Термин широко используется в различных современных религиозных и оккультных учениях, каждое из которых дает ему собственную трактовку.
Происхождение.
От латинского «ex» и «grex» — буквально «из стада». Непосредственное значение термина «grex» - стадо. В более широком смысле – совокупность. В таком смысле данный термин определяет Даниил Андреев:
«Иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными общинами. Они лишены монад, но обладают временно сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности»
Хотя, ради справедливости надо сказать, что сам визионер считал, что термин эгрегор ведет свое происхождение из теософии иудаизма, т.е. из каббалы:
«Мне помнится, например, что в мистике иудаизма фигурирует понятие «эгрегоры»; однако насколько точно совпадает этот термин с тем содержанием, которое вкладывается в него здесь, мне судить трудно, хотя бы вследствие моего более чем поверхностного знакомства с еврейскими теософемами.»
От греческого «egeiro» (сторожить, присматривать, наблюдать). В этом смысле данный термин широко используется теософами. Например, Блаватской и Рерихами. В такой трактовке «эгрегор» выступает в роли внешнего наблюдателя и руководителя человека.
От греческого страж или хранитель. Встречается в Септуагинте – известном переводе Библии, Плач Иеремии 4:14. В синодальном переводе этот абзац выглядит следующим образом:
«бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.»
В Септуагинте[1]
вместо слова «слепые» употреблен термин «эгрегоры».
Автор сайта «Разнообразие Богословия» полагает, что эгрегорами в данном контексте назывались падшие ангелы, бывшие «небесные стражи», которые, прельстившись красотой человеческих женщин, спустились с Небес на землю. В книге «Бытие» 6:4 об этом деянии ангелов сказано следующим образом:
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
В неканонической книге Еноха об этом событии рассказывается более подробно. Гл. 12:
«До того, как все это произошло, Енох был спрятан, и ни один из сынов человеческих не знал, где он был спрятан, и где он оставался, и что сталось с ним. И жизнь его была связана со Стражами, и дни его были со святыми. И я, Енох, благословлял Господа великого и Царя вечности, и вот! Стражи позвали меня – Енох, писец – и сказали мне: «Енох, ты писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жен: «Вы вызвали великое разрушение на земле: И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов: и как они радовались о своих детях, погибель своих возлюбленных (детей) увидят они, и о смерти детей своих плакать будут, и будут вечно умолять, но не добьетесь вы милости и мира….
…И когда сыны человеческие умножились, случилось, что в те дни родились у них прекрасные и миловидные дочери. И ангелы, сыны небесные, увидели их и возгорелись к ним страстью, и сказали один другому: «Придите, давайте выберем себе жен из детей человеческих, и родятся у нас дети». И Семьяза, бывший их лидером, сказал им: «Боюсь, в действительности, вы не согласитесь совершить дело сие, и мне одному придется расплачиваться за этот великий грех». И все они ответили ему и сказали: «Пусть каждый даст клятву, и все обяжем себя взаимными проклятиями не оставлять этот замысел, но совершить сие дело». Затем поклялись они все и обязали сами себя взаимными проклятиями в этом. И всех их было двести; сошедшие в дни Яреда на вершину горы Ермон, и назвали они ее гора Ермон, потому что на ней поклялись они и обязали себя взаимными проклятиями.»
Расшифровка смысла.
По сути, данные определения дополняют друг друга, обозначая различные аспекты данного термина.
Первый смысл указывает на происхождение данного феномена. Согласно определению Д.Л. Андреева эгрегор является продуктом концентрации внимания коллектива людей на определенных идеях, благодаря чему и возникает эгрегор как социальное явление. Иначе говоря, здесь речь идет о прямой связи от человека к эгрегору.
Второй смысл делает акцент на влиянии эгрегора на человека. Ведь обладая «сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности» эгрегор оказывает на психику людей, в первую очередь своих членов, бессознательное влияние. Суть которого заключается в том, что базовая идея эгрегора, на которой и концентрируется внимание коллектива, становится приоритетной в личной ценностной иерархии члена эгрерога (совокупности людей). Сила данного влияния определяется мощью эгрегора, которая, в свою очередь, определяется числом активных адептов. Следствием этого становится трансформация поведения человека в соответствии с изменением структуры его нравственных ценностей. Однако, принципиальное отличие теософского понимания эгрегоров от Андреевского заключается в различной трактовке механизма формирования эгрегоров. В качестве примера можно привести определение В.Н. Богдановича:
«Эгрегор возникает в Тонком Мире, прежде соответствующих структур на физическом уровне. Далее он создаёт на Земле определённые условия, открывает избранникам информационно-энергетические каналы и, в результате этих предпосылок, на «ровном месте» возникает коллектив, этнос, социум».
Т.е. теософы считают, что не люди порождают эгрегоры концентрированием коллективного внимания, а эгрегоры объединяют людей, манипулируя их бессознательным. Подобное восприятие противоречит взглядам Д.Л. Андреева, который писал:
«С распадением эгрегоров исчезают и эквиваленты их
сознаний, рассеиваясь в пространстве. Это не переживается ими
как страдание.»
Третий смысл термина отражает очень важный аспект данного понятия. «Исполины», наделенные нечеловеческими физическими и психическими силами зачастую становились вождями племен, царями народов или, по крайней мере, народными героями. Вокруг личности каждого такого героя формировался целый культ со своими легендами, празднествами, ритуальными обрядами и т.д. Таким образом, личности многих исполинов стали естественными объектами концентрации общественного внимания, т.е. стали центральными идеями соответствующих эгрегоров. Этот обычай дожил до наших дней, когда объектами поклонения становятся различные известные персоны: политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и т.д.. В дальнейшем подобные эгрегоры могли возникать вокруг любого «кумира», не обязательно имеющего человеческий облик. Эта культовая практика стала основой язычества.
Современное значение.
В современной литературе термин эгрегор употребляется в основном в двух значения:
Коллектив (совокупность) людей, объединенных определенной идеей (учением).
Душа учения, объединяющего людей, получившая свое самостоятельное существование благодаря концентрации внимания коллектива. Д.Л. Андреев считает, что души эгрегоров обитают в особом слое нашей планеты, который он называет «сакуалой эгрегоров».
Септуагинта (греч.) - древнейший перевод Библии на греческий язык, сделанный в Египте в III в. до н, э. По преданию осуществлен семьюдесятью толковниками. Отсюда обозначение LXX. Сэдэк, или Цэдэк (евр.) - праведность.
При цитировании материала ссылка на сайт «Аримойя» и указание автора статьи обязательны.
Перепечатка и размещение материала на других сайтах или в иных СМИ без согласия владельца ресурса запрещены.
За разрешением обращайтесь по адресу: info@arimoya.ru.