Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Монада.

Философский термин.

(от греч. monas, "единица"): простейший элемент, неделимая частица бытия;
  1. В философии Пифагорейцев монадой называется огонь, находящийся в центре Вселенной и обеспечивающий ее жизнь. Греческий историк Плутарх (I в. н.э.) в одном из своих сочинений рассказывает о царе Нуме — легендарном правителе Рима и попутно излагает следующие идеи об устройстве вселенной, которых придерживались последователи Пифагора: «Чтобы хранить неугасимый огонь, Нума, по преданию, воздвиг храм Весты. Царь выстроил его круглым, воспроизводя, однако, не очертания Земли (ибо не отождествлял Весту с Землей), но всей Вселенной, (в средоточии которой пифагорейцы помещают огонь), называемой ими Гестией (Вестой), или же Монадой. Земля, по их учению, не недвижима и не находится в центре небосвода, но вращается вокруг огня и не принадлежит к числу самых высокочтимых составных частей Вселенной. Так же, говорят, судил в старости о Земле и Платон...» («Биография Нумы», XI).
  2. Данный термин ввел в современный научный оборот Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716). В средневековой философии монадой называли "корневую" субстанцию не только человека, но и всех сложных вещей. В философии Нового времени понятие монады употреблялось в работах Николая Кузанского и Джордано Бруно. У Лейбница понятие монады является ключевым всей его философской системы. Содержание своего учения о монаде Лейбниц изложил в труде “Монадология” (1714 г.). Монады у Лейбница характеризуются как бестелесные, “простые субстанции”, “истинные атомы природы”, “элементы вещей”.
  3. Согласно учению Даниила Андреева, монада - «Первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, богорожденная либо богосотворенная. Мироздание являет собою неисчислимое множество монад и многообразные виды материальностей, создаваемых ими». Синоним санскритского термина Атман.
Опубликовано
30 ноября 2004

Обновлено
2 апреля 2006