Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Суперэго.

Термин был введен в научный оборот основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом.

Структура.

В структуре личности Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») - это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид - источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

Эго («Я») - та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго формирует характер человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Следующая часть структуры личности - Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. Фрейд указывал на три функции Суперэго: этика, самонаблюдение и формирование моделей социального поведения. В качестве этики Суперэго направляет сознательную деятельность человека в русло интересов общества. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

Согласно нашей теории, в суперэго может быть выделено 28 информационных паттернов, каждый из которых несет собственную смысловую нагрузку, т.е. каждый из них связан с одним из социальных навыков (настроек) человека. Навыки делятся на главные и второстепенные. Главных навыков 8. К ним можно отнести следующие: умение находить источники финансовых ресурсов (коммерческий навык), умение накапливать материальные ресурсы, умение разумно использовать материальные ресурсы, умение создавать в социуме благоприятную среду обитания (жилье, офис, отношения с окружающими людьми), умение планировать свою деятельность, умение следовать общественной системе ценностей (порядочность), умение адекватно понимать происходящее и умение выбирать оптимальный образ действия.

С помощью социограммы [1] можно проанализировать состояние каждой из этих настроек и определить степень ее гармоничности. В общем случае любая настройка может находиться в 4-х возможных состояниях.

  1. Активное состояние. Человек обладает данным навыком в полной мере и может его эффективно применять в своей деятельности.
  2. Пассивное состояние. В этом случае человек опирается в своей деятельности на возможности своего окружения, и не испытывает потребности действовать самостоятельно.
  3. Поврежденное состояние. Наиболее опасное состояние настройки. У человека возникает иллюзия того, что он что-то умеет, хотя на самом деле не обладает этим умением. В результате в своей деятельности он допускает серьезные просчеты и ошибки, приводящие к потере его положения в обществе.
  4. Заблокированное состояние. Настройка повреждена, но негативные последствия данного повреждения не проявляются. В результате, человек ошибается, но по удачному стечению обстоятельств его ошибки не приводят к серьезным последствиям для его репутации.

Таким образом, общее состояние этих настроек позволит оценить степень гармоничности социограммы и, следовательно, степень эффективности суперэго человека. Под эффективностью в данном случае понимается фактическая дееспособность человека, т.е. его умение извлекать максимальную пользу из своей общественной деятельности. Проще говоря, гармоничная социограмма позволит человеку найти такую социальную роль (или занять такую социальную нишу), которая позволит ему максимальным образом реализовать потенциал, данный судьбой. Иными словами, хорошая социограмма обеспечит человеку благоприятные социальные условия для реализации тех шансов, которые предоставляет судьба.

Формирование.

Структура Суперэго человека формируется (кодируется) его социальным наименованием (ФИО), зафиксированным в его паспорте или ином документе, определяющим его гражданский статус. Поэтому лица без гражданства не могут стать полноценными членами общества, т.е. их социограмма не может сформироваться.

Таким образом, личное наименование (ФИО) человека определяет гармоничность его суперэго. Любая смена ФИО ведет к изменению структуры суперэго и, соответственно, меняет социальные условия жизни человека, поэтому правильный выбор ФИО является очень важным условием формирования гармоничных взаимоотношений личности и общества.

Проявления.

Таким образом, суперэго, являясь социальной оболочкой личности, определенным образом трансформируют поведение человека. Эта трансформация протекает по определенным законам. Поскольку разум большинства людей спит, то они воспринимают окружающий мир не своим разумом, а посредством коллективного разума, т.е. их мышление моделируются сознанием эгрегора. В результате на личность каждого человека навешивается особый ярлык - суперэго. Именно этот ярлык определяет, каким образом окружающие будут его воспринимать.

Дисгармоничное суперэго программирует негативную и неадекватную реакцию окружающих на человека. Гармоничное, напротив, позитивную и адекватную. Под адекватностью мы понимаем поддержку окружающими намерений человека. Намерения человека с гармоничным суперэго будут всегда нормально восприняты, поняты и поддержаны окружающими. Намерения человека с дисгармоничным суперэго будут всегда встречать непонимание, препятствия и препоны.

Негативная реакция окружающих, которую генерирует дисгармоничное суперэго, поглощает большое количество личной силы, и создает вокруг человека дискомфортную среду. Поэтому люди, чье суперэго находится в дисгармоничном состоянии, либо испытывают негативное отношение общества, либо вынуждены прикладывать большие усилия для получения положительной оценки, либо вынуждены заниматься наиболее тяжелой общественной работой. Такой человек затрачивает на решение любой задачи очень много личной силы, и не имеет возможности ее накапливать. Именно поэтому гармоничное суперэго является необходимым условием успешного духовного развития человека, остающегося в миру. Ибо, в случае принципиальной невозможности подобной гармонизации, человек, намеревающийся духовно эволюционировать, вынужден покинуть общество и уйти в монастырь, где окажется в более благоприятных условиях для своего духовного совершенствования.

Сергей Евтушенко
5 ноября 2006 года
Обновлено
15 января 2016

[1] Данным термином мы обозначаем модель суперэго человека.