Аримойя.
Ангел
Аримойя
Историко-философский портал.
Роза Мира

Демиург.

(от греч. demiurgos - мастер, ремесленник, творец), термин, означающий: в философии - созидающее начало вообще, в теологии - бог, творец мира. В философский оборот термин «Демиург» был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал.

В мифологии многих народов «демиург» изготавливающий ранее не существовавшие объекты, сопоставим с культурным героем, большей частью добывающим предметы, ранее уже существовавшие, но удаленные, скрытые и т.д. Практически в архаических мифологиях функции демиурга и культурного выполняются одним персонажем – племенным (тотемным) зооморфным или антропоморфным первопредком-прародителем, который зачастую действует как трикстер [2] или в паре (особенно в близнечных мифах) со своим антагонистом-трикстером. В более развитых мифологических системах функции демиурга и культурного героя дифференцируются. Обитель демиурга переносится на небо, а культурный герой становится исполнителем его миссии на земле.

 

  1. В греческой культуре демиургами (творцами) называли ремесленные и торговые круги населения, противопоставляемые землевладельческой знати - евпатридам и земледельцам - геоморам, а также лиц свободных профессий - врачей, поэтов, певцов и т.д.
  2. В античной философии демиург выступает как субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях. В контексте античного гилеморфизма «Демиург» выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего гештальтирующую форму в сырьевой материал, и как творец мироздания, понятый в качестве «отца мира», производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему.
  3. В гностицизме демиург переосмысливается как подчиненный верховному Божеству создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала.
  4. В концепции «Розы Мира» демиургами называют сущности, являющиеся сосредоточием духа сверхнародов (суперэтносов). Отражением их духовной эволюции в Шаданакаре является процесс этногенеза соответствующего сверхнарода в Эндоре. «Роза Мира» гл.1 «До мировой Сальватерры»:

    Рождение монад обеих иерархий — демиургов сверхнародов и Великих Сестер — предвечным Солнцем Мира не может быть нами ни понято, ни воображено, и любые логизирования на эту тему обречены оставаться пустою спекуляцией. Спекуляциями, на мой взгляд, останутся и попытки заполнить пробел в наших представлениях о тех ступенях космического становления этих монад, которые предшествовали их появлению в Шаданакаре. В каких брамфатурах, в каких формах, по каким ступеням странствовали и воплощались они, прежде чем вступить в пределы нашей планеты? Быть может, я заблуждаюсь, но мне кажется, что подобные инобрамфатурные тайны для нас трансцендентальны. В круг возможностей нашего постижения (и то пострижения не в виде метаисторического озарения, а лишь в форме пассивного восприятия сведений об этом из уст наших невидимых друзей) обе эти иерархии вступают в момент метаэфирного рождения. Таким термином условно обозначим событие, заключающееся в том, что их монады вступают в пятимерную материальность Шаданакара. От Планетарного Логоса, Который можно понимать и как Существо, ставшее высшим демиургом нашей брамфатуры, они получают некий импульс: этот импульс есть творческое воление к осуществлению и выражению себя в трехмерной и четырехмерной субстанциях грядущего сверхнарода, которого еще не было и которого без них не могло бы быть. Именно этот импульс влечет за собою их спуск, облечение их тканями более плотной материальности, уже четырехмерной, и начало, таким образом, их планетарного цикла [1] . Это есть их второе в Шаданакаре, их астральное рождение. Физического, конечно, они не испытывают никогда.

Сергей Евтушенко
30 ноября 2006 года

Комментарии.

[1] В земной истории это событие проявляется как «пассионарный толчок», являющийся моментом рождения нового этноса.

[2] Термин трикстер происходит от английского «trick» - трюк, хитрость, фокус, розыгрыш. Введен в современную науку и публицистику Карлом Густавом Юнгом, которым он обозначил соответствующий архетип бессознательного. Само же название он позаимствовал у исследователя мифов североамериканских индейцев П. Радина. Трикстер у Юнга – это личность, пребывающая в первобытном состоянии. Это состояние, по Юнгу, характеризуется отсутствием сдерживающего влияния разума, как регламентирующей функции и соответствующей этому гиперактивной возможности чувствовать и проявлять интуицию. Отсутствие рамок и сдерживающих факторов, как считает Юнг, способствует выделению огромной «первобытной» энергии, которая делает носителя этого архетипа очень деятельным. Ярким примером трикстера в скандинавской мифологии является Локи, выступающий в роли помощника-дублера Одина в процессе творения им людей. Локи постоянно нарушает установленный Одином порядок, зачастую вступает во враждебные отношения с другими асами, насмехается над ними, проявляя злокозненный характер, хитрость и коварство.

Литература.

  1. Новейший философский словарь.
  2. Андреев Д.А. «Роза Мира».
  3. Энциклопедия. «Мифы народов мира».