е. руководитель, который должен следовать закону, который хранят священники-волхвы. Поэтому король в славяно-угорской традиции никогда не имел верховной власти, которая всегда принадлежала жрецам-волхвам.

В этом кроется причина глобального конфликта, который возник между русскими царями и священниками сразу после возникновения русского царства.

Ведь древняя Русь (V – XIV вв.) не была монархией, поскольку мирская власть в стране принадлежала не одному верховному правителю – королю, – а целому княжескому клану. При этом Великий князь имел, в основном, только одну привилегию – возможность княжить в столице Руси – Киеве. По всем остальным вопросам управления князья отдельных земель сохраняли полную самостоятельность и спокойно игнорировали даже те решения, которые были приняты на съездах князей русских земель. При этом культурное единство Руси обеспечивалось жрецами-волхвами, входившими в единую гильдию хранителей законов Русской земли. После принятия христианства роль волхвов стали играть христианские священники, и единство Руси уже поддерживалось единством русской православной церкви. Этот порядок соответствовал изначальному архетипу российской цивилизации.

Ситуация кардинальным образом изменилась в конце XV века после того, как Московская Русь стала царством. Первым русским царем был Василий Иванович – сын Ивана III-ого и византийской принцессы Софьи Палеолог. Однако, первый серьезный конфликт между царем и духовенством возник в царствование Ивана Грозного, который следуя византийской модели управления страной, всячески стремился подчинить церковь своему влиянию. Результатом этого противостояния стала гибель династии Рюриковичей-Палеологов и утверждение на российском троне сына Патриарха Филарета – Михаила Романова. Таким образом, в начале XVII-ого века все вернулось «на круги своя». Верховная власть, согласно древним традициям, снова перешла к священникам-жрецам, поскольку в период царствования Михаила Романова реально страной правил его отец – Патриарх православной церкви.

Низложение Патриарха Никона Милорадович 1885 год
Низложение Патриарха Никона
Милорадович 1885 год

Однако уже при Алексее Михайловиче конфликт между Царем и Патриархом разгорелся с новой силой. Царствование второго Романова было отмечено церковным расколом и очередным противоборством Царя и Патриарха. Эта борьба проявилась с особой силой в тот период, когда патриарший престол занимал умный и властный Никон, который хотел сохранить фактическое превосходство власти церковной над светской. Однако, Алексей Михайлович тоже не хотел уступать своей короны. Результатом этой борьбы стало низложение и ссылка Патриарха, от которого отступилась большая часть клира, не желавшая видеть сильную личность на патриаршем престоле даже ценой потери самостоятельности церкви.

Последнюю точку в этом конфликте поставил Петр Великий, отменивший Патриаршество и утвердивший принцип верховенства царской власти над духовной.

Пётр Великий
Пётр Великий

При этом Петр Первый, принявший европейское мировоззрение, очевидно, принял и германский принцип королевской власти, согласно которому, как было написано выше, именно король является главным хранителем земли и ее законов. Священники же, в рамках этой модели, выступают лишь в роли его помощников и слуг.

Далее действиями Петра уже руководила логика принятой доктрины, согласно которой король должен вступить в мистический союз с землей, т.е., говоря словами Роджера Желязны, должен создать свой «Лабиринт» и построить свой Амбер – царский город, в котором должны жить хранители закона и земли.

Поэтому после того, как в 1700 году Петр Первый заблокировал выборы нового Патриарха, самолично назначив местоблюстителя патриаршего престола или экзарха – Стефана Яворского, – строительство новой столицы стало неизбежным, поскольку старая столица – Москва, – олицетворяла собой принцип верховенства духовной власти над светской, поскольку она возвысилась среди русских городов только после того, как митрополит Петр в 1325 году перенес туда свою резиденцию.

Здесь проявляется мистический смысл имени Петр в русской культуре, миф которого связан с созиданием нового миропорядка. Так митрополит Петр создал московскую Россию, а царь Петр – Российскую империю.

Поэтому Петр Великий должен был «начертать новый лабиринт» и построить свой «Амбер», который стал бы носителем и хранителем идеи нового царства, построенного на иных принципах, и где могли бы править его потомки.

И этим городом должен был стать Петербург – град Петров...

Copyright © 2003-2025, «Аримойя»

При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ
без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.