Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Маги.

Латинизированная форма от древнеперсидкого магу(ш).

Применительно к эпохе до образования независимого Мидийского царства (ок. 671 г. до н. э.) — только этническое обозначение: восточно-мидийское племя, предположительно населявшее область города Раги и входившее в мидийский племенной союз (Геродот 1.101 и др.). В VII в. до н. э. М. исповедовали учение Заратуштры, однако сложившаяся в результате этого так называемая «религия М.» не во всём совпадала с религиозным учением «Гат»: М. сохранили отвергнутый Заратуштрой культ хаомы, понятие Амэша-Спэнта истолковали, судя по всему, в духе «Ясны семи глав» — как обозначение божеств с функциями покровителей стихий, и др. Сведений о «религии М.» практически не имеется, неизвестно даже какая роль в их богословской системе отводилась личности пророка, неизвестен похоронный обряд М. и др. С образованием независимого Мидийского царства из племени М. выделяется особое сословие М.— проповедников и жрецов зороастрийской религии (соответственно для всей последующей истории Ирана термин «М.» употребляется в двух значениях — этническом и социальном). К началу VI в. до н.э. жрецы - М. становятся служителями культа при дворе мидийских царей в Экбатанах; «зороастризм» М. получает статус официальной государственной религии.
После покорения Мидии Персией М. становятся придворными жрецами Ахеменидов. Постепенно складывается так называемая «религия Ахеменидов», с точки зрения истории религии представляющая собой своеобразный «компромисс» между «религией М.» и старыми индоиранскими верованиями. Племенные божества, отвергнутые Заратуштрой (Анахита, Митра, Вэртрагна и др.) входят в её пантеон; верховный бог пантеона — Ахурамазда (авест. Ахура-Мазда) получает антропоморфный облик и в этом облике изображается; это прежде всего — царский бог, из его рук Ахемениды получают престол, его именем и с его благословения властвуют. Зороастрийские понятия Аша и Хшатра-Варья в «религии Ахеменидов» полностью утрачивают этическое содержание и означают только существующий государственный порядок; соответственно Ложь — это нежелание поклоняться Ахурамазде и непризнание существующего порядка справедливым и лучшим; Ложь толкает человека на «злые дела» — на мятеж. Заратуштра в религиозной системе Ахеменидов отсутствует,— вероятно, потому, что личность пророка просто была излишней в богословской системе, где все функции посредника между богом и людьми отошли к царю. Распространённое мнение, будто при Ахеменидах М. преследовались, не подтверждается никакими другими источниками, кроме сообщения Геродота (III.79), которое, скорее всего, является ошибочным. Многочисленные изображения М.(в т.ч. совершающих ритуалы с хаомой) высечены на рельефах Персеполя; греческие и римские авторы пишут, что М. был вверен заупокойный культ при царских гробницах Ахеменидов, что М. сопровождали персидскую армию в военных походах, были наставниками царских сыновей, советниками у Ксеркса; к концу VI в. до н.э. было создано государственное зороастрийское храмовое хозяйство с богатыми земельными владениями, по всей империи появились большие племенные поселения М.
В селевкидскую эпоху античные авторы называли «Магами» жрецов всех религий иранского происхождения, в том числе жрецов Митры, Анахиты, Зурвана; второе значение слова «М.» в античных источниках — «чародей», «астролог» — практически не имеет отношения к древнеиранским служителям культа. К концу селевкидской эпохи под именем «учений магов» и «учений Зороастра» ходило множество сочинений разного содержания, нe связанных с зороастризмом.
С парфянской эпохи «М.» стали называть только зороастрийских священнослужителей, иногда также — жрецов зороастрийских сект и зурванитов.
С исламского времени «М.» — «приверженец зороастризма», «неверный».

«Авеста в русских переводах» (1861 - 1996) / Сост., общая редакция, примечания, справочный раздел И.В. Рак. – Спб; Журнал «Нева»-РХГИ, 1997 г.

Опубликовано
3 марта 2006