Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Вальпургиева ночь
30 апреля 1926 года.

Когда же сатана посетил Москву и проверил, как там идут дела? Это произошло со среды 28 апреля по воскресенье 2 мая 1926 года!

Все биографы и мемуаристы уверенно сходятся в том, что основной замысел романа уже сложился у Булгакова к 1928 году. А основной замысел именно в том и состоит, что дьявол гостил несколько дней в нашей столице. М.Булгаков продолжал писать роман до самой смерти, и все, что угодно мог изменить и добавить кроме этого основополагающего факта. Следовательно, не позднее весны 1928 г. визит сатаны уже состоялся. Из всей обстановки очевидно, что это было не ранее1923 года. А какой был месяц? Судя по погоде – конец апреля и весь май. Раньше не бывает в Москве такой погоды. А июнь не может быть, т.к. слово «весна» повторяется многократно, а вот лето не упоминается ни разу, даже, как приближающееся. Сам Михаил Афанасьевич дважды сообщает читателю, что стоял май. Однако, поверим ему лишь отчасти. Тем более, что М.Булгаков, как в этом романе, так и в других произведениях, нередко камуфлирует истинную картину.

Рассуждать на тему уточнения времени действия романа можно много и плодотворно. Можно скрупулезно анализировать бытовые подробности московской жизни, политические, экономические культурные и топонимические признаки. Выводы могут получиться весьма интересными и поучительными, но вск указания на точную дату будут лишь косвенными.

Однако есть два фактора, которые решают вопрос однозначно. А именно:

1. Время действия СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ.

2. С пятницы на субботу была ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ.

Мне представляется, что если кому-нибудь из подлинных почитателей романа это не было известно ранее, то сейчас они поверят в это и без нижеприведенных объяснений – настолько все очевидно. А остальным скажем, что, во-первых, между событиями романа в Москве времен раннего построения социализма и событиями в Ершалаиме времен Тиверия-кесаря существует безусловная и однозначная связь, о которой, однако, прямо в романе нигде не говорится. Но зато настойчиво многократно говорится о весеннем ПОЛНОЛУНИИ. Например, в первой сцене романа после рассказа профессора о Понтии Пилате – «.. небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая». Также в последней главе, когда главные герои на волшебных конях уносились прочь от Москвы – «навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна».

А что же такое весеннее полнолуние, как не великий праздник Пасхи Христовой?

По постановлению Вселенского Никейского собора православная Пасха празднуется после пасхи еврейской в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него. Поэтому Пасха празднуется в один из 35 дней в промежутке от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Приведем перечень интересующих нас полнолуний и Пасхалию за эти годы:

1923 год. Полнолуние 30 апреля, Пасха 8 апреля.

1924 год. Полнолуние 19 апреля, Пасха 27 апреля.

1925 год. Полнолуние 9 апреля, Пасха 19 апреля.

1926 год. Полнолуние 28 апреля, Пасха 2 мая.

1927 год. Полнолуние 17 апреля, Пасха 24 апреля.

1928 год. Полнолуние 5 апреля, Пасха 15 апреля.

Уже из этого списка ясно, что подходит нам только 1926 год.

А как вам понравится следующая констатация: «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Очевидно, что речь идет не просто о дне недели (кому это интересно?), а о Воскресении Христовом, когда прощаются все грехи наши.

И еще цитата из Эпилога:

«Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это – сотрудник института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев.».

Почему полнолуние названо «праздничным»? Я буду весьма признательным, если мне предоставят другое объяснение, кроме того, что это канун Пасхи.

Теперь о Вальпургиевой ночи. В средневековой мифологии это ночь с 30 апреля на 1 мая (День святой Вальпургии), время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались верхом на помеле, козле или свинье на гору Броккен в Гарце и собирались с другой нечистью вокруг сатаны. Подробности смотри в «Фаусте».

Вернемся в Москву в пятницу, в тот день, когда Маргарита получила от Азазелло приглашение вечером посетить Воланда. Последний проживал в десяти минутах ходьбы от особняка Маргариты. И как же Маргарита (а вслед за ней и Наташа) преодолевает этот нехитрый путь?

— Пора! Вылетайте, – заговорил Азазелло в трубке… – полетайте над городом, чтобы попривыкнуть, а затем на юг, вон из города, и прямо на реку. Вас ждут!

После этого Маргарита верхом на помеле (половой щетке) и Наташа на свинье (борове Николае Ивановиче) с чудовищной скоростью пустились в полет. Далеко внизу, в земной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и повалилось под ноги летящей, но тут же завертелось винтом и провалилось в землю. Еще несколько секунд – такое же точно явление.

— Города! Города! – прокричала Маргарита.

После этого раза два или три она видела под собой тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых черных футлярах, и сообразила, что это реки.

Повернув голову вверх и налево, летящая любовалась тем, что луна несется под нею как сумасшедшая, обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте, так что отчетливо виден на ней какой-то загадочный, темный – не то дракон, не то конек-горбунок, острой мордой обращенный к покинутому городу.

Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву…

Маргарита же пронзительно свистнула и, оседлав подлетевшую щетку, перенеслась над рекой на противоположный берег. Тень меловой горы сюда не доставала, и весь берег заливала луна.…. Прием ей оказан был самый торжественный. Прозрачные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями… Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться придворными поклонами. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк…

Остались ли у читателя сомнения, что в Вальпургиеву ночь вечером 30 апреля 1926 г. Маргарита Николаевна и ее домработница Наташа летали на меловую гору Броккен, чтобы быть посвященными в ведьмы? В ином качестве они не могли присутствовать на ежегодном балу сатаны.

Итак, несмотря на то, что этот бал давался неподалеку в квартире №50 по Садовой 302-бис, москвички Маргарита и Наташа вынуждены были в срочном порядке сгонять в классическое место проведения ежегодного шабаша.

Если месяц действия мельком упоминается дважды, число и год – ни разу, то дни недели фиксируются на страницах романа несколько десятков(!) раз. История на Патриарших была в среду вечером, скандальный сеанс в варьете – в четверг, встреча Маргариты с Азазелло – в пятницу, бал у сатаны – в ночь с пятницы на субботу, попытка ареста и последние проделки Бегемота и Коровьева – в субботу, отлет из Москвы, освобождение Пилата и определение судьбы Мастера – в ночь с субботы на воскресение.

Итак, день святой Вальпургии совпал со Страстной православной субботой. При жизни М.А.Бклгакова это произошло дважды: в 1926 году и 1937 году. Очень даже может быть, что дьявол наведывался в Москву 1937 года, скорее всего так и было, однако ясно, что в романе описано посещение с 28 апреля (Великая среда) по 2 мая (Светлое Христово Воскресенье) 1926 года. Кстати полнолуние в 1937 году пришлось на 25 апреля и поэтому последние дни Страстной недели уже нельзя с полным правом считать днями полнолуния. Зато в 1926 году Луна встала в точную оппозицию Солнцу в 0 часов и 16 минут по Гринвичу в среду 28 апреля, и таким образом все события романа протекали под сильнейшим воздействием полной луны.

Вероятно, в этот момент противостояния светил и завязался весь причудливый узел, который распутался через четыре дня и в результате чего «в течение долгого времени по всей столице шел тяжелый гул самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся и в отдаленные и глухие места провинции,…и слухи эти даже тошно повторять.»

Посмотрим на ситуацию в небесах в это время.

Пасхальное полнолуние
Рисунок 1
Пасхальное полнолуние
28 апреля 1926 года 2: 16 МВ, Москва

Бросается в глаза точный большой квадрат или крест: Селена в Тельце; Нептун в соединении с Лилит во Льве; Сатурн в Скорпионе; Юпитер в соединении с Марсом в Водолее.

Рискну предположить, что жертвами этого креста стала несчастная четверка персонажей, пострадавшая лично от профессора Воланда. А именно: Берлиоз, Степа Лиходеев, буфетчик Соков, Никанор Иванович Босой. Очень похоже, что натальное Солнце председателя МАССОЛИТа пребывает во Льве, в зоне действия транзитных Нептуна и Лилит. Солнце во Льве – мощный показатель для профессионального литератора и руководителя творческого союза. Транзитный Нептун подтолкнул Михаила Александровича на роковые религиозные теоретизирования, а Лилит направила эти рассуждения на атеистические рельсы. Если бы Мастер знал, что Лилит проходит по Солнцу радикса Берлиоза, он бы не удивлялся, отчего этот эрудит не распознал сатану.

Степа Лиходеев явный Водолей. Непредсказуемость и изобретательность, склонность к экстравагантным выходкам – типичные признаки этого знака. Благоприятное партнерство по совместному проживанию со «Львом» Берлиозом также подтверждает принадлежность директора варьете к Водолею. И вот по натальному Солнцу Степана Богдановича тяжело проехались объединенные Юпитер и Марс. Первый дал ему более чем неожиданное путешествие в Ялту и последующее понижение в должности. А Марс украсил эти события скандально-агрессивным фоном.

Перейдем к председателю жилтоварищества Никанору Ивановичу Босому. Конечно, он Телец. Обстоятельный и фундаментальный лишенный возвышенных чувств, любитель хорошо поесть, также стал жертвой Воланда и крестовой ситуации. Но с его натальным Солнцем соединилась транзитная Селена. Кстати здесь же находится натальное Солнце самого Михаила Афанасьевича Булгакова. Может быть поэтому вопреки здравому смыслу Никанор Иванович оказался единственным героем «Мастера и Маргариты», который связан с драматическим театром, драматическими актерами и спектаклями. Так вот, Селена указала Босому выход. Как ни смешно это выглядит, но Никанор Иванович один из немногих персонажей, которые столкнувшись с кознями сатаны, искренне обратился за помощью к Христу и даже на Лубянке требовал окропить помещение. В результате он и пострадал явно меньше своих подельников по крестовой ситуации. Похожим образом вырвался из когтей дьявола Иванушка Бездомный, прибегнув к помощи иконки неизвестного святого и венчальной свечки.

Андрей Фокич Соков, буфетчик из варьете, – мрачный Скорпион, унылый противник вина и азартных игр, явно помнящий о смерти. Он сразу безоговорочно признал авторитет Воланда и не усомнился в истинности его предсказаний, но за помощью к Христу не обратился. А последовать совету сатаны – «устроить пир и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями»-не позволил ему транзитный Сатурн, воссоединившийся с его натальным Солнцем. Поэтому он и «.. умер от рака печени в клинике Первого МГУ месяцев через девять после появления Воланда в Москве…».

Хочется отметить еще один астрологический факт. Все четыре описываемых полуночи в зените над Москвой стоял знаменитый королевский тринадцатый градус Скорпиона – точка сборки космограммы, точка вхождения Духа в ноосферу Земли. В Страстную неделю, когда торжествуют силы зла, именно в полночь через эту точку сатана получал энергетическую подпитку. И именно в этот торжественный и грозный момент мир оглашался грохотом оркестра и сатанинскими плясками.

Полночь со среды на четверг в Грибоедове.

И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «аллилуйя»!!! Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала…Тонкий голос уже не пел, а завывал:

«аллилуйя»!... И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке.. и т.д.

Полночь с четверга на пятницу в варьете.

А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:

— сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.

Полночь с пятницы на субботу в квартире №50.

— Бал! – Пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним звука и запаха…. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью…. В следующем зале…гремел нестерпимо громко джаз. Лишь только дирижер увидел Маргариту,… пронзительно закричал: – аллилуйя!

Надо отметить, что в полночь Вальпургиевой ночи точка зенита над Москвой уже выходила из 13 градуса Скорпиона. И сатана принял меры.

Тут что-то ее (Маргариту) изумило.

Она оглянулась на окно, в котором сияла луна, и сказала:

— а вот чего я не понимаю... Что же, это все полночь да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?

— Праздничную полночь приятно немного и задержать, – ответил Воланд.

И только в ночь на воскресенье, когда «Христос воскресе!» – сатанинский энергетический канал был перекрыт, и вся нечисть торжественно покинула Москву, предоставив компетентным органам расхлебывать круто заваренную кашу. Вышеуказанные органы с присущим им чутьем напали на верный след и через неделю 7 мая 1926 года произвели обыск на квартире М.А.Булгакова.

Яков Учитель
1994

 

Обновлено
06 мая 2009