Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Парадигма

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) — исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. (СЭС)

 Понятие парадигмы как базового элемента структуры науки, раскрывающего характер ее развития, ввел в 1962 г. Т.Кун. Парадигма или множество парадигм – это дисциплинарная матрица упорядоченных компонентов различного рода, которые образуют единое целое и функционируют как единое целое, обеспечивая относительную полноту профессиональной коммуникации и относительное единодушие профессиональных суждений научного сообщества.

Таким образом, парадигма это ничто иное, как соглашение, принятое в среде исследователей о «научности» и правомерности используемых принципов, теорий и методов. Поэтому парадигма, являясь соглашением, основывается на принятии научным сообществом определенной картины мира, как «научной».

Все же иные представления о мире заносятся в категорию «ненаучных», независимо от своей адекватности реальности. Таким образом, основой парадигмы является определенная картина мира, признаваемая большинством ученых. Картина мира возникает вследствие определенного типа восприятия сознанием человека окружающей реальности, т.е. базируется на мифе. Новые поколения ученых, обученные видеть мир определенным образом, начинают воспринимать усвоенную картину как наиболее объективное описание реальности. Поэтому переход сознания на новый тип восприятия, следствием которого становится новая картина мира и новая парадигма, является очень болезненным и отнимает много сил.

Парадигма создается, как следует из определения, для выработки единодушия профессиональных суждений научного сообщества. Другими словами, парадигма в науке необходима для того, чтобы ученые могли понимать друг друга, обмениваться своими достижениями и опытом.

Потребность в принятии определенной парадигмы обусловлена тем обстоятельством, что любое конструктивное общение возможно только в рамках единой парадигмы, которая определяет основные понятия исследуемого предмета. Иначе это некий свод базовых правил, определяющих предмет исследования, которые по умолчанию принимаются всем научным сообществом, и не нарушаются в процессе любых исследований.

Поскольку выход ученого за рамки существующей парадигмы влечет за собой невозможность его понимания большинством научного общества, то любые исследования, проведенные за этими рамками, автоматически становятся недоступными для понимания большинства.

Сергей Евтушенко
17 января 2010
Аримойя

 

Обновлено
17 января 2010