Аримойя.
Ангел
Аримойя
Проект астролога Сергея Евтушенко.
Роза Мира

Фильм Павла Лунгина «Остров» как отражение духовных исканий постперестроечной России.

Отсутствие у нации каких-либо идеалов, идеологии и общественных устремлений ведет к ее распаду, разложению, а со временем, и к ее исчезновению с мировой сцены. Так было со всеми государствами и империями, с нациями, создавшими эти государства и империи. Не является исключением и советская империя, и Россия. С началом горбачевской перестройки в 1980-х годах, а особенно после распада СССР в 1991 году отечественный кинематограф, а равно и отечественная литература, во многом определяющие идеалы общества, поменяли вектор своих устремлений и тематику своих произведений.

На смену героям труда и соцреалистической действительности с их, пусть и отчасти наивными, представлениями и идеалами патриотизма, братства, справедливости пришли «герои» капиталистической реальности - бандиты, преступники, мошенники, воры, проститутки, фотомодели, «попса» на эстраде и в литературе, банкиры, олигархи, - и схожие с ними по поведению, морали и идеалам, хоть по замыслу вроде бы и «антиподы» перечисленных «героев», - «менты», адвокаты, следователи прокуратуры, тюремщики, бойцы ОМОНа, СОБРа и армейского спецназа. Достаточно только перечислить названия популярных в последние годы кинофильмов: «Бригада», «Бумер», «Брат», «Зона», «Бандитский Петербург», «Олигарх», «Антикиллер», «Слепой», «Адвокат», «Охота на пиранью» и т.п.

Особая речь о фильмах ужасов и мистики «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Волкодав» - отечественных калек с американских триллеров. Даже старый добрый джин - друг пионеров и просто детей из фильма «Старик Хоттабыч» усилиями отечественного кинематографа превратился недавно в какого-то придурковатого духа, «шныряющего» по Интернету, Хатт@бь)ча. А лубочные кинокартины о вроде бы старой, доброй царской России «Сибирский цирюльник», «Статский советник», «Турецкий гамбит» не несут серьезного нравственного посыла кино- и телезрителю.

Подобное перерождение отечественного кино, да и почти всего искусства, литературы не случайно. Корни этого, с астрологической точки зрения, как всегда, лежат в карте декларации суверенитета России от 12 июня 1990 г., приведенной на рис. 1.

Карта российского государства от 12 июня 1990 года
Рис. 1. Карта декларации независимости России, 12.06.1990 г., 9:45 GMT, г. Москва

Основной конфигурацией, отвечающей за «живописно-яркое» описание преступников, бандитов, проституток, «ментов», бойцов спецназа, олигархов в карте России является оппозиция Плутона в Скорпионе во 2 Доме вблизи начала 3 Дома средств массовой информации (СМИ) - прессы, радио и телевидения - с Венерой в Тельце в 8 Доме секса и банков. Поэтому организованная преступность (Плутон в Скорпионе) в России интегрирована в финансовую и экономическую жизнь страны, тесно скооперирована с олигархами, государственными чиновниками (трин Плутона с Юпитером в 10 Доме), полностью контролирует проституцию, включая и торговлю «живым товаром» за границей, игорный и шоу-бизнес (оппозиция с Венерой в Тельце в 8 Доме). Плутон в Скорпионе также управляет 3 Домом СМИ. [2] Не случайно в стране самые популярные и часто показываемые фильмы - про бандитов, самые читаемые книги - тоже про них, самая популярная - это блатная музыка.

Поэтому среди молодежи (3 Дом), да и другого населения до 35-40 лет [3] идеалом настоящего мужчины является киллер, бандит, лагерный авторитет, на худой конец - олигарх в качестве финансового бандита (Плутон в Скорпионе), а идеалом настоящей женщины - красивая и дорогая проститутка, модель, либо воровка - подруга бандита (Венера в Тельце в 8 Доме). Трин Нептуна в 4 Доме в Козероге с Плутоном и секстиле с Венерой помогает кинопродюсерам (Нептун в Козероге) найти необходимое финансирование (Венера в 8 Доме банков) съемок фильмов про бандитов и других «героев» России нашего времени (Плутон в Скорпионе), средствами кинематографа (Нептун) красочно отобразить их «подвиги и успехи», обеспечить кассовые сборы (Плутон во 2 Доме денег) от проката и показа этих фильмов.

Однако после просмотра этих фильмов в душе зрителя пробуждаются лишь самые низменные чувства - жестокость, мстительность, неверие в справедливое мироустройство, в любовь и сострадание, в искренность и порядочность людей. (Нормой поведения становятся ложь, обман, предательство близких. Доп. СЕ) А молодежь, подражая героям выше перечисленных фильмов, становится на преступный путь, сбивается в бригады, старается поскорее попасть в зону и приобрести тюремный авторитет. Так как кровь, насилие и секс заполонили весь отечественный теле- и киноэкран, то создается ощущение полной беспросветности российской действительности посреди удвоения ВВП, газовых войн, нефтяных прибылей, построения суверенной бюрократии, всеобщей сытости, массовой вовлеченности в воровство, монетизацию льгот, депопуляцию страны, перехода к ЕГЭ, который уничтожит остатки неусредненности образования.

Кажется, что никто не задается вопросом, что с нами в целом и с каждым из нас в частности происходит, чего мы на самом деле хотим и к чему стремимся? И вот, вопреки разговорам и мнениям о конце морали, об исчерпанности этических ориентиров и торжестве формулы «православие, самодержавие, доходность» в 23 ноября 2006 г. на экранах кинотеатров, а в Рождественский вечер 7 января 2007 г. - на канале ОРТ, сверкнув посреди тьмы ослепительным лучом света, вышел пронзительный фильм Павла Лунгина «Остров».

Сюжет фильма прост и незамысловат. Начинается фильм эпизодом времен Второй мировой войны. Немецкий сторожевой корабль захватывает в море небольшую баржу, на которой перевозят уголь двое русских. Одного, кочегара Анатолия, фашисты заставляют выдать, а затем и убить своего старшего товарища Тихона, вложив обезумевшему от страха и побоев юноше в руку пистолет. Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей.

Затем действие переносится в 1976 год. Уцелевший после взрыва Анатолий нашел приют на пустынном северном острове в море, в маленькой православной обители. Он работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля, и даже для своих похорон приготовил вместо гроба угольный ящик.

Но его странности и юродство смущают собратьев-монахов - то он зачем-то кидает обгорелой головней в игумена - отца Филарета, то бросает в печь его сапоги, то громко кричит петухом, то на службе не в ту сторону молится. Но в каждой такой выходке есть смысл - иносказания об очень важных вещах. На остров издалека приезжают люди, веря, что отец Анатолий - это святой старец, способный дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. И он никому не отказывает в помощи.

В одном эпизоде отец Анатолий вразумляет молоденькую, простоватую и некрасивую девушку отказаться от греха детоубийства - аборта, которая боялась, что ее с ребенком замуж не возьмут, говоря ей, что замуж она и так никогда не выйдет, а ребеночек-то - утешение с ней будет.

Вдове, которой стал сниться муж, погибший на войне еще 30 лет тому назад, в 1944 году, и просящей отслужить заупокойную службу по убиенному мужу, отец Анатолий говорит, что ее муж не погиб, а попал в плен и после войны остался во Франции на поселение. А сейчас ее муж сильно болеет и хочет перед смертью повидать свою любимую жену. Потому ей надо продать дом, хряка и ехать во Францию болящего мужа перед смертью утешить и своей рукой глаза ему закрыть.

В другом случае, по молитвам отца Анатолия исцеляется ходивший на костылях маленький мальчик Ванечка, который упал с крыши сарая и сломал ногу. Мальчику, по словам матери, уже 4 операции делали. Его показывали разным хирургам и профессорам, но ничего не помогло. Уже и бедро у мальчика начало гнить (очевидно, это остеомиелит. Прим. АБ).

Но сам отец Анатолий все время сильно страдает, каясь и тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Он постоянно творит умную молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», молит о прощении убитого товарища. И его покаянные молитвы услышаны. На остров к отцу Анатолию привозят девушку Настю, сошедшую с ума после гибели в морской пучине ее мужа-подводника.

И привозит девушку ее отец, адмирал Северного флота - тот самый шкипер Тихон, ныне Тихон Петрович, в которого стрелял на барже струсивший Анатолий из-за которого он так маялся всю свою жизнь. После отчитки (изгнания, экзорцизма) бесов отцом Анатолием девушка исцеляется, а ее отец-адмирал говорит кочегару-старцу, что он давно простил его, снимая тем самым с него грех убийства, хоть и не свершившегося, товарища.

После отъезда адмирала с исцеленной дочерью отец Анатолий ложится в ящик-гроб и мирно отдает душу Богу к светлой печали своих собратьев-монахов. В финальной сцене монахи везут на лодке гроб-ящик с телом отца Анатолия, а отвечавший за хозяйственные нужды монастыря отец Иов, имевший с ним немало споров и хлопот, держит поднятым рядом с гробом большой деревянный крест.

В рецензиях на фильм был высказан широкий диапазон суждений - от сдержанно негативных характеристик ряда строгих священников, прихожан и кинокритиков-атеистов «это - православие на экспорт» и «какой-то дурной сон, морок, зазеркалье» до восторженного «это - радостный фильм, легкий, сделанный на одном дыхании и смотрящийся тоже на одном дыхании, хоть и со слезами на глазах».

Конечно, к фильму «Остров» можно предъявить немало претензий, и с исторической точки зрения, и с точки зрения соответствия канонам Православия, ибо в 1970-е годы не было таких монастырей, и сам главный герой - отец Анатолий, проявивший во время войны трусость, убивший своего старшего товарища в припадке страха за свою жизнь, - не может быть признан Русской Православной Церковью (РПЦ) настоящим святым, а лишь покаявшимся грешником. А существовавшие в те времена немногие старцы и духовидцы были головной болью духовного руководства, адаптировавшегося к условиям атеистического государства и контроля со стороны КГБ. В реальности подобные святые старцы изживались из обителей, их на дух не переносили власти, их стеснялись в церковном руководстве и их напрямую подвергали гонениям сами монашествующие, не слишком достойные своего звания.

Однако нужно иметь в виду, что фильм «Остров» представляет собою все-таки притчу и не претендует на историческую адекватность в целом. Но, несмотря на все явные и очевидные несоответствия, фильм все равно производит очень сильное и светлое впечатление. Многие люди, даже совершенно далекие от церкви, от веры, в том числе и молодые, приняли этот фильм как правдивый и настоящий, увидев в отце Анатолии «истинного верующего». Даже те, кто никогда не ходил в кинотеатры, шли смотреть этот фильм. Потому впервые за последнее десятилетие руководство кинотеатров обратилось к телеканалу «Россия», продюсировавшему фильм, кинопрокатной группе и кинокомпании «Каропрокат» с просьбой продлить сроки демонстрации картины, поскольку такого еще не было, чтобы на отечественной картине с не самым простым сюжетом число зрителей к концу третьей недели не становилось меньше.

Высоко оценил работу создателей «Острова» и Патриарх Алексий II, сказав, в частности, что, затронув темы монашества, смирения, юродства, создатели фильма «справились с этим блестяще». Часто появляющийся на телевидении богослов, диакон Андрей Кураев, охарактеризовал «Остров» как «кино не елейного православия», «очень человечный, очень неожиданный и честный фильм, без педалирования чудес и экзотики».

В чем же секрет уникального для сегодняшнего кино успеха фильма «Остров» как у профессионалов, так и у широкой публики? Конечно, это произошло и при существенной помощи РПЦ, которая поддержала картину, направляя на нее своих прихожан. Однако и усилия РПЦ оказались бы далеко не столь эффективны, если бы в зрительской среде не созрела потребность в «другом» кино, чем-то, к которому нас приучило телевидение в виде «Дозоров» дневного и ночного, «Бригад» и «Зон».

Секрет успеха «Острова» - не в эксплуатации модной темы православия и национальной традиции. Секрет - в массовом желании другой жизни. Имеются в виду не политическое устройство, не экономические модели и даже не система образования, хотя она важнее политики и экономики, вместе взятых. Имеется в виду частная, личная, индивидуальная жизнь, вписанная в систему ясных норм и правил и соотнесенная с однозначными представлениями о добре и зле. Не обязательно праведная (сочувствие у зрителей вызвал раскаявшийся грешник, а не преподобный святой). Но обязательно - выверенная по этической шкале. Зрительская реакция на фильм «Остров» - это, по сути, общенациональный референдум по вопросам: какое общество нам нужно, какая политика действительно соответствует массовому запросу? И оказывается, что это - общество, в котором приемлемо не все, что доходно и эффективно, но то, что морально.

У всякого общественно значимого события и явления должны быть и соответствующие астрологические основания. Так в чем астрологическая подоплека успеха фильма «Остров»? Если обратиться к карте независимости России на рис.1, то можно увидеть, что тематика фильма символически, архетипически связана с этой картой, в частности, с ее 4 Домом, описывающим основы бытия народа, его корни и мифы.

Там, в 4 Доме карты России находятся Уран (8°17), Нептун (13°48) и Сатурн (24°13) в перехваченном знаке Козероге. Поскольку Нептун связан с духовностью, мистикой, святыми, морем, Уран - с пророками, пророчествующими и юродивыми, откровениями, а Сатурн и сам Козерог (которым Сатурн управляет) - с Севером, холодом, отшельниками, местами уединения и изоляции, монастырями, тюрьмами, углем (!), то в одном из прочтений этой конфигурации мы как раз и получим описание главного героя фильма отца Анатолия - юродствующего (Уран) святого (Нептун) монаха-отшельника и старца (Сатурн), живущего на северном острове в окружении вод холодного моря (Нептун в Козероге), работающего истопником, возящего каменный уголь (Сатурн в Козероге) в кочегарку. [4]

Как юродствующий отец Анатолий и ведет себя необычно - уранически : бросает головню в игумена, сжигает его сапоги, кричит петухом со звонницы. Как духовидец отец Анатолий провидит (Нептун) житейские и духовные причины бед приходящих, приплывающих к нему людей и когда иносказательно, когда напрямую говорит им об этом. Как полный нестяжатель и аскет (Сатурн) живет прямо в кочегарке, спит прямо на кучах угля, не обращает никакого внимания на свой внешний вид.

Из аспектов Нептуна в 4 Доме видны причины, приведшие Анатолия на остров в монастырь, его отношения с церковным начальством. Так, в секстиле Нептуна с Плутоном в Скорпионе последний - Плутон - описывает ситуацию смертельной опасности, угрозу смерти, психологический кризис, наконец, само убийство другого человека из стремления спасти свою жизнь. Обстоятельства и место убийства через секстиль Плутона с Нептуном и квадрат Марса в Овне с Ураном и Нептуном вновь символически описываются стеллиумом планет в 4 Доме - неожиданный (Уран) захват немцами (Сатурн, так как немцы - от слова немые, неговорящие [по-русски]) во время активных военных действий (Марс в Овне в 7 Доме явных врагов) [5] баржи (Нептун) с углем (Сатурн) в северном холодном море (Нептун в Козероге). К тому же Марс управляет 8 Домом смерти в Овне и потому тоже связан с темой смертельной опасности и убийства.

Так как Нептун находится в оппозиции с Юпитером в Раке в 10 Доме начальства, то церковное (Юпитер) начальство (10 Дом) в лице игумена Филарета, вроде бы и душевное (Рак) на вид, тем не менее, не очень-то благоволит (из-за оппозиции) к святому отцу (Нептун) Анатолию. Ибо оно - начальство вынуждено думать и заботиться не только о духовном, но мирском благоустройстве монастыря и его обитателей. И потому начальство привержено отчасти мирским радостям и удовольствиям в виде удобных сапог, уютной и теплой кельи, похвалы вышестоящего церковного начальства - епископа. [6]

Это внутренне противостояние святых и церковных властей, церкви как общественного института хорошо описано в книге Петра Иванова «Тайна святых. Введение в апокалипсис», в которой говорится, что задача святых - донести до мира иную весть от Бога, нежели догматически проповедуемые с церковной кафедры наставления. Но это тема отдельного и непростого разговора.

Основные эпизоды фильма, показывающие отца Анатолия в роли святого старца, который помогает страждущим, тоже имеют связь с картой России. Так, в сцене с наивной и немного глуповатой девушкой, пришедшей получить благословение на аборт и получившей отказ, запрет и вразумление от отца Анатолия, видно проявление оппозиции Плутона в Скорпионе во 2 Доме к Венере в Тельце в 8 Доме. Венера в Тельце данном случае описывает молодую плодоносящую девушку; ее беременность же и предполагаемый аборт напрямую связаны с 8 Домом и символически связаны с Плутоном и Скорпионом. Оппозиция Плутона в Скорпионе и Венеры в Тельце «разряжается» (аборт отменяется) посредством трина первого и секстиля второй к Нептуну в Козероге, символизирующего святого (Нептун) старца. (Козерог).

В сцене с вдовой, просящей отслужить заупокойную службу по якобы убитому на войне мужу, которого она до сих пор любит, тоже можно увидеть проявление той же оппозиции Венеры и Плутона в карте России, ибо здесь вновь речь идет о любви (Венера), смерти мужа мнимой ранее и приближающейся сейчас (8 Дом, Плутон, Скорпион). Так как Венера из 8 Дома смерти управляет 9 Домом дальних путешествий в Тельце и 2 Домом личных денег в Весах, то возникает тема необходимости сбора денег на дальнюю поездку во Францию, где сейчас тяжело болеет и скоро умрет ее муж. [7]

Жизненная драма адмиральской дочери Насти тоже символически отражает действие оппозиции Венеры и Плутона. В этом случае Плутон в водном знаке Скорпионе описывает подводную лодку (скорее атомную), гибель в воде (море) мужа девушки. [8]

Из-за оппозиции Плутона с Венерой молодая женщина (Венера) вследствие сильного психологического стресса (8 Дом) сходит с ума (тоже 8 Дом), ее мучают бесы (Плутон, Скорпион, 8 Дом). Отчитка бесноватой Насти отцом Анатолием - это проявление секстиля Нептуна в Козероге (молитвы святого старца) к Плутону в Скорпионе (оккультное воздействие молитвы на бесов).

Эпизод с больным мальчиком Ваней имеет связь с Меркурием в Близнецах в 9 Доме, находящемся в полутораквадрате с Нептуном в Козероге и в полуквадрате с Юпитером в Раке в 10 Доме. Сам мальчик описывается Меркурием в Близнецах, его прыжок с крыши сарая - Юпитером в 10 Доме (крыша), а неудачное приземление на землю - 4 Домом в Стрельце и Козероге, больная нога мальчика - бедро - с Юпитером и Нептуном, которые управляют Стрельцом, связанным с бедрами, тазо-бедренными суставами. Процесс гниения кости - остеомиелит - это проявление Нептуна (гниение, «растворение») в Козероге (кости). Поскольку Нептун в Козероге (молитвы святого старца) находится в оппозиции с Юпитером (бедро) в Раке и в полутоквадрате с Меркурием в Близнецах (сам мальчик), то процесс лечения не полный, ибо мальчик все еще немного хромает.

Для полного выздоровления нужно время и причащение к Святым Дарам (Юпитер в Раке), о чем (о причастии) отец Анатолий и говорит матери (Луна) мальчика. Но Луна в Водолее в 5 Доме любви и детей (любящая мать), находясь в трине с Меркурием в Близнецах, имеет с Нептуном минорный слабо напряженный аспект 22,5° - половина полуквадрата. Поэтому мать Вани, торопясь на поезд, не слушает отца Анатолия и пытается увезти мальчика с острова без причастия. Но тот, зайдя по пояс в ледяную воду, возвращает мальчика на остров, выхватывая его из лодки. [9]

Поскольку основные эпизоды и главная сюжетная линия фильма «Остров» тесно связаны с картой России, то фильм легко находит глубокий отклик в сердцах и душах зрителей. Тем более, что затрагиваемые в фильме темы актуальны и для сегодняшней России: это и массовые аборты, и одиночество многих женщин в зрелом возрасте из-за ранней смерти мужчин, и болезни детей, и психическое нездоровье многих молодых людей, и необходимость покаяния за многие прошлые и нынешние преступления.

Вообще тема покаяния связана с вечным сюжетом, народным архетипом разбойника Кудеяра, о котором поется в известной песне:

Жили двенадцать разбойников
И Кудеяр-атаман.
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...
Вдруг у разбойника лютого
Совесть Господь пробудил.
Бросил своих он товарищей,
Бросил набеги творить.
Сам Кудеяр в монастырь пошел,
Богу и людям служить».

Разбойников и атамана Кудеяр можно считать антиподами 12 апостолов и Христа. 12 апостолов в астрологии соотносятся с 12 знаками Зодиака, а Христос - с осью вращения Зодиака. Потому атамана Кудеяра можно считать осью вращения круга из 12 разбойников. Раскаяние Кудеяра, обращение его к Богу внушает надежду, что и другие разбойники, оставшись без своей оси, со временем раскаются и придут к вере. И отец Анатолий в фильме «Остров» тоже является воплощением раскаявшегося разбойника, служащего Богу и людям.

Во-первых, съемки фильма проходили при транзите Юпитера, отвечающего за веру (скорее за религию и мировоззрение общества. С верой связан все-таки Нептун. Прим. СЕ), по натальному Плутону в Скорпионе карты России, описывающему бандитов, разбойников, организованную преступность. При этом транзитный Юпитер в своем движении образовывал секстиль к натальным Урану и Нептуну в Козероге карты России, квадрат к транзитному Нептуну в Водолее в 5 Доме творчества. Первый аспект к натальному Урану дал неожиданный (Уран) интерес режиссера Павла Лунгина к теме веры (Юпитер); второй аспект к натальному Нептуну - начало съемок фильма (Нептун) о вере (Юпитер), монастыре, святом (Нептун); третий аспект к транзитному Нептуну в 5 Доме - сложности (квадрат) творческого характера (5 Дом) при подборе актеров, в ходе киносъемок (Нептун).

Во-вторых, показ фильма в кинотеатрах и по телевидению прошел при нахождении Юпитера и Плутона в Стрельце в 3 и 4 доме карты России, соответственно. Первая планета, Юпитер, дала расширение интереса, обращение к вере людей ; вторая планета, Плутон, - возрождение массового (н) религиозного (Стрелец) чувства у всего простого народа (4 Дом).

В-третьих, в это время транзитный Северный Узел Луны, символизирующий общественные устремления, находился в Рыбах, отвечающих за православную веру, святых. А транзитный Уран тоже в Рыбах придал этим устремлениям неожиданный характер. Если учесть, что транзитные Северный Узел Луны и Уран в Рыбах находятся в 6 доме здоровья, то такое возрождение религиозности масс свидетельствуют и начинающемся либо грядущем исцелении духовных (Рыбы) болезней (6 Дом) нашей страны.

Интересен, астрологичен и сам выбор главных актеров фильма «Остров». Так, Петр Мамонов, сыгравший отца Анатолия, родившийся 14 апреля 1951 г. в Москве, окончил полиграфический техникум, учился на редакторском факультете Московского полиграфического института, работал печатником в типографии «Красный пролетарий». В 1984-95 гг. - руководитель и вокалист сначала культовой рок-группы «Звуки Му», затем группы «Мамонов и Алексей». Уже больше десяти лет он живет отшельником в подмосковной деревне Ревякино. Выбирается в Москву лишь изредка, чтобы сыграть моно-спектакль в Театре имени Станиславского, в котором работает по договору. Мамонов в совершенстве владеет английским и норвежским языками, публиковал свои переводы в поэтических антологиях. Снимался в фильмах «Игла», «Такси-блюз», «Нога» и др.

По словам самого П. Мамонова, вера к нему пришла поздно, в 45 лет, до этого он метался, гонялся, водку пил и пр. Думаю, из этого мини-очерка о П. Мамонове ясно, что он хорошо описывается транзитным Нептуном (рок-музыкант, пьяница, затем верующий, православный, воцерковленный человек) в Водолее (необычное творчество, бунтарский дух) в 5 Доме (актер, музыкант-руководитель, творческая личность) карты России. Поскольку натальный Нептун находится в Козероге в 4 Доме, то, став верующим (Нептун), Мамонов, уехав в деревню, вернулся к земле (4 Дом), стал жить уединенно, по сути, отшельником (Козерог). Натальная карта Петра Мамонова, построенная на 12:00 местного поясного времени LMT, так как точное время его рождения неизвестно, а по сути, натальная космограмма, приведена на рис. 2.

Рис. 2. Натальная карта Петра Мамонова, 14.04.1951 г., 12:00 LMT, г. Москва.

На рис.2 из космограммы-астропортрета отчетливо читаются основные психологические черты Петра Мамонова. Он - творческая личность, лидер и руководитель (оппозиция Солнца в Овне и Нептуна в Весах), действительно мятущийся, неустроенный и неприкаянный человек (Тау-квадрат Луны в Раке, Солнца в Овне и Нептуна в Весах), любитель выпить (пораженные Юпитер в Рыбах и Нептун в Весах), хороший певец (в Тельце - знаке горла и пения находятся Венера, Меркурий и Марс).

Венера в Тельце Мамонова находится в точном секстиле с Юпитером в Рыбах, что способствует его успеху как певца, но дает и пристрастие к алкоголю, возможно, любовным похождениям. Секстиль Урана с Меркурием способствует писательским и переводческим талантам Мамонова, а секстиль Урана к Марсу в Тельце придает напор и оригинальность его песням, столь необходимые рок-музыканту. Несостоявшаяся профессия печатника, редактора и полиграфа-издателя Петра Мамонова обусловлена наличием оппозиции ретроградного Сатурна в Деве с Юпитером в Рыбах, а интерес либо любовь к этим занятиям - трином Венеры в Тельце к Сатурну и секстилем к Юпитеру.

Обращение к вере мятущегося рок-музыканта и актера произошло при соединении дирекционного (солнечные дуги) Урана (неожиданное) с натальным Плутоном (преображение, трансформация) во Льве, секстиле к натальному н (вера, православие) в Весах, происходивших в конце 1994 г. - в начале 1996 г. Очень показателен и тот факт, что фамилия главного актера - Мамонов - происходит от слова «мамон». А Мамон(а) - это древнее божество богатства и наживы, в христианских церковных текстах - символ стяжательства, жадности и чревоугодия, т.е. греховности. Слова «нельзя одновременно служить и Богу и Мамоне» часто встречаются в наставлениях святых отцов церкви. И участие актера П. Мамонова в фильме «Остров» в роли святого старца является, по сути, и его отречением от грехов, символизируемых его фамилией, что очень символично!

Два других актера, сыгравших игумена Филарета и отца Иова, Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев, тоже не случайно попали в фильм «Остров». Транзит Юпитера по Плутону в Скорпионе карты России поднял тему преображения (Плутон) бандитов и убийц (Плутон в Скорпионе) в верующих людей.

Эту фабулу символически и отразило «преображение» данных актеров, игравших роли бандитов и преступников в культовых фильмах «Бригада», «Брат», в актеров, играющих не просто верующих, а монахов в фильме «Остров». Интересно, что в космограммах обоих актеров, и Сухорукова и Дюжева, родившихся, соответственно, 10 ноября 1951 г. в г. Орехово-Зуеве Московской области и 9 июля 1978 г. в г. Астрахани, Плутон, символизирующий бандитов и мафию, находится в напряженных аспектах с Солнцем, символизирующем у актеров творчество.

Юпитер, отвечающий за религию и церковь, у обоих актеров тоже находится в напряженных аспектах: в оппозиции с Сатурном и Венерой у Сухорукова, в квадрате с Плутоном у Дюжева. Потому и роли монахов достались им разные. Сухорукову с более мягким поражением Юпитера досталась роль мягкого по характеру настоятеля монастыря, отца Филарета, а Дюжеву с более жестким поражением Юпитера - роль монаха-хозяйственника, отца Иова, строго и жесткого в обращении с братией и, по сценарию фильма, дальше отстоящего от Бога.

Правда, к концу фильма отец Иов внутренне становится учеником отца Анатолия. И стал он им, когда, заглянув в грязный ящик, понял, что отец Анатолий хочет там лежать, и эта неизбежность и ясность смерти как-то вдруг пробила его броню, которой он защищался от молчаливых и не высказанных упреков со стороны старца.

Павел Лунгин, режиссер-постановщик, сценарист, продюсер, родился 12 июля 1949 г. в Москве. В 1971 г. он окончил отделение математической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ, в 1980 г.- режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. Лунгин дебютировал как режиссер в 1990 г., поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз», удостоившийся приза за режиссуру на Каннском международном кинофестивале. С начала 1990-х Павел Лунгин живет во Франции, однако фильмы снимает преимущественно в России.

Сравнивая сюжет первого фильма П. Лунгина «Такси-блюз» про пьяницу и распутника саксофониста-бомжа Лешу Сильвестрова (в исполнении того же Петра Мамонова), пьющего одеколон, и его друга таксиста Ивана Шлыкова, про жуть грязных подворотен, сортиров, барахолок, коммуналок, подсобок, «милицейских отделений», с сюжетом фильма «Остров», поневоле поражаешься духовным метаморфозам, происшедшим с режиссером обоих этих фильмов.

Обращение Лунгина как режиссера и человека к теме веры и покаяния, поднятых в фильме «Остров», очевидно, произошло при транзите Нептуна по его натальной Луне, находящейся в Водолее (в возможных пределах от 8° до 21° при времени рождения от 0:00 до 24:00 12 июля 1949 г.) и попавшей в 5 Дом творчества карты России.

По словам Павла Лунгина, фильм «Остров» был снят в новом для кино «жанре жития» и стал для режиссера «совершенно отдельным фильмом»: если в предыдущих работах он говорил о времени перемен, социальных вопросах, то «сейчас такое чувство, что время перемен закончилось, и обществу пора задуматься о вечности, о грехе и совести».

Отвечая на вопрос о причинах успеха фильма «Остров» П. Лунгин сказал: «Мне кажется, что у людей есть огромная внутренняя необходимость понять, что они живут не только ради материального успеха. И кризис современной России в том числе от того, что ее очень резко, внезапно кинули в мир потребления, отрезав абсолютно все остальные пути. Страна так никогда не жила, и народ так никогда не жил. Всегда были споры, была борьба идей, и вдруг оказалось, что весь верхний этаж (власти) отрезали. И стало действительно страшно: маленькие мальчики говорят только о моделях телефонов, большие мальчики говорят только о моделях автомобилей, взрослые мальчики говорят только о домах, которые они купили, или купят, или хотят купить».

Если Павел Лунгин является творцом, режиссером фильма «Остров», то Петр Мамонов - главным лицом, «брендом» фильма. Поэтому рассмотрим, как на рис. 3 сочетается космограмма этого актера с картой России.

Рис. 3. Карта России, совмещенная с космограммой Петра Мамонова.

Из рис. 3 видно, что ретроградный Сатурн Мамонова находится в точном соединении с Асцендентом в Деве, а Юпитер актера - в соединении с Десцендентом в Рыбах карты России. И если Сатурн в Деве у Мамонова поднимает тему смирения, самоограничения в своих материальных запросах живущих в России простых (Дева) людей (1 Дом карты России), то его Юпитер в Рыбах, наоборот, расширяет духовные (Рыбы) горизонты общества (7 Дом), призывает к милосердию, вере и покаянию.

Нептун актера оказывается в точном соединении с куспидом 2 Дома личных денег в Весах карты России, и это еще раз подчеркивает тему милосердия, материальной помощи другим людям из сострадания и милосердия.

Венера же Мамонова оказывается в 9 Доме в Тельце и в точном полутораквадрате (орбис 0°02) с натальным Нептуном в Козероге в 4 Доме карты России. С одной стороны, это способствует тому, чтобы его голос (Венера в Тельце) и призывы к возврату к традиционным для России религиозным и моральным ценностям (9 Дом) православия (Нептун), были услышаны на самых низах, основах (4 Дом) патриархального общества. С другой стороны, такое положение Венеры в 9 Доме говорит, что нынешняя идеология (9 Дом) материального потребления и получения телесных удовольствий (Венера в Тельце) не способствует (полутораквадрат) духовности (Нептун) народа (4 Дом).

Уран актера из 10 Дома в Раке образует точный квиконс (орбис 0°19) с натальной Луной в Водолее в 5 Доме карты России. Это свидетельствует о том, что необычное (Уран) в творчестве Мамонова, его обращение к теме патриотизма, любви к Родине, ее традициям, в том числе и религиозным (Рак) находит необычно (Уран) глубокий эмоциональный (Луна) отклик в сердцах (5 Дом) и душах (Луна) простых людей (тоже Луна). При этом эти планеты - Уран Мамонова и Луна России - находятся во взаимной рецепции, что усиливает их взаимное действие.

Интересны поведение и высказывания Петра Мамонова на церемонии награждения премией «Золотой орел» за лучшую мужскую роль года. Как писала пресса, актер появился на публике в замызганной шерстяной кофте, потертых джинсах и в грязных спортивных ботинках, только что его лицо не было вымазано сажей, как у его героя-старца. Весь облик Мамонова резко контрастировал со светской атмосферой мероприятия и лощеными «вручателями» - режиссером Федором Бондарчуком и актрисой Викторией Толстогановой. Речь актера началась, как и всякая другая, с благодарностей. Но благодарил он, в первую очередь, не академиков и родственников, как это положено, а «Господа Бога, за то, что подал снять такой фильм», и народ, который его «вырастил, воспитал, кормит, одевает, обувает».

Затем Мамонов продолжил: «Я не понимаю, почему люди смотрят фильм «Остров» и плачут в кинотеатрах, а то, что происходит вокруг нас, никого не волнует… А вы все играете, но эта ваша беспечная жизнь приведет к тому, что мы все будем учить китайский язык. Мой внук наверняка будет подсобным рабочим на нефтяной вышке, которой будет управлять китаец. И они нам покажут религию. Они нам порядок наведут тут сразу, строго».

Далее актер стал говорить о том, что наши люди сами должны заботиться о своей жизни, а не власти. А то получается, по его словам, что «это какой-то там Путин должен делать. А Путин - он маленький, худенький, че он может? Он… он разведчик. Он там… Где мы-то с вами, где?», И закончил Мамонов свою речь ударной фразой про аборты: «Почему мы четыре миллиона Суворовых, Ушаковых, Лермонтовых, Пушкиных в год убиваем? Что за беспечность такая? Девки, давайте рожайте!».

На самом же деле от Путина как Президента РФ, от властей всех уровней в нашей жизни зависит много. Они могут откликнуться на народное киноизъявление после просмотра фильма «Остров» и принять какие-то меры по улучшению жизни народа. А могут проигнорировать, оставив все без изменений. [10]

В любом случае, по моему мнению, появление такого фильма как «Остров», несмотря на все справедливые и несправедливые упреки в адрес его создателей, - это значительное событие в культурной и духовной жизни страны.

И то, что в нем снялись бывший рок-музыкант и актеры, сыгравшие в других фильмах бандитов, что фильм снял режиссер с репутацией отнюдь не праведника, наконец, что фильм получил такой зрительский отклик у всех слоев населения, внушает некоторый оптимизм и надежды, что не все еще потеряно, что не все сгорело в душах наших людей, что Россия сможет все-таки возродиться! Если, конечно, по примеру отца Анатолия сможет покаяться в своих грехах и больше не грешить. А грехов в истории и царской России, и коммунистической России, и нынешней «либерально-демократической» России немало. Так что поле нашего общего покаяния обширное и почти не вспаханное!

Простите и вы, дорогие читатели, меня, если я где-то оказался излишне строг или велеречив в своих не бесспорных суждениях!

Анатолий Буралков
апрель 2007 года
http://astrokras.narod.ru/

 

Опубликовано
1 октября 2007 года

Комментарии.

[2]

В традиционной базовой системе знак-дом Плутон находится в III доме, поэтому его участие в сигнификации проблем дома СМИ не требует дополнительных указаний. Более того, в классической системе Плутон не может быть управителем какого-либо дома и сфера его влияния ограничивается естественной сигнификацией по расположению в доме и аспектам.

[3]

Очень тонко подмечено. В современной России, вследствие резкого падения рождаемости, произошло «удлинение» молодежного возраста, примерно, до 36 лет. Однако, это еще не предел. При прогрессирующем старении населения, вызванного катастрофической демографической ситуацией в стране следует ожидать дальнейшего «устаревания» молодежи. Возможно, что через 10 лет молодежная психология и соответствующие ей стереотипы поведения распространяться на людей старше 40 лет. Иначе говоря, люди 1967 года и младше, принципиально, не хотят «вести себя степенно», как подобает людям среднего возраста.

[4]

Гениальное прочтение архетипа религиозного деятеля переходного времени, т.е. времени действия карты от 12 июня 1990. Это архетип кающегося грешника, вынужденного юродствовать вследствие практически полного неприятия обществом своей миссии. Именно через воплощение этого архетипа (мифологического сюжета) должны проходить современные россияне, обретя веру. Ведь, несмотря на официальное признание РПЦ и разрешение свободно отправлять культ, праведное поведение до сих пор де-факто бессознательно признается обществом маргинальным и бессмысленным.

[5]

Опять же очень верное определение сигнификаторов стран. Дело в том, что большая часть Германии расположена на территории, связанной со звездной стоянкой Ардра, что в переводе с санскрита означает слеза или игла. Так вот в одной из систем управления, этой станцией управляет именно Сатурн! Здесь надо также отметить, что распространенное отождествление Германии с овном не отражает реальности. С овном связаны острова балтийского моря и полуостров Ютландия, на котором располагается Дания.

[6]

Опять же, если рассматривать ситуацию в полнознаковой системе домов, то можно объяснить все нюансы взаимоотношений игумена и старца. Так нахождение сигнификатора старца – соединения Сатурна, Нептуна и Урана в 5-м доме объясняет его театральное поведение. В первую очередь, это проявляется в системе его взаимоотношений с «пациентами». Отец Анатолий, как хороший актер, играет роль слуги отца Анатолия, слова которого он якобы передает. Кроме этого он использует театральные приемы для достижения наилучшего восприятия человеком той информации, которую он стремиться донести. В случае с девушкой, пришедшей просить благословения на аборт, он перед встречей с ней набивает себе под рясу тряпье, имитируя большой живот беременной женщины. Этот образ «беременного» монаха играет далеко не последнюю роль в процессе осознания девушкой пагубности своего намерения. Когда он помогает игумену избавляться от мирских привязанностей к своим вещам, он устраивает в кочегарке целый спектакль с демонстративным изгнанием бесов, с помощью чего также добивается быстрого осознания игуменом порочности своих страстей. Залихвастым петушиным криком он усыпляет бдительность беса, вселившегося в дочку своего бывшего капитана - Настю. Перечень можно продолжать. Даже собственная смерть обставлена им, как последний спектакль, оказавший настолько мощное духовное воздействие на фарисействующего отца Иова, что последний наконец-то обретает Веру.

Игумен Филарет также выступает в роли не принципиального начальника, зорко следящего за исполнением устава, как это было бы в случае нахождения Юпитера в X доме, а как в роли человека, пытающегося быть в хороших отношениях со всеми знакомыми ему людьми. И с епископом, и с «хозяйственником» отцом Иовом, и с маргинальным старцем отцом Анатолием. Он даже решает на время пожертвовать своими комфортом ради установления хороших отношений с отцом Анатолием, еще не зная, какой духовный опыт ему предстоит получить в скромной обители старца, роль которой играет монастырская кочегарка. А это типичные проявления Юпитера в XI доме - доме друзей, связей и блата.

[7]

Опять же применение системы дом-знак дает возможность описать эту ситуацию гораздо более наглядно. Так Венера, в этом случае оказывающаяся в IX доме и управляющая им же, как раз и описывает ситуацию любви, которую разделяют пространства, времена и культуры. Кстати, именно расположение Венеры в этом доме также указывает на стремление российских женщин обрести свое семейное счастье за границей, выйдя замуж за иностранца.

Разгул преступности и перманентная война на территории нашей страны будут в этом случае сигнифицироваться марсом, находящимся и управляющим VIII домом – домом катастроф, экстремальных ситуаций, военных действий и финансов страны.

[8]

Характерно, что аналогичная ситуация реализовалась в момент гибели подлодки «Курск». А в фильме «К-19», посвященном первой советской атомной подводной лодке, эта же ситуация отражена именно так, но более гротескно, хотя режиссером фильма была иностранка. Т.е. женщина-иностранка (Венера в IX –м доме) - Кэтрин Биглоу, - очень подробно выразила этот архетип.

[9]

Скорее здесь следует рассматривать следующую сигнификацию, более наглядную и позволяющую избежать применения неклассических аспектов. Если в качестве главного сигнификатора мальчика взять Меркурий, который действительно сигнифицирует подростков от 7 до 16 лет и рассмотреть карту России относительно его, взяв знак близнецов в качестве I дома, то получиться следующая очень характерная картина. Так в VIII доме мальчика мы увидим соединение Нептуна, Сатурна и Урана, сигнифицирующего одновременно и катастрофу вследствие неудачного полета (Уран), и чудесное исцеление старцем (Соединение Сатурна и Нептуна). При этом незаживающая рана, с которой не могут справиться обычные врачи, хорошо сигнифицируется знаком скорпиона, содержащего Лилит и Плутон, и находящегося в VI доме от меркурия. Иначе говоря главная точка греха современной России (Лилит + Плутон в скорпионе), одновременно сигнифицирует блуд девушек (Скорпион находится в VII доме относительно Венеры. А этот дом, согласно традиционной модели связан с чувственными наслаждениями) и болезни детей (скорпион в VI доме относительно меркурия).

Более того, мать мальчика также хорошо описывается Луной, находящейся в VI доме карты России, т.е в доме рабства. Мать отказывается завершить исцеление мальчика, объясняя это стремлением любой ценой выйти на работу. А это уже не работа, а чистое рабство, когда здоровье собственного ребенка приносится в жертву интересам государства (мать мальчика по сюжету фильма работает в каком-то военном НИИ). Неадекватность матери хорошо сигнифицируется Раху – восходящим узлом лунной орбиты, находящимся в соединении с Луной. Ведь в индийской астрологии Раху справедливо считается показателем помрачения рассудка.

Вообще безрадостная картина вырисовывается из карты современной России. Девушки блудят с иностранцами (Венера в IX в оппозиции к Плутону), матери теряют голову из страха потерять работу и жертвуют своими детьми ради чужих интересов (Луна в VI в соединении с Раху), мужчины (марс в VIII) убивают друг друга во время войн и бандитских «разборок», дети становятся калеками и только люди, имеющие связи с властями (экзальтированный Юпитер в XI) радуются жизни, а юродивые старцы-отшельники молятся за нас грешных. Возникает закономерный вопрос: долго ли Россия будет искупать в страданиях свои революционные грехи?

[10]

Я думаю, что проигнорировать уже не могут, поскольку ситуация в настоящее время доведена до последней черты, знаком чего, кстати, и явился фильм «Остров». Ведь все последние 8 лет страна жила за счет людей, родившихся в 80-х годах прошлого века, когда женщины, поверив обещаниям Горбачева об улучшении социально-экономической ситуации, стали рожать детей. Последние из этих «детей перестройки» вступят во взрослую жизнь в 2008 году, а дальше все – демографический провал! Поэтому, если за эти полтора оставшихся года правительство не найдет приемлемого решения демографической проблемы, то российская нация может перейти критический рубеж, за которым ее самоуничтожение станет лишь вопросом времени, и наши внуки действительно будут умирать на китайских предприятиях. При этом надо особо подчеркнуть, что внуки и простых людей и олигархов окажутся в одинаковом положении рабов - людей второго сорта в собственной стране. А китайская ассимиляция, как показал в своих работах Лев Гумилев, проходит очень жестко и последовательно, не оставляя другой нации ни единого шанса сохранить свою культуру.

Сергей Евтушенко
1 октября 2007 года