Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Зороастризм.

Позднее меня поразило другое: что одна из пирамид, меньших размеров, но удивительной, какой-то нездешней белизны, есть наивысший трансмиф религии, которую я лично никогда бы не мог отнести к числу мировых или верховных: трансмиф зороастризма. Недоумение это до сих пор не рассеяно. Я до сих пор не могу уяснить, каким образом эта локальная религия, исторически давно угасшая в Энрофе и, как мне кажется, не столь уж богатая мифологией, оказывается отражением такой колоссальной и только ею исповедуемой реальности.

Д. Л.Андреев «Роза Мира», глава «Трансмифы мировых религий».

Пророк Заратуштра
Пророк Заратуштра

История.

Древнейшая мировая религия-откровение, полученная людьми непосредственно от Планетарного Логоса на заре современной цивилизации, примерно в IX-м тысячелетии до н.э.. Носителем и хранителем этой религии был народ ариев, относящийся к семье индоевропейских народов. Иначе эта религия называет «маздеизм» или «маздаяснизм». Древние арии называли Верховного Бога (Небесного Отца) – Ахура-Мазда – Господин мудрости или Мудрый Господь, поэтому маздеизм буквально означает – «религия поклонников Мазды». «Ясна» это собрание молитвенных гимнов. Поэтому второе название маздаяснизм можно расшифровать как «религия славящих Мазду».

Свое непосредственное название-«зороастризм», религия получила от имени пророка Заратуштры. Имя арийского пророка в грецизированной форме звучит как «Зороастр» [1] . По сообщениям античных авторов, Заратушта жил за 6000 лет до Платона, т.е. в VII-м тыс. до новой эры. Подавляющему числу современных авторов подобная древность пророка кажется невозможной, и они склонны считать ее ошибкой переписчиков. Однако, мы считаем, что античные историки не ошиблись. Согласно нашему мнению, миссия пророка маздаяснийской религии состоялось именно в VII тыс. до н.э., т.е. еще в то время, когда арии проживали в Арьяне-Ваэдже, располагавшейся на территории современной Архангельской области. Эта дата также подтверждается сведениями из «Заратуштра-намага»-житии пророка Заратушты. Сохранившиеся в этом произведении элементы древнего предания о жизни пророка указывают на то, что его миссия проходила на севере современной России [2] .

Миссия пророка Заратуштры заключалась, в первую очередь, в том, чтобы восстановить чистоту древней религии, которая померкла в период царствования династии «кеянидов» (IX – VII тыс. до н.э. ). Последний из представителей этой династии, владевший Хварной,-Кей-Хосров, после победы над туранцами взошел на небо, не оставив прямых потомков, достойных быть носителями Хварны древних арийских царей. А поскольку в арийской религии царь являлся помазанником Божим, объединяющим в себе функции верховного правителя и священника, то угасание царской династии неизбежно привело к угасанию маздаяснийской религии. Пророк Заратуштра попытался наставить царя Виштаспу в истинной вере. К сожалению, эта попытка потерпела неудачу. Заратуштре не удалось инициировать новую царскую династию, а сам он пал жертвой заговора языческих жрецов.

Вместе с тем, учение пророка Заратуштры сохранилось, войдя в состав Ясны в виде «Гат» (гимнов). Это учение было тем зерном, которое бережно сохранялось его последователями в течение нескольких тысяч лет. Это зерно дало свои всходы уже после воплощения в нашем мире Планетарного Логоса, как Спасителя Иисуса Христа. В результате мощного духовного воздействия Сына Божия, воплотившегося в нашем мире, религия древних ариев наконец-то начала освобождаться от груза языческих напластований. Однако, как и во времена пророка Заратушты, ее развитие было насильственным образом прервано арабским завоеванием Ирана в VII-м в.н. э.. Молодая исламская цивилизация, чья религия не имеет высшего трансмифа, поглотила иранскую цивилизацию, ослабленную в период арабского нашествия духовной трансформацией. Носители и хранители зороастрийской религии укрылись в Индии, где они образовали самостоятельное этно-культурное сообщество парсов.

Иногда зороастризм называют религией «огнепоклонников» в связи с тем, что горящий огонь является необходимым атрибутом подавляющего числа зороастрийских богослужений.

Доктрина.

Прежде чем преступить к изложению зороастрийской доктрины необходимо сказать о том, что до воплощения в нашем мире Сына Божия – Иисуса Христа идея монотеизма очень трудно укоренялась в религиозном сознании. Поэтому пророк Заратуштра столкнулся с очень сложной задачей: донести до своих слушателей идею Единого Бога до прихода Спасителя в наш мир. В этом смысле задача пророка Мухаммеда была гораздо проще, поскольку его миссия состоялась уже после воплощения Логоса на земле.

В VII тыс. до н.э. сознание людей было гораздо в большей степени затемено, т.е. оно было в значительно меньшей мере чем сейчас способно воспринимать абстрактные понятия. Более того, подобной способностью обладали единицы. Сознание людей того времени было не в состоянии оперировать понятиями, не имеющими физического воплощения или носителя. Поэтому для объяснения смысла этих понятий Заратуштре пришлось прибегать к метафизическим аналогиям. Так в своих гимнах пророк олицетворяет Арту-всемирный закон,-духом огня, принцип Воху-Мана – благомыслия,-правдивым словом, преданность вере – Армаити,-плодородной землей и т.д.. Подобные метафизические сравнения абстрактных принципов с некими физическими явлениями, особенно для неподготовленного слушателя, очень схожи с языческим поклонением предметам, олицетворяющих эти принципы. Поэтому, во-первых, проповедь Заратуштры, обращенная к людям его времени, может показаться людям нашего века «слишком языческой», а, во-вторых, в зороастризме, как ни в какой более поздней мировой религии, возникло множество реальных языческих суррогатов или ересей. Причем спектр этих искажений был весьма широк: от примитивных культов кочевых племен (скифы, саки, сарматы) до развитых языческих религий (зурванизм, митраизм) и даже антирелигий (манихейство).

Также мы не должны забывать о том, что и сам Заратуштра также был сыном своего времени, т.е. ему самому приходилось прикладывать титанические духовные усилия для того, чтобы удержать в сознании полученные откровения и находить правильные формы их изложения своим соплеменникам.

Таким образом, постигать маздаяснийскую доктрину необходимо, памятуя все эти исторические обстоятельства миссии пророка Заратуштры.

1. Заратуштра провозгласил, что Ахура-Мазда (Мудрый Господь) является Верховным Единым и Вечным Богом. Эту идею Заратуштра изложил в Ахуна-Варье – главной молитве маздаяснийской религии. И хотя в авестийских текстах упоминается, что эта молитва была создана Владыкой Вселенной задолго до воплощения Заратуштры, тем не менее, на пророка была возложена миссия донести ее до народа арьев. Необходимость напоминания ариям о почитании единого Бога возникла, видимо, вследствие того, что арии после падения династии Кеянидов, впали в языческий дуализм. Так согласно исследованиям Ж.Дюмезиля большинство племенных религий арийских народов базировались на поклонении паре верховных богов. Французкий ученый идентифицирует эту пару как Митра-Варуна. Задачей пророка Заратуштры было восстановить изначальный монотеизм и поклонение Верховному Владыке Вселенной – Ахуре-Мазде.

«Как наилучший Владыка,
Как наилучший Судья,
Давший по Истине дело
Мазде благое и власть,
Смиренных поставив пасти»

2. Далее Заратуштра провозгласил, что каждое создание Мазды, и каждый человек в том числе, обладает свободой духовного выбора. Эту мысль он проиллюстрировал мифом о выборе двух братьев-близнецов:

«Ясна», гл. 30 перевод К.А.Коссовича

Два Духа [Спэнта-Манъю и Анхра-Манъю], два близнеца в начале провозгласили от себя чистое и нечистое мыслей, речей и поступков. Благомудрые знают разницу между провозгласителями, не знают её зломудрые: суд благомыслящих безошибочен и верен как о том, так и о другом Духе.

В первый раз когда они пошли создавать и жизнь, и отсутствие жизни, и всё, чем стоит наконец мир — где дурное, там виден были Нечистый, Дух же Благой всегда пребывал неразлучен со святостью. Из этих Духов Злой избрал для себя нечистое дело, чистоту же избрал Дух Непорочный, обитающий в непоколебимом небе: последовали чистоте чтущие Ахуру делами Правды, веруя Мазде.

Между избирателями не избрали Правды сонмы дэвов и кто ими обманут. Лишь только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению, и — к Айшме немедленно столпились все желавшие безобразия этому миру.

Как следует из текста этого отрывка, Заратуштра не говорит о том, кто был отец этих братьев, поскольку с этической точки зрения этот факт не имеет значения. В данном мифе образ братьев-близнецов предназначен, в первую очередь для того, чтобы подчеркнуть факт полной свободы духовного выбора, которая не может быть обусловлена никакими аспектами личной судьбы выбирающего. Ведь очевидно, что близнецы находятся в совершенно равных условиях для реализации своих намерений. У них одинаковая генетика и практически одинаковая судьба. Таким образом, все фатальные факторы, способные как-то повлиять на их духовный выбор, в данном случае совершенно идентичны. И тем не менее, один из братьев выбирает свет, а другой тьму! Этот факт должен был наглядно продемонстрировать полную свободу духовного выбора, дарованную Творцом каждому из его созданий.

Вот какую мысль, в первую очередь, пытался донести Заратуштра 9 тысяч лет назад до своих слушателей. Однако, на неверном и спекулятивном толковании именного этого отрывка возникло бесчисленное число различных искажений и ересей.

3. Далее Заратуштра провозглашает принцип истинного и благого Закона мироздания – Арты, создателем которого [Отцом] является Ахура-Мазда. Суть выбора Спента-Манью – благого Духа, состоит в том, что он следует путем праведности, т.е. путем Арты.

4. Далее Заратуштра провозглашает 6 божественных аспектов Ахура-Мазды – Амеша-Спента (Бессмертных святых). Воху-Ман (Благая мысль), дающий идущему тропой Арты мудрость, Кшатра-Варья (Лучшая власть), дающий небесное покровительство, Аша-Вахишта (Лучшая истина), дающий духовную стойкость, Спента-Армаити (Святое Благочестие), дающая преданность и поддержку окружающего мира, Хаурват (Целостность), дающая здоровье и Амертат (Бессмертие), дающий жизненную силу.

Тот, кто следует тропой Арты, становится праведником и получает помощь бессмертных святых.

5. Зороастрийская доктрина включает в себя учение о суде, который произведет Ахура-Мазда над каждой душой, когда истечет срок времени этого мира. Концепция последнего суда, воскресения из мертвых и наказания грешников практически полностью совпадает с христианской доктриной, изложенной в «Откровении» (Апокалипсисе) Иоанна Богослова. Зороастрийская доктрина также включает в себя учение о Саошиантах (Спасителях), которые приходят в мир в ключевые моменты его истории для восстановления в мире Арты – закона Творца и благого миропорядка.

Евтушенко Сергей
27 марта 2006
Аримойя

 

Обновлено
25 декабря 2009

Список литературы.

  • «Авеста». Избранные гимны. Из Видевдата. Перевод с авестийского И.М.Стеблина-Каменского. М., Дружба народов. 1993.

  • «Авеста в русских переводах» (1861-1996). Сост., общ. Ред., прим., справ. Разд. И.В.Рака. – СПб: Журнал «Нева» – РХГИ, 1997.

  • «Изведать дороги и пути праведных». Пехлевийские назидательные тексты.-М.: Наука, 1991.

  • Фирдоуси. «Шахнаме». В шести томах. Издательства: Ладомир, Наука, 1993 г.

  • Рак И.В. . «Мифы древнего Ирана». М.: У-Фактория, 2006 г.

  • Кузнецов Б.И. «Древний Иран и Тибет». (история религии бон) предисловие Нармаев Б.М., послесловие Зелинский А.Н.. СПб, Евразия, 1998г.

  • Кузнецов Б.И. «Бон и маздеизм». СПб, Евразия, 2001 год.

  • Бойс М. . «Зороастрийцы. Верования и обычаи». Пер. с англ. М.Главная редакция восточной литературы издательства Наука, 1988 г.

  • Дорошенко Е.А. «Зороастрийцы в Иране» (Историко-этнографический очерк). – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

  • Терапиано Ю. «Маздеизм. Современные последователи Зороастра». М.Сфера 1992г.

  • Зенер, Р.Ч. «Учение магов». Компедиум зороастрийских верований. M: Арта. 1993 г.

  • Периханян А.Г. , «Сасанидский судебник». Книга тысячи судебных решений