Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Эгрегор.

Термин широко используется в различных современных религиозных и оккультных учениях, каждое из которых дает ему собственную трактовку.

Происхождение.

Расшифровка смысла.

По сути, данные определения дополняют друг друга, обозначая различные аспекты данного термина.
Первый смысл указывает на происхождение данного феномена. Согласно определению Д.Л. Андреева эгрегор является продуктом концентрации внимания коллектива людей на определенных идеях, благодаря чему и возникает эгрегор как социальное явление. Иначе говоря, здесь речь идет о прямой связи от человека к эгрегору.
Второй смысл делает акцент на влиянии эгрегора на человека. Ведь обладая «сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности» эгрегор оказывает на психику людей, в первую очередь своих членов, бессознательное влияние. Суть которого заключается в том, что базовая идея эгрегора, на которой и концентрируется внимание коллектива, становится приоритетной в личной ценностной иерархии члена эгрерога (совокупности людей). Сила данного влияния определяется мощью эгрегора, которая, в свою очередь, определяется числом активных адептов. Следствием этого становится трансформация поведения человека в соответствии с изменением структуры его нравственных ценностей. Однако, принципиальное отличие теософского понимания эгрегоров от Андреевского заключается в различной трактовке механизма формирования эгрегоров. В качестве примера можно привести определение В.Н. Богдановича:
«Эгрегор возникает в Тонком Мире, прежде соответствующих структур на физическом уровне. Далее он создаёт на Земле определённые условия, открывает избранникам информационно-энергетические каналы и, в результате этих предпосылок, на «ровном месте» возникает коллектив, этнос, социум».
Т.е. теософы считают, что не люди порождают эгрегоры концентрированием коллективного внимания, а эгрегоры объединяют людей, манипулируя их бессознательным. Подобное восприятие противоречит взглядам Д.Л. Андреева, который писал:
«С распадением эгрегоров исчезают и эквиваленты их сознаний, рассеиваясь в пространстве. Это не переживается ими как страдание.»
Третий смысл термина отражает очень важный аспект данного понятия. «Исполины», наделенные нечеловеческими физическими и психическими силами зачастую становились вождями племен, царями народов или, по крайней мере, народными героями. Вокруг личности каждого такого героя формировался целый культ со своими легендами, празднествами, ритуальными обрядами и т.д. Таким образом, личности многих исполинов стали естественными объектами концентрации общественного внимания, т.е. стали центральными идеями соответствующих эгрегоров. Этот обычай дожил до наших дней, когда объектами поклонения становятся различные известные персоны: политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и т.д.. В дальнейшем подобные эгрегоры могли возникать вокруг любого «кумира», не обязательно имеющего человеческий облик. Эта культовая практика стала основой язычества.

Современное значение.

В современной литературе термин эгрегор употребляется в основном в двух значения:
Опубликовано
30 ноября 2004

Обновлено
16 октября 2006


Комментарии.

[1]

Септуагинта (греч.) - древнейший перевод Библии на греческий язык, сделанный в Египте в III в. до н, э. По преданию осуществлен семьюдесятью толковниками. Отсюда обозначение LXX. Сэдэк, или Цэдэк (евр.) - праведность.