Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Манихейство.

Составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония — ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников — последователей Заратустры — брошенным в него камнем) периода поздней античности.

Идеи Мани пытался воплотить в жизнь Маздак, сын Бамдада, по имени которого было названо социально-политическое движение – маздакизм, – имевшее целью уничтожение социального неравенства отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, в первую очередь, имущественного. Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом».

Маздакитское движение было поддержано царём Сасанидского государства Кавадом I, стремившимся использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и зороастрийского жречества. Проповедь своего учения Маздак начал 21 ноября 488 г., в том же году, когда шахиншах Кавад занял трон. При нём сторонники движения заняли важные административные посты, а сам Маздак занял один из высших постов в государстве. Маздакиты стали захватывать имущество знати и передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены приверженцами зла и подверглись террору со стороны маздакитов. После отмены Маздаком в 497 г. законов о традиционном браке знать устроила заговор и в 499 г. свергла Кавада, который был заточен в крепости Анхуш, а на трон Ирана был возведен его младший брат Джамасп. Однако, Каваду удалось бежать из заточения, после чего он в 501 г. вернулся в страну с наёмниками-эфталитами, сместил своего брата Джамаспа и казнил знатных заговорщиков. После возвращения на трон Кавад стал постепенно дистанцироваться от маздакитов, хотя не имел достаточно сил для открытого разрыва. Опасаясь неограниченной диктатуры маздакитов, знать и зороастрийское духовенство приняли соглашение с шахом. На сторону Кавада встало и иранское войско, вернувшееся с победой из Малой Азии. В 528 году во время религиозного диспута Маздак, верхушка его секты, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой. Инициатором этой расправы, во время которой был казнен даже старший сын Кавада и наследник престола царевич Кавус, принявший маздакизм, был младший сын шаха царевич Хосров Ануширван, при негласной поддержке отца.

Почему философия манихейства на практике приводит к коммунистическому безумию и, соответственно, последовательная защита коммунистических идеалов ведет к атеизму?

Обратимся сначала к монографии Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». В XXXYII главе в разделе «Бездна» он пишет:

 Наиболее распространенные философемы начала нашей эры утверждали биполярность Мира, расходясь только в одном: что считать благом, а что злом. Так естественно сложилось деление на системы жизнеутверждающие, согласно которым материальная субстанция – благо, а «пустота» – зло, и системы, полагающие, что материя ловит душу в свои тенета, обволакивает ее и мучает, а душа, или квант сознания, стремится вырваться на, волю, т.е. из реальной частицы стать виртуальной. Оба подхода равно бездоказательны. Можно выбрать любой по вкусу. Но тут-то и обнаруживается разница между двумя доминантами поведения и, соотвественно в психологии, и выясняется, что популяционное поведение и популяционная психология биполярны. На одном полюсе стоит Дерсу Узала – образ, описанный В.К.Арсеньевым, на другом – изобретатель ДДТ, имени которого я не хочу знать.

И далее, в разделе «Губительный фантом» он продолжает:

 Поставим вопрос так: что общего между исмаилитством, карматством, маркионитским павликанством, манихейством, богомильством, альбигойством и другими аналогичными системами? По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике – ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы, – жизнеотрицание, выражающееся в том, что истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг к другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается или как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть – ведь объекта жалости нет, и незачем жалеть – бога не признают, значит, не перед кем держать ответ, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине и можно в своих целях использовать и ту и другую.

Заметим, главное, что объединяет эти антисистемы, это, по Л.Н.Гумилеву, непризнание материи, земного мира как Божьего творения, непризнание Божьей власти на Земле. Понятно, что в ряд этих антисистем надо поставить и коммунистическое учение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина.

 Манихейство столь же бескопромиссно дуалистично, как и зороастризм, но с какой разницей! Манихейство приравнивает зло к материи, добро – к духу, и потому оно особенно пригодно, как доктринальная основа для всех форм аскетизма и многих форм мистицизма. Оно глубоко повлияло на исламских мистиков, а через св. Августина оставило след в самом христианстве… Для зороастрийца нет дуализма материи и духа; единственный дуализм, который существует – это дуализм добра и зла, т.е. совершенно иное. Его ненависть к манихеям инстинктивна и глубока и, учитывая догмы обеих сторон, безусловно, резонна.
 
Р. Ч.Зенер. Учение Магов, М., Арта, 1993

Борис Романов
14 сентября 1993

 

Обновлено
07 июля 2010